В научной и учебной литературе 1970-1980 годов были представлены два подхода к изучению интервью – методический и жанровый. Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Это, с одной стороны, существенно облегчало анализ родовых особенностей данного вида деятельности, но, с другой – не учитывало многообразия ситуаций, в которых оказывались журналисты во время подготовки и проведения интервью. Кстати, исследователи признавали некую ущербность подобного подхода и уязвимость его рекомендаций для практического применения.
Второй, так называемый «жанровый», подход – это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Он разрабатывался в системе координат жанров периодической печати. Интервью причислялось к информационным жанрам периодики, а его успешность, или эффективность, по мнению исследователей, зависела от идеологической подготовки автора.
|
|
Рассматривая интервью в двух плоскостях, исследователи на самом деле искусственно расчленяли творческий процесс. Они пытались механически описать его по строгим законам науки и упускали из виду, что природу журналистики надо искать на перекрестке разных сфер жизни – политики, массовой культуры, экономики, права. Кроме того, при таком условном делении от исследователей и авторов ускользали этические и нравственные коллизии, которые возникали в профессиональной деятельности журналистов и стоили большего внимания, чем их «партийная позиция».
В 1980 годы была сделана попытка разрешить это противоречие – метод и жанр стали рассматривать в едином ключе диалектического взаимодействия. Однако целостный взгляд на интервью как процесс подготовки и производства информационного продукта так и не сформировался. Весьма эффективными оказались исследования идейно-тематической составляющей творческой деятельности, выделяющие поиск и разработку темы как своего рода пусковой механизм всей последующей работы. Однако советы и методические рекомендации, как проводить интервью; добиться успеха и сохранить свою индивидуальность; защитить общественный интерес и при этом избежать ненужного пафоса так и не сформировались.
Существовал и третий подход к интервью, разрабатываемый в контексте этических проблем творческой деятельности. Но и тут рассматривались лишь некоторые случаи профессионального общения, содержащие конфликты интересов ситуации и предлагались пути их разрешения, которые в тех исторических условиях представлялись автору этически верными. И в этом подходе превалировала идеологическая оценка ситуации, а критерием нравственности служили нормы партийной дисциплины.
|
|
Несмотря на концептуальные различия подходов, разнообразие типов и форматов, у интервью как метода получения сведений в целях информирования общества есть и вполне конкретные поведенческие стилистические приемы, которые могут быть использованы.
Конфронтационный стиль, по мнению М.М. Лукиной, проявляется, когда нет доверия к своему источнику и в каждом событии ищем двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собеседник ждет подвоха.
Элитарный стиль рождается в определенных социальных условиях в результате процессов социальной стратификации. Он противостоит конфронтационной, соревновательной стратегии, а все его формы сводятся к обостренному чувству социальной ответственности.
Партнерский режим общения – процесс поиска, который является необходимым условием подготовки и производства материалов, в первых двух воспринимается как сбор сведений об объектах действительности, а люди, располагающие ими, рассматриваются просто как поставщики сведений, или информаторы. В контексте же партнерского подхода сбор информации осуществляется не с помощью ролевых функций «сборщиков» и «поставщиков» сведений, а в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия двух (или более) людей.
Вопросы и задание для самоконтроля
1. Каково соотношение понятий «беседа» и «интервью»?
2. Каковы отличительные особенности стандартизированного интервью?
3. Каковы отличительные особенности свободного интервью?
4. Какие достоинства и недостатки интервью как метода исследования?
5. Назовите необходимые правила для качественного проведения интервью.
6. Составить интервью по теме: «Почему для современных секретарей важно применять профстандарт». Учесть и такие вопросы:
1. Каким должен быть современный секретарь?
2. Как на развитие этой профессии повлиял принятый в 2020 году профстандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»?
3. Какие проблемы делопроизводства организаций сегодня самые актуальные?
Домашнее задание: проанализировать интервью (любого известного человека).
Лекция № 25
Тема: «Типология речевых культур и стилистические особенности речи делового
человека».
Цель: знать основы типологии речевой культуры в рамках формального и неформального общения и стилистические особенности речи делового селовека.
Задачи:
¾ реализовать на практике умение рационально строить устное высказывание;
¾ развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы.
План
1. Профессиональное коммуникативное поведение и профессиональная коммуникативная личность.
2. Стереотипное представление о внешности и поведении делового человека.
3. Типология речевых культур и стилистические особенности речи делового человека.
4. Речевое поведение делового человека.