Лица, получающие доступ к персональным данным

Все органы власти (федеральные, региональные, местные), органы управления внебюджетными фондами, нотариусы, избиркомы и многофункциональные центры (далее – МФЦ) получат доступ к данным Регистра.

Следует учитывать, что МФЦ не являются госорганами и предоставление им доступа без согласия граждан не только незаконно, но и чревато серьезными проблемами в масштабах страны. СМИ сотрясают новости об утечках данных через МФЦ. Помимо того, что вопрос с ответственностью МФЦ является весьма дискуссионным, следует учесть, что по ст. 16 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для оказания услуг МФЦ могут привлекать «иные организации», а также что МФЦ оказывают услуги для различных учреждений, не только госорганов. И никаких ограничений по организационно-правовой форме структур, которые может привлекать МФЦ, закон не устанавливает. Достаточно наличия сети филиалов, определенных каналов связи и Интернета (п. 32 «Правил организации деятельности МФЦ…», утв. Постановлением Правительства от 22.12.12 г. № 1376). Сам этот факт свидетельствует о легализации передачи госуправления коммерческим структурам. И важным шагом для отчуждения данных граждан становится легализуемый с помощью критикуемого законопроекта доступ в том числе коммерческих организаций (путем заключения договора с уполномоченным МФЦ) к создаваемому Единому регистру.

При этом согласно ч. 7 ст. 11 законопроекта «порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в том числе перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации». Таким образом, из законопроекта невозможно сделать вывод, к каким именно персональным данным граждан какие структуры получат доступ. Соответствующее правовое регулирование делегировано на подзаконный уровень, что неприемлемо и может привести к дополнительным ограничениям прав граждан в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции.

Очевидно, что с таким регулированием произойдет расползание личных данных граждан по рукам самых разных «третьих лиц».

Законопроект позволяет вносить в Регистр гостайну.

Согласно части 2 статьи 8 законопроекта в Регистре не допускается использование гостайны, «за исключением сведений, указанных в частях 12 и 15 настоящей статьи». По части 12 статьи 8 законопроекта «В целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной защите отдельных физических лиц в федеральном регистре сведений о населении предусматриваются формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных физических лицах, обособленно…».

Какие лица и по какому принципу попадут в обособленный сегмент, из законопроекта непонятно. Порядок внесения данных в обособленную часть также не ясен. Между тем, сам факт переноса сведений об определенных лицах из общей части Регистра в обособленную будет означать перевод гражданина в особый режим, и это будет очевидно при доступе в Регистру. Обратный процесс также будет очевиден из перевода данных из обособленной части в общую.

По части 15 статьи 8 законопроекта ряд госорганов, включая органы ФСБ, органы внешней разведки, МВД в порядке, определяемом Правительством РФ, будут вносить в Регистр сведения, ранее не учтенные в других системах. Причем, как отмечено в части 2 статьи 8, это могут быть сведения, представляющие собой государственную тайну.

Вопрос о допуске к гостайне в ПФЗ не решен, неясно, кто будет работать с данными, представляющими гостайну.

Сам факт внесения гостайны в Регистр представляет собой угрозу нацбезопасности.

Оператор Регистра – Федеральная налоговая служба.

Согласно законопроекту Федеральная налоговая служба становится оператором Единого регистра населения. Это грубый перехват полномочий других органов власти, в т.ч. ФСБ (с учетом возможности хранения в Регистре гостайны), Минобороны в части сбора сведений о воинском учете и т.д.

Стоит обратить внимание на то, какая информация уже сейчас имеется в управлении ФНС.

(1) ФНС ведет Единый государственный регистр налогоплательщиков (утв. Приказом Минфина от 22.06.17 № 99н), в который вносится более 30 видов сведений о физлице, включая информацию об имуществе, акты о рождении, смерти и многое другое.

 

(2) По Закону об актах гражданского состояния ФНС ведет регистр актов гражданского состояния.

Непонятно, кстати, почему именно ФНС, ведь контроль и надзор в сфере актов гражданского состояния – это компетенция Минюста.

(3) Теперь ФНС планирует получить Единый регистр населения.

Возникает вопрос, не слишком ли много информации и реестров подконтрольно одному ведомству?

В качестве аргументов за принятие законопроекта звучало то, что Регистр поможет с привлечением других баз данных узнать доход семьи и оптимально организовать систему выплаты пособий. Между тем ФНС по своему профилю собирает налоги, а не платит пособия. Соцподдержка - компетенция Минтруда и соцзащиты, а для целей соцобслуживания была создана база ЕГИССО - Единая государственная информационная система социального обслуживания, оператором которой является ПФР. (К этому регистру тоже есть вопросы, но это отдельный разговор). Если у нас уже есть ЕГИССО для выплаты пособий, зачем еще и Единый регистр?

Иногда говорится, что Регистр нужен для целей статистики. Однако непонятно, почему Росстат не может выполнять свою функцию, общаясь с первоисточниками информации?

Напрашивается один вывод: Единый регистр создается как основа для широкомасштабного электронного контроля ФНС в отношении населения. Обоснование передачи ФНС Регистра тем, что у ФНС есть некие супер-технологии не выдерживает никакой критики: происходит подмена компетенции госоргана и захват компетенции иных органов власти.

Неограниченная информация в одних руках обо всем населении может использоваться для давления на граждан и поражения их в правах. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: