Планирование и методика проведения занятий

Планомерность обучения детей — один из важнейших принци­пов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном плани­ровании процесса обучения можно успешно реализовать програм­му всестороннего развития личности ребенка.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидакти­ческого материала.

Число занимающихся может быть разным — от 3—4 до 6—8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес, то одновременно можно объединить на занятии еще 2—4 детей более старшего возраста. Если же самыми малень­кими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6—8 детей.  Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть
спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей. 


На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием пре­дусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различ­ных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях де­ти приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

Так, успешная организация занятий по ознакомлению с вели­чиной, формой, цветом предметов возможна при наличии опре­деленного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими.

Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать то­варищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственно­го воспитания.

На каждом занятии дети приучаются выполнять также элемен­тарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуаль­ный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию оп­ределяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона.(цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со време­нем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать крас­ками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисо­вание красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может про­водиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшест­вовать наблюдение за освещенными окнами домов.


Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на груп­пировку однородных предметов по различным сенсорным качест­вам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразитель­ной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомле­ние детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойства­ми — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), Затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить системати­чески. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию прово­дится с детьми 1 г. — 1 г. 3 мес. 1—2 раза в неделю, с более старшими — 1 раз в 2 недели. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закреп­ления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной дея­тельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразитель­ной деятельности и др.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необ­ходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механи­ческому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес.— 1 г. 8 мес, рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие про­водится 1 раз. Однако не следует думать, что с этого возраста при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявле­ние одних и тех же задач предусматривается на новом ма­териале. Это обеспечивает умственную активность детей на за­нятиях.

Первоначально малышам дают задания на группировку пред­метов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют пред­меты круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняют­ся цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внут­ри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко про­сматривается постепенность их изменения. При проведении каж­дого занятия основным методом является непосредственный по­каз предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом при­надлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую ин­струкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного вос­приятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере не­обходимости дифференцированную помощь.

В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, ока­зывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.

Изменение методов обучения от занятия к занятию происхо­дит в плане использования более или менее развернутой инструк­ции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инст­рукция используется воспитателем довольно часто. Так, при груп­пировке предметов по величине ребенку предлагают:

посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;

снова посмотри на свой предмет;

найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

покажи его воспитателю;

положи свой предмет рядом с образцом.

При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой ин­струкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:

посмотри внимательно на свою игрушку;

теперь посмотри, какие у меня игрушки;

где у меня такая же игрушка, как твоя;

положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция посте­пенно может оказаться совсем свернутой:

возьми предмет;

посмотри на мои игрушки;

положи свою игрушку вместе с моей такой же.

Многим детям начиная с 1 т. 9 мес—1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопро­сов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно.

Особый такт должен проявляться при планировании индиви­дуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидакти­ческим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отры­вать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цве­та. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и скла­дывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету).

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Кри­терием может служить оценка уровня самостоятельности их вы­полнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с пери­одической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, ис­правлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные пред­меты и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо по­ложить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качест­венно усвоить задания.

Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэле­ментного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или прос­то мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно про­следить успехи детей от занятия к занятию.

Перспективное планирование занятий по сенсорному воспи­танию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно-психического разви­тия детей или степень их организованности (под степенью ор­ганизованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выпол­нять его инструкцию и т.д.),,

Предложенная методика занятий в (Основном последователь­но выдержана и предназначена для детей второго и третьего го­да. Работа начинается с группой детей второго года жизни с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из-за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой поло­вине сентября могут не проводиться. Если же основное комплек­тование группы не закончено до середины сентября, занятия по предлагаемой методике можно начинать с октября.

В летний период проведение новых занятий не предусматрива­ется, но могут быть повторены 2—3 наиболее эмоциональных занятия (например, по ознакомлению с цветом). После летнего перерыва занятия по сенсорному воспитанию продолжаются, но уже с детьми, достигшими третьего года жизни. Программа обуче­ния, опираясь на имеющуюся базу, усложняется от занятия к занятию.

Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с 1 г.). Но бывает, что боль­шинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет.

Распределение и последовательность занятий по сенсорному воспитанию в течение двух лет обучения представлены в табли­це (см. приложение).

Учитывая особенности различного комплектования групп деть­ми раннего возраста в яслях и яслях-садах, предлагаем заня­тия по сенсорному воспитанию для детей, начинающих обучение с третьего года жизни. Имея в виду возросшие возможности обучения в этом возрасте по сравнению со вторым годом жизни, можно рекомендовать все типы заданий по сенсорному воспи­танию для прохождения их в течение 1 года. Методика обучения несколько видоизменяется. Основным ее отличием является более быстрое прохождение программы. Это прежде всего относится к группировке предметов по различным сенсорным признакам. По­скольку задания по сортировке предметов являются составной частью заданий по соотнесению разнородных объектов, то за счет этого методика обучения детей третьего года жизни на занятиях уплотняется.

Уплотнение содержания обучения предполагается и внутри одного занятия, например по группировке однородных предме­тов, когда дети сортируют вначале объекты резко различных свойств, признаков, а затем, на этом же занятии, им предлагают группировать предметы по более близким признакам.

Возможность уплотнения содержания занятий возникает за счет более устойчивого внимания детей третьего года жизни, а также более совершенной координации движений руки. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделить именно сенсорным задачам.

Для данной группы детей изменяются и методы их обучения. Основным остается тот же наглядно-действенный метод объясне­ния, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более раннем этапе это были многочисленные показы объектов, сравнения. Большое место занимал метод непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка. Отпадает так­же необходимость прибегать на занятиях к поэтапно-расчленен­ному методу (словесный диктант).

Изменяется и последовательность заданий, зависящая от вре­мени года и возраста детей.

Для малышей, начинающих обучаться по предлагаемой мето­дике с 2 лет, специально разработано несколько примерных конс­пектов занятий на группировку однородных и соотнесение разно­родных предметов с уплотненным программным содержанием (см. с. 85). После обучения детей по этим конспектам, воспитатель переходит к обычной программе обучения, предложенной для детей третьего года жизни. Планирование данных занятий дано в приложении;

Существенным фактором в планировании и методике проведе­ния занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в по­вседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной дея­тельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают темпе­ратурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть пред­метов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая малень­ких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предме­тов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, долж­ны проводиться только при естественном освещении. При искус­ственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предме­тов, который искажается из-за примеси желтоватого или сирене­ватого оттенка. Дидактический материал раскладывается на свет­лых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: