Манифест из альманаха «Садок судей II»

Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в 1-м «Садке Судей» и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцль и Ко, футуристов, мы тем не менее считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.

Мы выдвинули новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

а) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания,

в) в почерке полагая составляющую поэтического импульса,

с) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) «самописьма».

6. Нами уничтожены знаки препинания, чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.

7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные ‑ краска, звук, запах.

8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский) разработаны нами.

10. Богатство словаря поэта ‑ его оправдание.

11.Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф, и наоборот.

12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.

13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.

Мы новые люди новой жизни.

Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен,

Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых. (1913)

 

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885-1922) ‑ настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара». Высшую оценку Хлебникову дал знавший его лично Роман Якобсон: «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего века…».

 

Задание 15. Прочитайте стихотворение В. Хлебникова. Какие неологизмы использует автор в этом стихотворении? Запишите их в тетрадь.

 


ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешек надсмеяльных ‑ смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно

сих надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешки, смешки,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

 



ПЕРЕВЕРТЕНЬ

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап...


Задание 16. Футуристами была предпринята попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне- речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое»). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом). Прочитайте Знаменито «заумное» стихотворение В. Хлебникова «Бобэоби пелись губы…», письменно ответьте на вопросы:

1. Каково значение звуков в этом стихотворении?

2. Как можно интерпретировать «заумные» слова?

 


***

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй - пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.


 

Задание 17. Прочитайте стихотворения футуристов, письменно ответьте на вопрсы:

1. В чем необычность этих стихов?

2. Как они соотносятся с манифестом футуристов?

3. Как проявляется в них смысл «самовитого слова»?


В. Каменский





ЖОНГЛЕР

(фрагмент)

 

Згара-амба.

Згара-амба.

Згара-амба.

Амб.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб.

Шар-шор-шур-шир.

Чин-драк-там-дззз.

Шар-диск.

Ламп-диск.

Брось-диск.

Иск-иск-иск-иск.

Пень. Лень. День. Тень.

Перевень. Перемеиь.

Пок. Лок. Док. Ток.

Перемок. Перескок…

Рча-рча. Амс.


А. Кручёных

***

Дыр, бул, щыл,

убещур

скум

вы со бу,

р л эз.

 

Д. Бурлюк


МЁРТВОЕ НЕБО

«Небо – труп»!! не больше!

Звезды – черви – пьяные туманом

Усмиряю больше я себя обманом.

Небо – смрадный труп!

Для (внимательных) миопов,

Лижущих отвратный круп

Жадною (ухваткой) эфиопов.

Звезды – черви (гнойная живая) сыпь!

Я охвачен вязью вервий

Крика выпь.

Люди-звери!

Правда-звук!

Затворяйте же часы преддверий

Зовы рук

Паук.


 

СЕВЕРЯ́НИН И́горь(1887-1941) ‑  русский поэт-эгофутурист. Настоящее имя ‑ И́горь Васи́льевич Лотарёв; большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин. Он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов. Возрождая российскую поэзию, написал целый цикл произведений о Гоголе, Лермонтове, Тютчеве и Толстом.

Задание 18. Проанализируйте стихотворения И.Северянина «Увертюра» и «В блёсткой тьме» с точки зрения особенностей футуризма.

УВЕРТЮРА

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

 

В БЛЁСТКОЙ ТЬМЕ

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Каждая строчка ‑ пощечина. Голос мой ‑ сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

 

 

МАЯКО́ВСКИЙ Влади́мир Влади́мирович (1893 ‑ 1930) ‑ русский советский поэт-футурист, один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

 

Задание 19. Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века. Футуристы, в том числе и Маяковский, провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Можно выделить 6 основных принципов в поэзии футуристов:

· Анархическое бунтарство.

· Свобода творчества.

· Отказ от литературных и языковых норм.

· Устремленность в будущее.

· Неприятие буржуазной морали.

· Эпатаж как средство выразительности.

Найдите эти особенности в стихотворении В. Маяковского «Нате!», выпишите их в тетрадь. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какие лирические герои присутствуют в стихотворении?

2. Найдите изобразительно-выразительные средства, рисующие образы мужчины и женщины (1 вариант) и рисующие образ поэта (2 вариант).

3. Как в названии стихотворения подчеркивается противопоставление этих образов?

4. Почему и при изображении поэта используется просторечная лексика?

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

Задание 20. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Адище города», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какова тема стихотворения, где она заявлена? Отражает ли название стихотворения только тему?

2. Какое средство художественной выразительности используется в названии? Какой словообразовательный прием?

3. Найдите в тексте метафоры, раскрывающие сущность метафоры заглавия. Какой смысл они передают?

4. Какова роль образа «старикашки» в тексте? Каково значение суффикса в этом слове?

5. Какое природное явление изображено в последних строках стихотворения? Какая стилевая лексика используется для создания этого образа?

6. Какой традиционный поэтический символ использует поэт в тексте? Какие эпитеты определяют его?

7. Почему, на ваш взгляд, поэт полностью отрицает классическую традицию изображения природы?

8. Каким же видят мир футуристы?

 

АДИЩЕ ГОРОДА

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адки́.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

А там, под вывеской, где сельди из Керчи ‑

сбитый старикашка шарил очки

и заплакал, когда в вечереющем смерче

трамвай с разбега взметнул зрачки.

В дырах небоскребов, где горела руда

и железо поездов громоздило лаз ‑

крикнул аэроплан и упал туда,

где у раненого солнца вытекал глаз.

И тогда уже ‑ скомкав фонарей одеяла ‑

ночь излюбилась, похабна и пьяна,

а за солнцами улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна.

 

Задание 21. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Определите тему стихотворения.

2. Найдите в тексте метафоры (перенесение свойств одного предмета на другой по общему признаку). Учитывает ли Маяковский в метафорах сходство предметов?


А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн[6] сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?


 

Задание 22. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Послушайте!», письменно ответьте на вопросы:

1. В чём смысл названия стихотворения? Почему слово «Послушайте!» повторяется в тексте несколько раз?

2. Какова композиция стихотворения? Сколько частей можно выделить в стихотворении?

3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Каким вы его видите? Что совершает лирический герой, чтобы увидеть Бога?

4. Почему у Бога жилистая рука и почему кроме этой детали ничего не видно?

5. Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить в данном произведении?

6. Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?

ПОСЛУШАЙТЕ! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит – чтоб обязательно была звезда! – клянется – не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

Задание 23. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма», письменно ответьте на вопросы:

1. Какова роль заглавия и подзаголовка стихотворения? Почему именно такая форма заглавия была избрана поэтом?

2. Определите тему стихотворения.

3. Найдите и прокомментируйте строчки, характеризующие внутреннее состояние лирического героя.

4. Какие противоречия, несоответствия стали истоком трагедии поэта и человека Владимира Маяковского?

 


ЛИЛИЧКА!



Вместо письма

 

Дым табачный воздух выел.

Комната –

глава в крученыховском аде.

Вспомни –

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День ещё –

выгонишь,

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Всё равно

любовь моя –

тяжкая гиря ведь –

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят –

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон –

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

 

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.


 

 

ЕСЕ́НИН Серге́й Алекса́ндрович (21.09.1895, село Константиново, Рязанская губерния ‑ 28.12.1925, Ленинград) ‑ русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества ‑ имажинизма.

 

Задание 24. Прочитайте статью «Музы Есенина». Определите, каково отношение Есенина к женщинам? Сформулируйте ответ на вопрос: какую роль сыграли эти женщины в жизни поэта?

МУЗЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Анна Изряднова

В 1912 году Сергей Есенин в 17 летнем возрасте приехал покорять Москву. Считая себя поэтом, Есенин отказался работать с отцом в мясной лавке приказчиком и сам выбрал место с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения. В корректорской никто из сотрудников его поэтом не признаёт (ещё бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов!), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его! В выходные дни они вместе ходят на занятия в университет Шанявского, много говорят о поэзии, литературе. После работы Есенин провожает Анну. Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. Для Есенина этот период стал самым изобильным в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт.

21 марта 1914 года Анна забеременела и несколько месяцев старательно скрывала беременность от всех. Шло время. На шестом месяце скрывать беременность от родных далее Анна не могла. Известие о внебрачных отношениях и ожидание ребёнка тяжело было принято в семье Изрядновых. Анна вынуждена была уйти. Она сняла комнату около Серпуховской заставы и стала с Есениным жить совместно. Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно. В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой. Затем Есенин уехал в Петроград, и больше к Анне не вернулся.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: