Этапы реформирования инноваций

Инновация от зарождения инновационной идеи до выхода на рынок инновационного продукта и до устаревания этого продукта проходит несколько этапов. Риски развития инновации на разных этапах различны. Это приводит к тому, что, как правило, финансируются работы на каждом из этапов различными инвесторами. Поэтому иногда этапы развития инновации называют этапами ее финансирования. Этапы развития инновации представлены на рис. 6.1. По оси ординат откладываются значения дохода, равного сумме прибыли и расходов. Расходам присваивается знак минус.

Нулевой этап венчурного финансирования связан с зарождением идеи и с затратами на ее первоначальное развитие [31]. Как правило, эти затраты невелики и покрываются изобретателем, которому пришла в голову эта идея, или предприятием, где этот изобретатель работает. Первоначальные затраты связаны скорее с затратами времени на обдумывание этой идеи, на ее анализ, на проведение расчетов, на составление эскизов. Если эта идея патентоспособна, то ее автор затратит также время и средства на составление заявки на изобретение и на ее регистрацию в патентном ведомстве. Этот изобретатель может сам развивать свою идею, например, став во главе малого инновационного предприятия, т.е. став предпринимателем. Эта идея может быть передана другому предпринимателю, который займется ее дальнейшей разработкой. Для доказательства возможности реализации идеи и для определения основных характеристик инновационного объекта переходят к первому этапу развития инновации.

Рис. 6.1. Этапы развития инновации

Первый этап называется этапом до стартового финансирования, или этапом посева (seed). На этом этапе проводится научно-исследовательская работа, как правило, небольшими коллективами ученых и инженеров. Основной целью работы являются обоснования практической и коммерческой значимости инновационной идеи, создание лабораторного образца товара, технологии или услуги. На первом этапе формируется основной управленческий персонал предприятия и проводятся первоначальные маркетинговые исследования. На этом этапе отбрасывается около двух третей от всех новых идей. Поэтому инвесторы опасаются вкладывать деньги на стадии посева. Инвесторами на стадии посева может быть государство, бизнес-ангелы или крупные предприятия, которые приобретут разработку после доказательства ее жизнеспособности. Степень риска высокая. Работа первого этапа направлена, в частности, на решение следующих проблем:

• возможность создания инновационного объекта;

• макетирование отдельных элементов и объекта в целом;

• возможность изготовления инновационного объекта на основе существующих технологий или разработка новых технологий;

• выявление необходимых для создания инновационного объекта ресурсов;

• будущий спрос на инновационный продукт;

• воздействие на окружающую среду.

Параллельно с этими работами ведется проверка на патентную чистоту устройства (способа) и патентование разработанных в процессе проведения научно-исследовательской работы новых устройств (способов). Обычно на основе патентов на устройство создаются новые товары, а на основе патентов на способ – новые технологии. Если в процессе проверки на патентную чистоту окажется, что в конструкции инновационного объекта заложены детали или узлы, патенты на которые уже выданы вашим смежникам, то необходимо приобрести лицензии, разрешающие использование запатентованных деталей или узлов, у владельцев патентов. Если же в разрабатываемом инновационном объекте использованы патентоспособные детали или узлы, то их необходимо запатентовать. Это может принести дополнительную прибыль при продаже лицензии на их использование смежниками.

Второй этап – это этап стартового финансирования (start up). Инвестиции на этом этапе привлекаются для развертывания производства в коммерческих масштабах и для организации продажи продукции. Инвесторами являются бизнес-ангелы и некоторые венчурные компании. Степень риска все еще очень высокая. Большинство инвесторов опасается вкладывать деньги в венчурные проекты на этом этапе. Работа этапа стартового финансирования может быть направлена:

• на разработку конструкторской и технологической документации;

• изготовление на основе этой документации отдельных деталей, узлов и объекта в целом;

• приобретение материалов и комплектующих;

• создание оборудования для проведения испытаний;

• проведение испытаний узлов и объекта в целом.

Если в процессе опытно-конструкторской работы получены новые устройства (способы), то их необходимо запатентовать.

Третий этап посвящен финансированию роста и расширения бизнеса. Это этап начального расширения (early expansion). Для этих целей требуются значительные средства, которые используются для приобретения активов. На этом этапе часть инновационного оборудования вводится в строй, и начинается его эксплуатация. Развивается реклама, создаются сети сбыта. На этапе начального расширения прибыль от продаж все еще не покрывает текущих инвестиционных расходов. Риски на этом этапе являются достаточно высокими. Поэтому работы этого этапа все еще финансируются венчурными инвесторами. На этапе роста и расширения решаются следующие вопросы:

• устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы;

• при необходимости приобретается земля;

• приобретаются технологии;

• проводятся дополнительные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

• дорабатывается технологическая документация;

• заключаются контракты;

• строятся необходимые здания и сооружения;

• приобретается и монтируется оборудование;

• проводится маркетинг;

• формируется администрация;

• набирается и обучается персонал.

Четвертый этап – это этап быстрого расширения. Работы по расширению бизнеса, начатые на предыдущем этапе, продолжаются. Бизнес начинает приносить прибыль. Степень риска снижается. Капитал направляется на основное расширение компании (здания, сооружения, оборудование, машины и т.д.). Это увеличивает объем продаж и соответственно прибыль. На этом этапе инвесторы более охотно начинают финансировать проект. В качестве инвесторов могут выступать коммерческие банки.

Пятый этап называется этапом ликвидности (liquidity stage). В странах, где имеются внебиржевые рынки ценных бумаг, венчурные предприятия выходят на этот рынок. Известно, что для работы на бирже фирма должна пройти операцию листинга. Для вновь созданных фирм эта операция может оказаться непосильной. Поэтому в различных странах создаются внебиржевые рынки ценных бумаг. В США этот рынок называется Системой автоматической котировки

Национальной ассоциации биржевых дилеров (NASDAQ). Условия выхода на этот рынок проще, чем на биржу. По достижении этапа ликвидности венчурный инвестор может выйти из проекта, продав свои акции на внебиржевых рынках. Иногда акции приобретает инновационное предприятие.

Шестой этап развития инвестиционного бизнеса называется этапом зрелости. На этом этапе финансирование проекта практически прекращается. Инвестиции направляются только на поддержание бизнеса. Это могут быть инвестиции на снижение издержек, увеличение эффективности, качества и т.д. Этап посвящен в основном получению прибыли.

В качестве примера инновационного объекта рассмотрим создание нового телекоммуникационного спутника Земли, отличающегося от существующих тем, что с целью повышения эффективности космической телекоммуникационной системы спутник снабжен ретранслятором более высокой пропускной способности, более высокой помехозащищенности, работает при меньшем потреблении электроэнергии и имеет меньшую массу по сравнению с аналогами.

При разработке нового телекоммуникационного спутника Земли научно-исследовательская работа направлена на макетирование ретранслятора с требуемыми характеристиками. Оказалось, например, что такой ретранслятор можно построить, так как необходимые комплектующие и материалы для этих целей имеются или могут быть приобретены у смежников. Те же из комплектующих элементов, которые никто не изготавливает, можно создать собственными силами или силами смежников. Одним из таких отсутствующих комплектующих является антенна с повышенной площадью апертуры. Оказалось, что антенна требуемых размеров не уместится под обтекателем ракетоносителя, выбранного для вывода космического аппарата на орбиту Земли. Поэтому антенну во время вывода надо сложить, а на орбите раскрыть. В процессе проведения научно-исследовательской работы выяснилось, что подобные антенны разрабатываются в радиотехнической отрасли. Таким образом, доказана принципиальная возможность создания нового телекоммуникационного космического аппарата.

Параллельно с проведенной работой по созданию инновационного объекта проводится работа но изучению будущего спроса на инновационный продукт. В данном случае продуктом является информация, транслируемая через спутник Земли. По характеристикам транслируемый этим спутником объем информации превышает объем, транслируемый существующей системой. Необходимо определить, существуют ли потенциальные потребители этой информации, и если существуют, то кто они и какой объем информации им нужен.

В процессе научно-исследовательской работы но созданию спутника выяснилось, что в существующих телекоммуникационных космических аппаратах источником питания является миниатюрная атомная электростанция. Это создает потенциальную угрозу загрязнения окружающей среды. Было решено заменить этот источник питания солнечными батареями.

При отработке взаимных связей с другими отраслями был заключен договор на разработку развертывающейся в космосе антенны с предприятием радиотехнической отрасли. Оказалось также, что существующего производства, финансовых и трудовых ресурсов достаточно для изготовления нового телекоммуникационного космического аппарата.

По результатам научно-исследовательской работы по созданию телекоммуникационного спутника Земли принято решение о жизнеспособности проекта.


3. Типы нововведений в школе и вузе.

Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе - нововведения в целях и содержании образования; в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах педагогического процесса; в организации обучения и воспитания; в деятельности администрации, педагогов, учащихся. Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема) преобразований: частные (локальные и единичные), комплексные, системные нововведения. Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала – модификационные, комбинаторные, радикальные инновации. Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: