Чтобы позволить чистому святому Имени явить нам себя, нам следует также избегать четырёх видов намабхасы – то есть того, что, по-видимости, внешне сходно с Ним. Хотя намабхаса – не то же, что воспевание с оскорблениями, и способна, в сочетании с прошлыми благочестивыми заслугами (сукрити), поднять человека на уровень освобождения, мукти – она всё же не открывает пути на уровень священного служения, где проявляет себя шуддха-нама (чистое повторение святого Имени).
Четыре вида намабхасы
1. Санкетьям: воспевание косвенное, непрямое – окликание другого человека по имени, которое, может случиться, идентично Имени Господа. К примеру, если имя вашего друга Кришнадаса, Намабхаса может произойти, когда вы произносите его имя, обращаясь к нему.
2. Парихасьям: воспевание насмешливое, шутливое – так может быть, когда Имя произносят при шуточном подражании преданным, или при обращении к преданным с намерением их оскорбить – например: «Эй, Харе Кришны, вы бы лучше перестали бездельничать и занялись делом!»
|
|
3. Стобхам: произнесение Имени в виде замены – использовать Имя, чтобы запомнить что-нибудь, или обучая людей – например, как пример для правил грам
матики, для запоминания ритмов при игре на мриданге и так далее.
4. Хеланам: небрежное, невнимательное воспевание – такое, как фраза «Хари бол» или «Харе Кришна» в виде приветствия, вместо «Привет» или «До свидания», или же чтение «Харе Кришна», чтобы прогнать сонливость и вялость при пробуждении.
Забота о чётках (джапа-мале)
Следует относиться к джапа-мале так же, как с собственному алтарному изображению Божества, воздавая ей то же почтение. Хранить джапа-малу следует всегда в чистом, светлом, изготовленном из натурального хлопка мешочке для чёток. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что джапа-мала не принадлежит к какой-либо варне и ашраму, а потому должна носить только белую одежду – не шафрановую (даже если сам повторяющий является брахмачари или санньяси), и не под цвет одежды, и, конечно же, без напечатанного на мешочке текста или изображения, какого-нибудь кармашка для хранения денег или чего-либо подобного.
При соприкосновении с джапа-малой руки должны быть непременно чистыми, а когда ей не пользуются, джапа-малу следует хранить в чистом и достойном месте.
За исключением особых случаев (например, при долгих путешествиях), не следует вешать мешочек с джапа-малой на шею. С мешочком для джапы не следует принимать прасадам, не следует заходить с джапа-малой в туалет или иное нечистое место, за исключением случаев, когда этого нельзя избежать (то есть в дальних поездках). Если у преданного есть при себе мешочек с чётками, то прежде, чем предложить поклон Божеству, духовному наставнику или преданным, его нужно снять и положить в достойное место. Джапа-мала не должна соприкасаться с ногами, обувью или другими предметами, которые считают нечистыми.
|
|
Еще пара слов о джапа-мале
Порой, в ходе проповеди, у нас просят дать им посвящение и джапа-малу люди, заинтересовавшиеся повторением Харинама. Согласно порядку, твёрдо установленному Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Говиндой Махараджем, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе джапа-малу получают только от Гуру, ачарьи, уполномоченного давать посвящения. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Для нас немыслимо, что люди будут делать всё, что им вздумается, и есть всё, что вздумается, а затем прикасаться к туласи-мале».
Тех, кто искренне стремятся к воспеванию Харинама, при условии следования нравственным правилам и с надлежащим настроем служения, следует вдохновлять на получение посвящения в повторение. Не следует призывать к посвящению ради моды или ради наращивания количества новообращённых. Посвящение – это исключительно серьёзное обязательство, подлинная связь с вечной жизнью, и к нему нельзя относиться как к чему-то незначительному и обыденному. В ином случае Шрила Шридхар Махарадж считал более важным общение с преданными, и наряду с этим общением – изучение книг, чтобы обрести верное мировоззрение, и прежде всего понять необходимость повторения святого Имени.
Поэтому, чтобы не разочаровать тех, кто хотел бы воспевать Имя на чётках, но ещё не готов для посвящения, можно посоветовать им, если они желают, приготовить себе собственную малу из бус обычного дерева (которые продаются, например, в сувенирных магазинах), но не использовать чётки из туласи. Не следует рекомендовать им покупать туласи-малу где-либо ещё. Шрила Шридхар Махарадж считал подобный вид повторения, без получения мантры от надлежащего Гуру, обычной имитацией – притворством, поверхностным подражанием. Правда, порой можно слышать, что подражание чему-то хорошему – это, само по себе, неплохо, и в этом тоже есть свой резон.
Продолжение следует.