Вопросы.
Перечислите этапы жизненного пути Шуберта и наиболее значительные сочинения.
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.
В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.
До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.
Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучая биографию Франца Шуберта, следует знать, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу.
В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора.
Зрелые годы
Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.
|
|
Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.
Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.
В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену
1823 г.был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие.
Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.
Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.
Так что же такое в вашем понимании романтизм? Расскажите своими словами.
Романтизм - это направление в литературе и искусстве конца 18 - первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не связанных долгом. В этом жанре завсегда присутствуют два мира: идеальный и реальный. В романтизме главными ценностями являются честь и добродетель.
|
|
Бетховен жил среди нас до 1827, Шуберт –до 1828. Тем не менее о Бетховене говорят как о венском классике, о Шуберте –как о романтике. Почему? Дайте свое объяснение на основе знакомства с музыкой Шуберта. В частности, на этот вопрос вам поможет ответить то, какую роль играла ПЕСНЯ в творчестве Шуберта. Ведь и у Гайдна, и у Моцарта, и у Бетховена огромное количество песен.
Я думаю, это потому, что Бетховен своей музыкой говорит нам о народности, о мыслях и настроении народа. Шуберт же музыкой рассказывает нам о своих чувствах, помыслах, что мы можем понять просто прослушивая ее.
У Бетховена наивысшая точка творчества была связана классикой. Шуберт же, наоборот, определяет дальнейшее формирование музыки.
В рассвете своей молодости Шуберт написал около 300-400 песен, а так же немало фортепианных пьес, тогда, когда Бетховен уделил внимание в своем творчестве где-то 80 песням. Шуберт называют «соловьем и лебедем песенности». В песне состоит вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.
Какие известные сольные вокальные сочинения Шуберта вы знаете? Назовите наиболее вам понравившиеся.
-Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
-Вокальный цикл «Зимний путь» (1827),
-Сборник «Лебединая песня» (1828)
-Ave Maria («Третья песня Эллен»)
-Баллада «Лесной царь» (на стихи И. В. Гёте, 1816)
Как вы поняли драматургию цикла «Прекрасная мельничиха»? Драматургия –это силовые точки сочинения: первоначальный показ (экспозиция), завязка, коллизии (интригующие происшествия), кульминации, развязка, эпилог. Покажите эти фазы драматургии в цикле.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» состоит из 20 песен.
В цикле представлена сюжетно-повествовательная линия с
определенными этапами развития:
– начало путешествия юноши (песни 1 – 4);
– праздничный вечер, встреча с прекрасной девушкой (песни 5, 6);
– зарождение чувства влюбленности (песни 7 – 10),
– драматическая кульминация, совпадающая с «точкой золотого
сечения» цикла (песня 11 – «Моя»),
– «перелом», связанным с появлением нового персонажа (песня 14 –
«Охотник»),
– смятение, страдание, душевные терзания (песни 15 – 17),
– переход к тихой грусти, печальной умиротворенности и
драматическое заключение (песни 18 – 20).
Внимание заслуживает тональный план цикла, который так же
отражает основные сюжетные «повороты» повествования.
«Рамочные» песни разделены самым дальним расстоянием по
квинтовому кругу, а именно, тритоном: от Си бемоль мажора («Странствование») до Ми мажора («Колыбельная песня ручья») ― в который юноша-мельник находит смерть.
Сквозной образ цикла – ручей (изобразительный фон) – тематическая арка. От № 1 («В путь») юноша отправляется в путь вслед за ручьем. К № 20(«Колыбельная ручья») юноша, пройдя путь, находит покой на дне ручья.
Ручей в цикле Шуберта «Прекрасная мельничиха» - это деталь пейзажа или нечто другое? Подумайте, как по –вашему.
Я думаю, что образ ручья в цикле Шуберта «Прекрасная мельничиха», наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя.