Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала ‑ их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
***
Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза:
Из-за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.
Прощай, прощай, будь счастлив,
друг прекрасный,
Верну тебе твой сладостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред, ‑
Затем что он пронижет жгучим ядом
Ваш благостный, ваш радостный союз...
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья муз.
***
Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить кажый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Задание 9. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», письменно ответьте на вопросы:
1. Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?
2. Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?
3. Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?
4. От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?
5. Какова тема этого стихотворения?
6. Что является основным событием стихотворения?
7. Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?
8. Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?
***
Сжала руки под тёмной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?» ‑
От того, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Задание 10. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой «Мне голос был», письменно ответьте на вопросы:
1. О чем это стихотворение? Какому событию посвящено?
2. В каком стиле написано это стихотворение?
3. Какие противопоставления мы видим в этом произведении?
МНЕ ГОЛОС БЫЛ
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, ‑
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Задание 11. Прочитайте поэму А. Ахматовой «Реквием», письменно ответьте на вопросы:
1. Найдите и выпишите из прозаического предисловия слова и словосочетания, которые можно назвать «приметами времени».
2. В «Посвящении» А. Ахматова постоянно употребляет местоимение «МЫ» вместо «Я». Подумайте, зачем она делает этот акцент?
3. В поэме А. Ахматова использует разные художественные средства для описания горя матерей. Найдите и выпишите из «Посвящения» гиперболу (преувеличение), антитезу (противопоставление), 5-6 эпитетов (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения), 2-3 сравнения, аллюзию (отсылку) к стихотворению А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»: Любовь и дружество до вас / Дойдут сквозь мрачные затворы, / Как в ваши каторжные норы / Доходит мой свободный глас.
4. Какими словами описывает Ахматова Ленинград во «Вступлении»?
5. Какая метафора во «Вступлении» расширяет географию народной беды, перенося читателей в Москву?
6. Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном в 7-9 главах, начиная с фразы:
«Когда я читаю VII-IX главы» «Реквием»….
РЕКВИЕМ [1]
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был. (1961)
Вместо предисловия
В страшные годы ежовщины[2] я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
– А это вы можете описать?
И я сказала:
– Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
(1 апреля 1957, Ленинград)
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
(Март 1940)
ВСТУПЛЕНИЕ
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь[3].
1
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие жёнки[4],
Под кремлевскими башнями выть.
(Ноябрь 1935, Москва)
2
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. (1938)
3
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь. (1939)
4
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается... (1938)
5
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда. (1939)
6
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят. (Весна 1939)
7
ПРИГОВОР
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
(22 июня 1939, Фонтанный Дом)
8
К СМЕРТИ
Ты все равно придешь – зачем же не теперь?
Я жду тебя - мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.
19 августа 1939, Фонтанный Дом
9
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.
И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):
Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук –
Слова последних утешений.
(4 мая 1940, Фонтанный Дом)
10
РАСПЯТИЕ
Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.
___
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А матери: «О, не рыдай Мене...» (1938)
___
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
(1940, Фонтанный Дом)
ЭПИЛОГ
I
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
II
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Задание 12. Анна Андреевна Ахматова ‑ великий русский поэт, глубокий и тонкий мастер лирического стиха. Она внесла свой особенный неповторимый вклад в развитие отечественной поэзии, заслуги её бесспорны, а творчество увлекает разные поколения читателей. Подготовьте ответы на вопросы, связанные с особенностями творчества А. Ахматовой.
1. По словам М. Цветаевой, А. Блок сказал об А. Ахматовой: «Ахматова пишет стихи так, как будто на нее глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог». Разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опровергните ее или отыщите в стихах А. Ахматовой доказательства его правоты.
2. Сделайте подборку стихов Анны Ахматовой на пушкинскую тему. Каким предстает нам национальный гений на страницах ахматовской лирики? Какую роль пушкинская тема играет в творчестве Ахматовой?
3. Каким вам представляется лирический герой Анны Ахматовой? Каков ее идеал мужественности?
4. Современницей каких исторических событий была Анна Андреевна Ахматова? Как она рассказала в своем творчестве «о времени и о себе»?
5. Об афористичности поэтического языка Анны Ахматовой писали многие критики. Выпишите строчки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппируйте их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? Какие представления автора о жизни и искусстве нашли отражение в этих афоризмах?
Задание 13. Выполните тест по поэме А. Ахматовой «Реквием» (в каждом задании один правильный ответ).
1. О каких «марусях» идёт речь в поэме «Реквием»?
а) «Маруси» - это фургоны для перевозки арестованных
б) «Маруси» - это легковые автомобили для перевозки арестованных
в) «Марусями» называли сотрудниц НКВД
г) «Маруся» - это героиня воровской песни «Мурка»
2. Прочитайте отрывок из поэмы:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Какой приём помогает подчеркнуть душевное напряжение героини?
а) анафоры; б) параллелизма;
в) антитезы; г) градации
3. Укажите неверное утверждение:
а) образ «тюремного голубя» в эпилоге поэмы - это символ спасения
б) «тюремный голубь» - символ чистоты, обретённой через страдание
в) «тюремный голубь» - аллюзия на пушкинское стихотворение «Узник»
г) голубь в поэме - вестник страдания
4. Какая глава является кульминационной в поэме?
а) гл. 9 («Уже безумие крылом…»); б) гл. 8 («К смерти»)
в) гл. 7 («Приговор»); г) гл. 10 («Распятие»)
5. Прочитайте отрывок из поэмы:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня…
Чью «безутешную тень» упоминает Ахматова?
а) Музы; б) Данте;
в) Пушкина; г) Гумилёва
6. Прочитайте отрывок из поэмы:
Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук –
Слова последних утешений.
Какой троп является основным средством художественной выразительности в этих строках?
а) метафора; б) эпитет;
в) метонимия; г) литота
7. В каком году впервые в Советском Союзе была опубликована поэма «Реквием»?
а) 1935 г.; б) 1940 г.;
в) 1966 г.; г) 1987 г.
8. Какая из глав поэмы содержит жанровые признаки колыбельной?
а) гл. 1 («Уводили тебя на рассвете…»)
б) гл. 2 («Тихо льется тихий Дон»)
в) гл. 3 («Нет, это не я, это кто-то другой страдает»)
г) гл. 4 («Показать бы тебе, насмешнице…»)
ФУТУРИЗМ
Задание 14. Прочитайте манифесты [5] футуристов, выпишите в тетрадь главные цели и творческие принципы русского футуризма. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Кого и почему отвергали футуристы?
2.Каковы причины «недовольства» футуристов существующим языком?
3. Как вы понимаете смысл «самовитого слова»?
4. Кому или чему (и за что) была дана эпатажная пощёчина?