Закон Украины Основы законодательства Украины о здравоохранении

 

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Украины об охране здоровья

 

Законодательство Украины о здравоохранении базируется на Конституции Украины и состоит из настоящих Основ и других принятых в соответствии с ними актов законодательства, регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья.

 

Статья 2. Международные договоры Украины в сфере здравоохранения

 

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о здравоохранении, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Понятия и термины, употребляемые в законодательстве о здравоохранении

 

В этих Основах и других актах законодательства о здравоохранении основные понятия имеют следующие значения:

здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

учреждение здравоохранения - юридическое лицо любой формы собственности и организационно-правовой формы или его обособленное подразделение, обеспечивающее медицинское обслуживание населения на основе соответствующей лицензии и профессиональной деятельности медицинских (фармацевтических) работников;

медицинская помощь - деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами;

медицинская субсидия - безналичная помощь, предоставляемая за счет средств государственного или местных бюджетов для оплаты необходимых пациенту медицинских услуг и лекарственных средств;

медицинское обслуживание - деятельность учреждений здравоохранения и физических лиц - предпринимателей, зарегистрированных и получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке, в сфере здравоохранения, не обязательно ограничивается медицинской помощью, но непосредственно связана с ее предоставлением;

сеть учреждений здравоохранения - совокупность учреждений здравоохранения, обеспечивающих потребности населения в медицинском обслуживании на соответствующей территории;

неотложное состояние человека - внезапное ухудшение физического или психического здоровья, которое представляет прямую и неотвратимую угрозу жизни и здоровью человека или окружающих ее людей и возникает вследствие болезни, травмы, отравления или других внутренних или внешних причин;

здравоохранение - система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями здравоохранения, физическими лицами - предпринимателями, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и получили лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике медицинскими и фармацевтическими работниками, общественными объединениями и гражданами с целью сохранения и восстановления физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной ктивности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности его жизни;

оценка медицинских технологий - экспертиза медицинских технологий по клинической эффективности, экономической целесообразности, организационных проблем и проблем безопасности для граждан в связи с их применением;

пациент - физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью и / или которому предоставляется такая помощь;

услуга по медицинскому обслуживанию населения (медицинская услуга) - услуга, предоставляемая пациенту учреждением здравоохранения или физическим лицом - предпринимателем, зарегистрированным и получила в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и оплачивается ее заказчиком. Заказчиком услуги по медицинскому обслуживанию населения могут быть государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе пациент;

домедицинской помощь - неотложные действия и организационные мероприятия, направленные на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизации последствий такого состояния на здоровье, осуществляемых на месте происшествия лицами, не имеющими медицинского образования, но по своим служебным обязанности " связями должны владеть основными навыками по спасению и сохранению жизни человека, который находится в неотложном состоянии, и в соответствии с законом обязаны осуществлять такие действия и мероприятия;

редкое (орфанных) заболевания - заболевания, которое угрожает жизни человека или какое хронически прогрессирует, приводит к сокращению продолжительности жизни гражданина или к его инвалидности, распространенность которого среди населения не чаще чем 1: 2000;

телемедицина - комплекс действий, технологий и мер, применяемых при оказании медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи для обмена информацией в электронной форме;

Содержание других понятий и терминов определяется законодательством Украины и специальными словарями понятий и терминов Всемирной организации здравоохранения.

 

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

 

Основными принципами охраны здоровья в Украине:

признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;

гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенный медико-социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения;

равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в сфере здравоохранения;

соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;

ориентация на современные стандарты здоровья и медицинской помощи, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в сфере здравоохранения;

предупредительно-профилактический характер, комплексный социальный, экологический и медицинский подход к охране здоровья;

многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий по демонополизации и поощрением предпринимательства и конкуренции;

децентрализация государственного управления, развитие самоуправления учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основе.

 

Статья 5. Здравоохранение - общий долг общества и государства

 

Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не наносить вред здоровью населения и отдельных лиц в пределах своей компетенции оказывать помощь больным, лицам с инвалидностью и пострадавшим от несчастных случаев, способствовать работникам органов и учреждений здравоохранения в их деятельности, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

 

Раздел II
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 6. Право на охрану здоровья

 

Каждый гражданин Украины имеет право на охрану здоровья, предусматривает:

а) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, который необходим для поддержания здоровья человека;

б) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

в) санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного пункта, где он проживает;

г) безопасные и здоровые условия труда, учебы, быта и отдыха;

д) квалифицированную медицинскую помощь, включая свободный выбор врача, выбор методов лечения согласно его рекомендациям и учреждения здравоохранения;

е) достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;

е) участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесение предложений по формированию государственной политики в сфере охраны здоровья;

ж) участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;

з) возможность объединения в общественные организации с целью содействия здравоохранению;

а) правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;

и) возмещение причиненного здоровью вреда;

и) обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;

и) возможность проведения независимой медицинской экспертизы соответствующего типа в случае несогласия гражданина с заключением государственной медицинской экспертизы, применения к нему меры пресечения как к лицу, в отношении которого предполагается применение принудительных мер медицинского характера или решался вопрос об их применении, принудительных мер медицинского характера, принудительного лечения, принудительной госпитализации и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения нарушаются права гражданина Украины на охрану здоровья;

к) право пациента, находящегося на стационарном лечении в учреждении здравоохранения, на допуск к нему других медицинских работников, членов семьи, опекуна, попечителя, нотариуса и адвоката, а также священнослужителя для отправления богослужения и религиозного обряда;

л) информирование о доступных медицинские услуги с применением телемедицины.

Законами Украины могут быть определены и другие права граждан в сфере охраны здоровья.

Гражданам Украины, которые находятся за рубежом, гарантируется право на охрану здоровья в формах и объеме, предусмотренных международными договорами, в которых участвует Украина.

 

Статья 7. Гарантии права на охрану здоровья

 

Государство согласно Конституции Украины гарантирует всем гражданам реализацию их прав в сфере здравоохранения путем:

а) создание разветвленной сети учреждений здравоохранения;

б) организации и проведения системы государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья;

в) финансирование предоставления всем гражданам и другим определенным законом лицам гарантированного объема медицинских услуг и лекарственных средств в порядке, установленном законом;

г) осуществление государственного и возможности общественного контроля и надзора в сфере здравоохранения;

д) организации государственной системы сбора, обработки и анализа социальной, экологической и специальной медицинской статистической информации;

е) установление ответственности за нарушение прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения.

 

Статья 8. Государственная защита права на охрану здоровья

 

Государство признает право каждого гражданина Украины на здравоохранение и обеспечивает его защиту.

Каждый гражданин имеет право на бесплатное получение в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинской помощи, к которой относятся:

экстренная медицинская помощь;

первичная медицинская помощь;

вторичная (специализированная) медицинская помощь, оказываемая по медицинским показаниям в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны здоровья;

третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь, оказываемая по медицинским показаниям в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны здоровья;

паллиативная помощь, оказываемая по медицинским показаниям в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Государство гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения по эпидемическим показаниям. Государство также гарантирует бесплатное проведение медико-социальной экспертизы, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, патологоанатомических вскрытий и связанных с ними исследований в порядке, установленном законодательством.

Государство гарантирует гражданам Украины и другим определенным законом лицам предоставления необходимых медицинских услуг и лекарственных средств за счет средств Государственного бюджета Украины на условиях и в порядке, установленных законодательством.

В случае нарушения законных прав и интересов граждан в сфере здравоохранения соответствующие государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения и организации, их должностные лица и граждане обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав, защиты законных интересов и возмещения причиненного ущерба.

Судебная защита права на охрану здоровья осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Разработка отраслевых стандартов в сфере здравоохранения, проведение государственной оценки медицинских технологий осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 9. Ограничение прав граждан, связанные с состоянием их здоровья

 

На основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно непригодными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных функций.

Применение мер к лицу, в отношении которого предполагается применение принудительных мер медицинского характера или решался вопрос об их применении, принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, принудительного лечения к лицам, совершившим преступления и имеющим болезнь, которая представляет опасность для здоровья других лиц, ограничение прав других граждан в виде принудительного лечения, принудительной госпитализации или в связи с установлением карантина допускаются исключительно с п идстав и в порядке, предусмотренных законом.

Решение об ограничении прав граждан, связанные с состоянием их здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Статья 10. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

 

Граждане Украины обязаны:

а) заботиться о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;

б) в предусмотренных законодательством случаях проходить профилактические медицинские осмотры и делать прививки;

в) принимать предусмотренные Законом Украины "Об экстренной медицинской помощи", меры для обеспечения оказания экстренной медицинской помощи другим лицам, находящимся в неотложном состоянии;

г) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

 

Статья 11. Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства

 

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, лица, признанные беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите, пользуются такими же правами и несут те же обязанности в сфере здравоохранения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами или законами Украины.

Права и обязанности в сфере здравоохранения иностранцев и лиц без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, определяются законами Украины и соответствующими международными договорами.

 

Раздел III
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 12. Здравоохранение - приоритетное направление государственной деятельности

 

Здравоохранение - одно из приоритетных направлений государственной деятельности. Государство формирует политику здравоохранения в Украине и обеспечивает ее реализацию.

Государственная политика здравоохранения обеспечивается бюджетными ассигнованиями в размере, соответствующем ее научно обоснованным потребностям, но не менее десяти процентов национального дохода.

 

Статья 13. Формирование государственной политики здравоохранения

 

Основу государственной политики здравоохранения формирует Верховная Рада Украины путем закрепления конституционных и законодательных основ здравоохранения, определения ее цели, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих кредитно-финансовых, налоговых, таможенных и других регуляторов, утверждения общегосударственных программ здравоохранения.

{Часть вторая статьи 13 исключен на основании Закона № 5460-VI от 16.10.2012}

Составной частью государственной политики здравоохранения в Украине политика здравоохранения Автономной Республике Крым, местные и региональные комплексные и целевые программы, формируемые Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и отражают специфические потребности охраны здоровья населения, проживающего на соответствующих территориях.

 

Статья 14. Реализация государственной политики здравоохранения

 

Реализация государственной политики здравоохранения возлагается на органы исполнительной власти.

{Часть вторая статьи 14 исключен на основании Закона № 5460-VI от 16.10.2012}

{Часть третья статьи 14 исключен на основании Закона № 5460-VI от 16.10.2012}

Кабинет Министров Украины организует разработку и осуществление государственных целевых программ, создает экономические, правовые и организационные механизмы, стимулирующие эффективную деятельность в сфере здравоохранения, обеспечивает развитие сети учреждений здравоохранения, заключает межправительственные соглашения и координирует международное сотрудничество по вопросам здравоохранения "я, а также в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия, возложенные на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции разрабатывают программы и прогнозы в сфере здравоохранения, определяют единые научно обоснованные государственные стандарты, критерии и требования, которые должны способствовать охране здоровья населения, формируют и размещают государственные заказы с целью материально технического обеспечения сферы, осуществляющих государственный контроль и надзор и другую исполнительно-распорядительную деятельность в сфере здравоохранения.

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, а также органы местного самоуправления реализуют государственную политику в сфере здравоохранения в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством.

 

Статья 14-1. Система стандартов в области охраны здоровья

 

Система стандартов в сфере здравоохранения составляют государственные социальные нормативы и отраслевые стандарты.

Государственные социальные нормативы в сфере здравоохранения устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях".

Отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения являются:

стандарт медицинской помощи (медицинский стандарт) - совокупность норм, правил и нормативов, а также показатели (индикаторы) качества оказания медицинской помощи соответствующего вида, которые разрабатываются с учетом современного уровня развития медицинской науки и практики;

клинический протокол - унифицированный документ, который определяет требования к диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных методов оказания медицинской помощи и их последовательность;

табель материально-технического оснащения - документ, определяющий минимальный перечень оборудования, устройств и средств, необходимых для оснащения конкретного типа учреждения здравоохранения, его подразделения, а также для обеспечения деятельности физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность по медицинской практике по определенной специальности (специальностям);

лекарственный формуляр - перечень зарегистрированных в Украине лекарственных средств, включая лекарства с доказанной эффективностью, допустимым уровнем безопасности, использование которых экономически приемлемым.

Отраслевые стандарты в сфере здравоохранения разрабатываются и утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения есть и другие нормы, правила и нормативы, предусмотренные законами, регулирующими деятельность в сфере здравоохранения.

Соблюдение стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов), клинических протоколов, табелей материально-технического оснащения является обязательным для всех учреждений здравоохранения, а также для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность по медицинской практике.

 

Статья 15. Органы здравоохранения

 

Реализацию государственной политики в сфере здравоохранения обеспечивают:

центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения;

другие центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах санитарного и эпидемического благополучия населения, контроля качества и безопасности лекарственных средств, противодействия ВИЧ-инфекции / СПИДа и других социально опасных заболеваний.

Реализацию государственной политики в сфере здравоохранения в административно-территориальных единицах Украины осуществляют Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации.

 

Статья 16. Учреждения здравоохранения

 

Государство способствует развитию учреждений здравоохранения всех форм собственности.

Порядок создания, прекращения учреждений здравоохранения, особенности деятельности и классификация учреждений определяются законом.

Сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения формируется с учетом потребностей населения в медицинском обслуживании, необходимости обеспечения надлежащего качества такого обслуживания, своевременности, доступности для граждан, эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена.

Планирование развития сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, принятие решений о ее оптимизации, создании, реорганизации, перепрофилирования государственных и коммунальных учреждений здравоохранения осуществляются в соответствии с законом органами, уполномоченными управлять объектами соответственно государственной и коммунальной собственности.

Учреждения здравоохранения могут добровольно проходить аккредитацию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Не подлежат обязательной аккредитации аптечные учреждения. Аккредитация аптечных учреждений может осуществляться на добровольных началах.

Учреждение здравоохранения осуществляет свою деятельность на основании устава (положения), утверждается владельцем заведения (уполномоченным им органом).

Руководителем учреждения здравоохранения независимо от формы собственности может быть назначено только лицо, отвечающее единым квалификационным требованиям, которые устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителя учреждения здравоохранения осуществляются в соответствии с законодательством.

Руководители государственных и коммунальных учреждений здравоохранения назначаются на должность уполномоченным исполнительным органом управления владельца заведения здравоохранения на конкурсной основе путем заключения с ними контракта на срок от трех до пяти лет. Порядок проведения конкурса на занятие должности руководителя государственного, коммунального учреждения здравоохранения и порядке заключения контракта с руководителем государственного, коммунального учреждения здравоохранения, а также типовая форма такого договора утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляются в соответствии с законодательством об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения.

В зависимости от формы собственности учреждения здравоохранения образуются и функционируют как государственные, коммунальные, частные или основанные на смешанной форме собственности. Государственные и коммунальные учреждения здравоохранения не подлежат приватизации.

По организационно-правовой форме учреждения здравоохранения государственной собственности могут образовываться и функционировать как казенные предприятия или государственные учреждения.

По организационно-правовой форме учреждения здравоохранения коммунальной собственности могут образовываться и функционировать как коммунальные некоммерческие предприятия или коммунальные учреждения.

Учреждения здравоохранения частной собственности не ограничены в выборе организационно-правовой формы.

Учреждения здравоохранения, образованные в результате реорганизации государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - государственных и коммунальных учреждений, могут иметь обособленное имущество (в том числе денежные средства), закрепленное за ними на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, самостоятельно утверждать штатное расписание, иметь счета в учреждениях банков, печати.

 

Статья 17. Хозяйственная деятельность в сфере здравоохранения

 

Осуществления хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения, в соответствии с законом подлежит лицензированию, разрешается только при наличии лицензии.

Государство поддерживает хозяйственную деятельность в сфере здравоохранения.

 

Статья 18. Финансовое обеспечение здравоохранения

 

Финансовое обеспечение здравоохранения может осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц, а также из других источников, не запрещенных законом.

Уровень финансового обеспечения здравоохранения рассчитывается на основании научно обоснованных нормативов.

Средства Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, предназначенные на здравоохранение, используются, в частности, для обеспечения медицинской помощи населению, финансирования государственных целевых и местных программ здравоохранения и фундаментальных научных исследований в этой сфере.

Финансовое обеспечение государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Медицинская помощь оказывается бесплатно за счет бюджетных средств в учреждениях здравоохранения и физическими лицами - предпринимателями, которые зарегистрированы и получили в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения.

Договоры о медицинском обслуживании заключаются в пределах бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение на соответствующий бюджетный период, на основании стоимости и объема услуг по медицинскому обслуживанию, заказчиком которых является государство или органы местного самоуправления. Стоимость услуги по медицинскому обслуживанию рассчитывается с учетом структуры расходов, необходимых для предоставления такой услуги в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения. Методика расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию, перечень платных услуг по медицинскому обслуживанию утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Требования к поставщика услуг по медицинскому обслуживанию населения, с которым главными распорядителями бюджетных средств заключаются договоры о медицинском обслуживании населения, порядок заключения таких договоров и типовая форма договора утверждается Кабинетом Министров Украины.

Учреждения здравоохранения могут использовать для повышения уровня качества медицинского обслуживания населения средства, полученные от юридических и физических лиц, если иное не установлено законом. Учреждения здравоохранения устанавливают плату за услуги по медицинскому обслуживанию, предоставляемых вне договорам о медицинском обслуживании населения, заключенным с главными распорядителями бюджетных средств, в порядке, установленном законом.

Порядок заключения договоров о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий и порядок определения тарифов для оплаты медицинских услуг и лекарственных средств устанавливаются Законом Украины "О государственных финансовые гарантии медицинского обслуживания населения".

Порядок назначения и предоставления медицинских субсидий устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 19. Материально-техническое обеспечение охраны здоровья

 

Государство организует материально-техническое обеспечение здравоохранения в объеме, необходимом для предоставления населению гарантированного уровня медицинской помощи. Все учреждения здравоохранения имеют право самостоятельно решать вопросы своего материально-технического обеспечения. Государство способствует производству медицинской аппаратуры, инструментария, оборудования, лабораторных реактивов, лекарств, протезных и гигиенических средств и других изделий, необходимых для здравоохранения, а также развития торговли этими изделиями.

С этой целью обеспечивается реализация государственных целевых программ приоритетного развития медицинской, биологической и фармацевтической промышленности, поощряются предпринимательство и международное сотрудничество в сфере материально-технического обеспечения здравоохранения, создается система соответствующих налоговых, ценовых, таможенных и других льгот и регуляторов.

Государство обеспечивает соблюдение требований закона об ограничении рекламы лекарственных средств и может ограничивать экспорт товаров, необходимых для здравоохранения, и сырья для их изготовления, если это может повредить интересам охраны здоровья населения Украины.

Для обеспечения надлежащего качества изделий, необходимых для здравоохранения, их применение разрешается только после обязательной апробации, осуществляемой в порядке, согласованном с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 

Статья 20. Научное обеспечение здравоохранения

 

Государство способствует развитию научных исследований в области здравоохранения и внедрению их результатов в деятельности учреждений и работников здравоохранения. Исследования, проводимые академическими и ведомственными научными учреждениями, учебными заведениями и другими научными учреждениями и подразделениями или отдельными учеными, финансируются на конкурсной основе из государственного бюджета, а также за счет любых других источников финансирования, не противоречащих законодательству.

Все государственные целевые программы в сфере здравоохранения и важнейшие мероприятия по их осуществлению подлежат научной экспертизе, которая проводится в соответствии с законом в ведущих национальных и международных учреждениях, определенных Кабинетом Министров Украины.

Высшим научным медицинским учреждением Украины со статусом самоуправляемой организации и независимой в проведении исследований и разработке направлений научного поиска является Академия медицинских наук Украины.

 

Статья 21. Налоговые и другие льготы в сфере здравоохранения

 

Учреждения здравоохранения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере здравоохранения, а также субъекты хозяйствования, производящие продукцию, необходимую для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, пользуются налоговыми и другими льготами, предусмотренными законодательством.

 

Статья 22. Государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения

 

Государство через специально уполномоченные органы исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране здоровья, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение здоровой окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нормативов профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, требований Государственной Фармакопеи, стандартов медицинского обслуживания, медицинских материалов и технологий.

 

Статья 23 исключена на основании Закона № 1697-VII от 14.10.2014

 

Статья 24. Участие общественности в здравоохранении

 

Государственные органы, учреждения здравоохранения обязаны содействовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением.

При государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь вторичного и третичного уровней, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения, по решению собственника учреждения здравоохранения (уполномоченного им органа) образуются наблюдательные советы с обязательным "язковим привлечением представителей общественности (с их согласия). Наблюдательные советы также могут образовываться по решению собственника при других учреждениях.

Наблюдательные советы рассматривают вопросы, в частности, по соблюдению прав и обеспечения безопасности пациентов, соблюдение требований законодательства при осуществлении медицинского обслуживания населения учреждением здравоохранения, финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения.

В состав наблюдательного совета учреждения здравоохранения, кроме представителей собственника учреждения здравоохранения (уполномоченного им органа) и соответствующих органов исполнительной власти и / или органов местного самоуправления, входят (по их согласию) депутаты местных советов, представители общественности и общественных об объединений, деятельность которых направлена ​​на защиту прав в сфере здравоохранения, организаций, осуществляющих профессиональное самоуправление в сфере здравоохранения.

Порядок образования, права, обязанности наблюдательного совета учреждения здравоохранения и типовое положение о нем утверждаются Кабинетом Министров Украины.

При учреждениях здравоохранения с целью содействия их деятельности могут также образовываться попечительские советы, в состав которых (по их согласию) могут включаться благотворители, представители общественности и общественных объединений, благотворительных, религиозных организаций, органов местного самоуправления, средств массовой информации, волонтеры и другие. Решение о создании попечительского совета при учреждении здравоохранения и положение о нем утверждаются приказом руководителя учреждения здравоохранения или уполномоченного органа.

В определении содержания и путей выполнения государственных целевых и местных программ в сфере здравоохранения, осуществлении соответствующих мероприятий, решении кадровых, научных и других вопросов государственной политики могут принимать участие организации, осуществляющие профессиональное самоуправление в сфере здравоохранения, и другие общественные объединения, деятельность которых направлена ​​на защиту прав в сфере здравоохранения, иностранные неправительственные организации.

 

Статья 24-1. Защита прав пациентов

 

Правовые, экономические, организационные основы защиты прав и законных интересов пациентов определяются законом

 

Раздел IV
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЬ

Статья 25. Поддержание необходимого для здоровья жизненного уровня населения

 

Государство обеспечивает жизненный уровень населения, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечение, который необходим для поддержания его здоровья.

С этой целью на основе научно обоснованных медицинских, физиологических и санитарно-гигиенических требований устанавливаются единые минимальные нормы заработной платы, пенсий, стипендий, социальной помощи и других доходов населения, организуется натуральное, в том числе бесплатное, обеспечение наиболее уязвимых слоев населения продуктами питания, одеждой, лекарствами и другими предметами первой необходимости, осуществляется комплекс мероприятий по удовлетворению жизненных потребностей беженцев, бездомных и других лиц, не имеющих определенного места проживает ния, бесплатно предоставляются медицинская помощь и социальное обслуживание лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, угрожающем их жизни и здоровья.

Медицинские, физиологические и санитарно-гигиенические требования по жизненного уровня населения утверждаются Верховной Радой Украины.

 

Статья 26. Охрана окружающей природной среды

 

Государство обеспечивает охрану окружающей природной среды как важной предпосылки жизни и здоровья человека путем охраны живой и неживой природы, защиты людей от негативного экологического воздействия, путем достижения гармоничного взаимодействия личности, общества и природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируются соответствующим законодательством Украины и международными договорами.

 

Статья 27. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия территорий и населенных пунктов

 

Санитарно-эпидемическое благополучие территорий и населенных пунктов обеспечивается системой государственных стимулов и регуляторов, направленных на строгое соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, комплексом специальных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и организацией государственного санитарного надзора.

В Украине устанавливаются единые санитарно-гигиенические требования к планировке и застройке населенных пунктов; строительства и эксплуатации промышленных и других объектов; очистки и обезвреживания промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов; содержание и использование жилых, производственных и служебных помещений и территорий, на которых они расположены; организации питания и водоснабжения населения; производства, применения, хранения, транспортировки и захоронения радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ; содержания и убоя домашних и диких животных, а также к другой деятельности, которая может угрожать санитарно-эпидемическому благополучию территорий и населенных пунктов.

 

Статья 28. Создание благоприятных для здоровья условий труда, учебы, быта и отдыха

 

С целью обеспечения благоприятных для здоровья условий труда, учебы, быта и отдыха, высокого уровня работоспособности, профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, отравлений и предотвращения другой возможного ущерба для здоровья устанавливаются единые санитарно-гигиенические требования к организации производственных и других процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудования, зданий, потребительских товаров и других объектов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье. Все государственные стандарты, технические условия и промышленные образцы обязательно согласовываются с органами здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Владельцы и руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить в их деятельности выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и других требований по охране труда, предусмотренных законодательством о труде, не допускать вредного влияния на здоровье людей и окружающую среду.

Государство обеспечивает надзор и контроль за созданием благоприятных для здоровья условий труда, учебы, быта и отдыха, способствует общественному контролю по этим вопросам.

 

Статья 29. Сохранение генофонда народа Украины

 

В интересах сохранения генофонда народа Украины, предотвращения демографического кризиса, обеспечения здоровья будущих поколений и профилактики наследственных заболеваний государство осуществляет комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов, вредно влияют на генетический аппарат человека, а также создает систему государственного генетического мониторинга, организует медико генетическую помощь населению, способствует обогащению и распространению научных знаний в области генетики и демографии.

Запрещается медицинское вмешательство, которое может вызвать расстройство генетического аппарата человека.

 

Статья 30. Предотвращения инфекционных заболеваний, опасных для населения

 

Государство обеспечивает планомерное научно обоснованное предупреждение, лечение, локализацию и ликвидацию массовых инфекционных заболеваний.

Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, опасных для населения, отстраняются от работы и иной деятельности, которая может способствовать распространению инфекционных болезней и подлежат медицинскому наблюдению и лечению за счет государства с выплатой в случае необходимости помощи по социальному страхованию. По отдельным особо опасных инфекционных заболеваний могут осуществляться обязательные медицинские осмотры, профилактические прививки, лечебные и карантинные мероприятия в порядке, установленном законами Украины.

В случае угрозы возникновения или распространения эпидемических заболеваний Кабинетом Министров Украины в порядке, установленном законом могут вводиться особые условия и режимы труда, учебы, передвижения и перевозки на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию этих заболеваний.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления обязаны активно способствовать осуществлению противоэпидемических мероприятий.

Перечень особо опасных и опасных инфекционных заболеваний и условия признания лица инфекционно больным или носителем возбудителя инфекционного заболевания определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения и публикуются в официальных источниках.

 

Статья 31. Обязательные медицинские осмотры

 

В целях охраны здоровья населения организуются профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, беременных женщин, работников предприятий, учреждений и организаций с вредными и опасными условиями труда, военнослужащих и лиц, профессиональная или иная деятельность которых связана с обслуживанием населения или повышенной опасностью для окружающих.

Владельцы и руководители предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за своевременность прохождения своими работниками обязательных медицинских осмотров и за вредные последствия для здоровья населения, вызванные допуском к работе лиц, не прошедших обязательного медицинского осмотра.

Перечень категорий населения, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, периодичность, источники финансирования и порядок этих осмотров определяются Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 32. Содействие здоровому образу жизни населения

 

Государство способствует утверждению здорового образа жизни населения путем распространения научных знаний по вопросам охраны здоровья, организации медицинского, экологического и физического воспитания, осуществления мероприятий, направленных на повышение гигиенической культуры населения, создание необходимых условий, в том числе медицинского контроля, для занятия физкультурой, спортом и туризмом, развитие сети лечебно-физкультурных учреждений, профилакториев, баз отдыха и других оздоровительных учреждений, на борьбу с вредными для здоровья человека привычками, установление ния системы социально-экономического стимулирования лиц, ведущих здоровый образ жизни.

В Украине проводится государственная политика ограничения курения и употребления алкогольных напитков. Реклама табачных изделий, алкогольных напитков и других товаров, вредных для здоровья человека, осуществляется в соответствии с Законом Украины "О рекламе".

С целью предотвращения вреда здоровью населения применения гипноза, внушения, других методов психологического и психотерапевтического воздействия разрешается только в местах и ​​в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 

Раздел V
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Статья 33. Обеспечение оказания медицинской помощи

 

Медицинская помощь оказывается в соответствии с медицинскими показаниями профессионально подготовленными медицинскими работниками, которые находятся в трудовых отношениях с учреждениями здравоохранения, обеспечивающих предоставление медицинской помощи в соответствии с полученной в соответствии с законом лицензии, и физическими лицами - предпринимателями, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке и могут находиться с этими заведениями в гражданско-правовых отношениях.

Медицинская помощь по видам делится на экстренную, первичную, вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную), паллиативную, медицинскую реабилитацию.

Порядок оказания медицинской помощи врачами и другими медицинскими работниками и порядок направления пациентов в учреждения здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь соответствующего вида, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законом.

 

Статья 34. Лечащий врач

 

Лечащий врач - врач учреждения здравоохранения или врач, осуществляющий хозяйственную деятельность по медицинской практике как физическое лицо - предприниматель и оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его обследования и лечения.

Лечащий врач избирается пациентом или назначается ему в установленном настоящими Основами порядке. Обязанностями лечащего врача является своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента. Пациент вправе требовать замены врача.

Врач имеет право отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, при условии, что это не будет угрожать жизни больного и здоровью населения.

Врач не несет ответственности за здоровье больного в случае отказа последнего от медицинских предписаний или нарушения пациентом установленного для него режима.

Нормативы нагрузки лечащих врачей утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 

Статья 35. Экстренная медицинская помощь

 

Экстренная медицинская помощь - медицинская помощь, которая заключается в осуществлении медицинскими работниками в соответствии с законом неотложных организационных, диагностических и лечебных мероприятий, направленных на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизации последствий такого состояния на здоровье.

Правовые, организационные и другие принципы оказания экстренной медицинской помощи определяются законом.

 

Статья 35-1. Первичная медицинская помощь

 

Первичная медицинская помощь - это медицинская помощь, предусматривающая предоставление консультации, проведение диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний, осуществление профилактических мероприятий; направление в соответствии с медицинскими показаниями пациента, который не нуждается в экстренной медицинской помощи, для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи; оказания неотложной медицинской помощи в случае расстройства физического или психического здоровья пациента, не требующий экстренной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Предоставление первичной медицинской помощи обеспечивают учреждения здравоохранения и физические лица - предприниматели, которые получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке.

Первичную медицинскую помощь оказывают врачи общей практики - семейные врачи, врачи других специальностей, определенных центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, и другие медицинские работники, работающие под их руководством.

Пациент имеет право выбирать врача, который оказывает первичную медицинскую помощь, в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Первичная медицинская помощь оказывается бесплатно в учреждениях здравоохранения и физическими лицами - предпринимателями, которые получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке, с которыми главный распорядитель бюджетных средств заключил договор о медицинском обслуживании населения.

Первичная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях или по месту жительства (пребывания) пациента в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 

Статья 35-2. Вторичная (специализированная) медицинская помощь

 

Вторичная (специализированная) медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных или стационарных условиях врачами соответствующей специализации (кроме врачей общей практики - семейных врачей) в плановом порядке или в экстренных случаях и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики, лечения, реабилитации и профилактики болезней, травм, отравлений, патологических и физиологических (во время беременности и родов) состояний; направление пациента в соответствии с медицинскими показаниями для предоставления вторичной (специализированной) медицинской помощи по другой специализации или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Предоставление вторичной (специализированной) медицинской помощи обеспечивают учреждения здравоохранения:

в стационарных условиях - многопрофильные больницы интенсивного лечения, больницы восстановительного (реабилитационного), планового лечения, хосписы, специализированные медицинские центры;

в амбулаторных условиях - консультативно-диагностические подразделения больниц, центры по медицинским консультаций и диагностики (консультативно-диагностические центры).

Вторичную (специализированную) медицинскую помощь также могут оказывать врачи, осуществляющие хозяйственную деятельность по медицинской практике как физические лица - предприниматели.

Лечащим врачом по предоставлению вторичной (специализированной) медицинской помощи является врач учреждения здравоохранения, где оказывается такая помощь, или врач, осуществляющий хозяйственную деятельность по медицинской практике как физическое лицо - предприниматель, получившие подготовку по соответствующей специальности (кроме специальности "общая практика - семейная медицина ").

Лечащего врача по предоставлению вторичной (специализированной) медицинской помощи в учреждении здравоохранения, обеспечивает предоставление такой помощи, определяет руководитель этого заведения или уполномоченное им на принятие соответствующих решений лицо.

Вторичная (специализированная) медицинская помощь оказывается бесплатно в учреждениях здравоохранения, обеспечивающих предоставление такой помощи, с которыми главный распорядитель бюджетных средств заключил договор о медицинском обслуживании населения.

Вторичная (специализированная) медицинская помощь оказывается в соответствии с медицинскими показаниями по направлению лечащего врача по оказанию первичной медицинской помощи или лечащего врача учреждения здравоохранения, обеспечивает предоставление вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Без направления вторичная (специализированная) медицинская помощь в соответствии с медицинскими показаниями предоставляется бесплатно учреждениями здравоохранения, с которыми заключены договоры о медицинском обслуживании населения, пациентам, которые обратились к акушеру-гинекологу, стоматологу, педиатру, и пациентам с хроническими заболеваниями, которые находятся на диспансерном учете в этом учреждении здравоохранения.

Без направления вторичная (специализированная) медицинская помощь в соответствии с медицинскими показаниями также предоставляется бесплатно в учреждениях здравоохранения, обеспечивающих предоставление вторичной (специализированной) помощи, пациентам, находящимся в неотложном состоянии.

Порядок направления пациентов в соответствии с медицинскими показаниями в учреждения здравоохранения, обеспечивающих предоставление вторичной (специализированной) медицинской помощи, а также порядок предоставления такой помощи определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

С целью обеспечения надлежащего качества и доступности бесплатной вторичной (специализированной) медицинской помощи и эффективного использования ресурсов системы здравоохранения в Украине создаются госпитальные округа. Порядок создания госпитальных округов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 35-3. Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь

 

Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных или стационарных условиях в плановом порядке или в экстренных случаях и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики, лечения болезней, травм, отравлений, патологических состояний, ведение физиологических состояний (во время беременности и родов) с применением высокотехнологичного оборудования и / или высокоспециализированных медицинских процедур высокой сложности; направление пациента в соответствии с медицинскими показаниями для предоставления вторичной (специализированной) медицинской помощи или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи по другой специализации.

Предоставление третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи осуществляется высокоспециализированными многопрофильными или однопрофильными учреждениями здравоохранения.

Лечащим врачом по предоставлению третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи является врач учреждения здравоохранения, обеспечивает предоставление такой помощи, получивший подготовку по соответствующей специальности и имеет квалификационную категорию не ниже первой.

Лечащего врача по предоставлению третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи в учреждении здравоохранения, обеспечивает предоставление такой помощи, определяет руководитель этого заведения или уполномоченное им на принятие соответствующих решений лицо.

Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь оказывается бесплатно в учреждениях здравоохранения, с которыми заключены договоры о медицинском обслуживании населения.

Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь оказывается в соответствии с медицинскими показаниями по направлению лечащего врача по оказанию первичной или вторичной (специализированной) медицинской помощи или учреждения здравоохранения, обеспечивающего оказание первичной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, в том числе и другой специализации.

Без направления третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с медицинскими показаниями в учреждениях здравоохранения, с которыми заключены договоры о медицинском обслуживании населения, пациентам с хроническими заболеваниями, находящихся на диспансерном учете в соответствующем высокоспециализированном многопрофильном или однопрофильном заведении охраны здоровья я.

Без направления третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь также оказывается бесплатно в соответствии с медицинскими показаниями в учреждениях здравоохранения пациентам, которые находятся в неотложном состоянии.

Порядок направления пациентов в соответствии с медицинскими показаниями в учреждения здравоохранения, обеспечивающих предоставление третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, а также порядок предоставления такой помощи устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 

Статья 35-4. Паллиативная помощь

 

На последних стадиях течения неизлечимых заболеваний пациентам предоставляется паллиативная помощь, которая включает комплекс мероприятий, направленных на облегчение физических и эмоциональных страданий пациентов, а также предоставление психосоциальной и моральной поддержки членам их семей.

Паллиативная помощь оказывается бесплатно по направлению учреждения здравоохранения, в котором пациенту предоставлялась вторичная (специализированная) или третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь, с которым заключен договор о медицинском обслуживании населения.

Порядок оказания паллиативной помощи и перечень медицинских показаний для ее предоставления определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 

Статья 35-5. Медицинская реабилитация

 

Медицинская реабилитация - вид медицинской помощи, оказываемой пациентам в амбулаторных или стационарных условиях и включает систему медицинских и других мероприятий, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма человека, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей организма с целью создания условий для возвращения лица к нормальной жизнедеятельности на профилактику осложнений и рецидивов заболевания.

Медицинская реабилитация назначается пациентам:

после окончания острого периода заболевания при наличии ограничений жизнедеятельности;

с врожденными и наследственными патологическими состояниями, приобретенными нарушениями опорно-двигательного и речевого аппарата, нарушениями зрения и слуха;

в случае установления стойкой нетрудоспособности (инвалидности).

Медицинская реабилитация осуществляется безвозмездно государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, с которыми заключены договоры о медицинском обслуживании населения, по направлению в соответствии с медицинскими показаниями государственного или коммунального учреждения здравоохранения, в котором пациенту предоставлялась вторичная (специализированная) или третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь.

Медицинская реабилитация осуществляется по медицинским показаниям в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 





Статья 35-6.

 

Медицинская помощь с применением телемедицины предусматривает возможность предоставления пациенту медицинских услуг по консультированию, диагностики, лечения с использованием средств дистанционной связи посредством обмена информацией в электронной форме, в том числе путем передачи электронных сообщений, проведения видеоконференций.

Медицинская помощь с применением телемедицины предоставляется с целью обеспечения пациенту своевременного доступа к медицинской помощи надлежащего качества, в том числе если расстояние и время являются критическими факторами ее предоставления.

Оказания медицинской помощи с применением телемедицины обеспечивают учреждения здравоохранения или физические лица - предприниматели, зарегистрированные и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Оказания медицинской помощи с применением телемедицины осуществляется путем телемедицинской консультации, телемедицинской консилиума, телеметрии, домашнего телеконсультирования, выполнения медицинских манипуляций и операций.

При проведении телемедицинской консультации, телемедицинских консилиумов, телеметрии, домашнего телеконсультирования, выполнения медицинских манипуляций и операций с помощью электронных и программных средств может проводиться их запись, в том числе аудио-, видео-, а также запись параметров медицинского оборудования в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицины определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

 

Статья 36. Направление больных на лечение за границу

 

Граждане Украины могут направляться для лечения за границу в случае необходимости предоставления того или иного вида медицинской помощи больному и невозможности ее предоставления в учреждениях здравоохранения Украины.

Государственные органы обязаны содействовать выезду граждан Украины за границу и пребыванию там в период лечения.

Порядок направления граждан Украины за границу для лечения устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 37. Оказание медицинской помощи в неотложных и экстремальных ситуациях

 

Медицинские работники обязаны безотлагательно оказывать необходимую медицинскую помощь в случае возникновения неотложного состояния человека.

Организация и обеспечение оказания экстренной медицинской помощи гражданам и другим лицам осуществляются в соответствии с Законом Украины "Об экстренной медицинской помощи".

Гражданам, которые во время неотложной или экстремальной ситуации принимали участие в спасении людей и способствовали предоставлению медицинской помощи, гарантируется в случае необходимости в порядке, установленном законодательством, бесплатное лечение и возмещение морального и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: