Методическая работа в дошкольной образовательной организации является целостной системой взаимосвязанных мероприятий, действий и мер, основанной на передовом педагогическом опыте и достижениях науки, направленной на всестороннее развитие профессионального мастерства и повышение квалификации каждого педагогического работника и коллектива в целом.
Методическая работа ДОО считается одним из основных аспектов управления и рассматривается как деятельность, направленная на то, чтобы обеспечить качество образовательного процесса в детских садах. Выстроенная в соответствии с логикой персонифицированного и компетентностного подходов, методическая работа оказывает содействие в развитии качеств личности педагогического работника, которые необходимы ему для успешной самореализации и самообразования.
В классификации, которая предложена С.Г. Молчановым, формы методической работы делятся на:
- репродуктивные формы, в которые входят разнообразные научно-практические семинары, практикумы, семинары-практикумы, педагогические мастерские, тренинги;
|
|
- репродуктивно-эвристические формы предполагают научнопрактические конференции, педагогические чтения; - эвристические формы включают в себя организационнодеятельностные игры, проблемные и проблемно-проектные семинары;
- эвристико-продуктивные формы – конкурсы методических разработок, конкурсы профессионального мастерства, фестивали педагогических идей;
- продуктивные формы включают в себя разнообразные научные конференции, научные стажировки, теоретические семинары, научные отпуска, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп.
Одним из основных направлений методической работы является аналитическая деятельность, которая включает в себя:
v мониторинг информационных и профессиональных потребностей сотрудников образовательной организации;
v создание базы данных о педагогах образовательной организации (с методической точки зрения);
v анализ и исследование состояния и результатов методической деятельности, определение направлений по ее совершенствованию;
v выявление трудностей дидактического и методического характера в образовательно-воспитательном процессе;
v сбор и обработка информации, касающиеся результатов образовательно-воспитательной деятельности ДОО;
v исследование, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.
По мнению Никишиной И.В., содержание методической деятельности, которое ориентировано на развитие у педагогических работников ДОО способности к самоанализу, содержит в себе определенную последовательность этапов ее проведения, заключающихся в:
|
|
Ø диагностике аналитических умений педагогов, которые обеспечивают определение воспитателем круга трудностей в анализе и самоанализе своей деятельности;
Ø планировании занятий с учетом выбора содержания и вариативных форм;
Ø методическом сопровождении педагогического процесса;
Ø создании комфортных условий для повышения квалификации, с получением обратной связи.
Таким образом, результатом методической деятельности в ДОО по развитию аналитических способностей педагогического работника, должно являться совершенствование педагогической деятельности, когда каждый из педагогов владея аналитическими умениями сможет осуществлять самоанализ и на его основе моделировать и планировать собственную педагогическую деятельность, достигая намеченных результатов.
Задание:
1. Дать ответ на вопрос. Каково значение аналитической деятельности для профессионального самосовершенствования педагога?