Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
План
1. Вступление (место героя в произведении).
2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
- Внешний облик.
- Социальное и материальное положение героя;
- Мировоззрение, круг умственных интересов героя: профессия, занятия героя; цель в жизни; уровень развития героя.
- Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми; внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
- Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета; в речевой характеристике; через поступки; с помощью предыстории и биографии; через окружающую обстановку; через характеристику других действующих лиц; в авторской характеристике.
3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.
Сочинение-рассуждение
План
1. Вступление:
Общая характеристика проблемы, актуальность, выдвижение тезиса
Слова и выражения:
Я считаю, мне кажется, я уверен, я не сомневаюсь, я полагаю, несомненно, очевидно…
2. Основная часть.
Доказательства тезиса. 3-5 аргументов.
Слова и выражения:
Во-первых, во-вторых, тем не менее, помимо этого, кроме того, затем, более того, к тому же…
3. Вывод
Подтвердился ли тезис, выдвинутый во вступлении?
Слова и выражения:
Подводя итог, исходя из всего вышесказанного, теперь стало ясно…
Модернизм
1. Время появления | Первая половина XX века. |
2. Идейная основа | Ощущение мирового кризиса, отчужденности и абсурдности существования; утверждение субъективизма, интерес к проблеме личности. |
3. Задачи | 1. обновление устаревших художественных систем 2. построение такой художественной реальности, которая была бы мало связана с действительностью |
4. Основа эстетики | Отрицание традиционного искусства; принцип синтеза искусств; слияние реального и фантастического; размывание границ между реальностью и искусством; стремление к преобразованию мира средствами искусства. |
5. Характерные черты | 1.Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; 2.Внимание к противоречивости человека 3.Представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства; 4.Склонность к сложному эксперименту с формой; 5.Обогащение системы изобразительно-выразительных средств. |
6. Основной конфликт | Духовный мир личности и тенденции общественной жизни |
7. Идеальный герой | Поэтическая, тонко чувствующая натура |
8. Основные течения | Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм |
Постмодернизм
1. Время появления | 1950-е годы. |
2. Идейная основа | Отказ от рационализма и общепризнанных авторитетов; сомнение в достоверности научного познания; разочарование в социалистических и коммунистических идеалах |
3. Задачи | Специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, мира с отсутствием центра, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов |
4. Основа эстетики | Скептическое отношение к любым авторитетам, ироническая их трактовка, подчеркивание условности художественно-изобразительных средств литературы |
5. Характерные черты | 1. Отказ от поисков новых средств художественной выразительности и использование всего предыдущего культурного запаса, по-новому осмысленного и освоенного; 2. Слияние исторических и художественных традиций; 3. Активное привлечение в свой арсенал аллегорий, символов, ассоциаций, мифологических мотивов, соотнесенных с личным опытом писателя и переплавленных в мифы нового времени – неомифы; 4. цитирование отдельных произведений прошлого; 5. произвольное комбинирования элементов культуры |
6. Основные понятия | 1. «Мир как хаос» и постмодернистская чувствительность, 2. «мир как текст» и «сознание как текст», 3. интертекстуальность, 4. «кризис авторитетов», 5. авторская маска, 6. противоречивость, 7. фрагментарность повествования |
7. Художественные произведения | У. Джойс «Улисс»; У. Эко. «Имя розы», «Маятник Фуко», М. Павич. «Хазарский словарь»; Дж. Фаулз. «Волхв», В. Набоков. «Бледный огонь»; С. Соколов. «Палисандрия»; В. Сорокин. «Роман», «Норма» |