Сенсорное развитие детей с ОВЗ

Сенсорному развитию детей с ОВЗ отводится особое внимание. У детей развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое, на их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

При организации работы с детьми с ОВЗ следует учитывать психофизические особенности каждого ребенка.

Обратимся к программе, и рассмотрим, какие дети относятся к группе детей с ОВЗ.

Категории детей с нарушениями развития (согласно программе «От рождения до школы»):

-дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер – нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

- дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

- дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;

- дети с задержкой психического развития, которых характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

- дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА)) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;

- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (слабослышащие с ДЦП, слабовидящие с ЗПР и др.).

Значительную по численности группу детей составляют дети с Нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна («Группа риска») и может быть представлена следующими вариантами:

Дети с минимальными нарушениями слуха.

Дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе амблиопией, косоглазием.

Дети с нарушениями речи (дислалия, ОНР, заикание, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия), ЗРР.

Дети с легкой ЗПР (конституциональной, соматогенной, психогенной).

Педагогически запущенные дети.

Дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, постравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями).

Дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.).

Дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания).

Дети с психогениями (неврозами).

Дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия).

Дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы.

Дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).

Такие дети нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: