Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были представителями революционного народничества?

Урок теоретического обучения

Преподаватель Щербакова Вера Петровна v.scherbackowa2013@yandex.ru

Предмет: ОУП. 04 История

Дата проведения: 3.06.2020

Курс: 1 Группа 91 Машинист крана (крановщик)

Тема урока №57- 58 Власть и оппозиция в России середины – конца ХIХ в.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма работы: электронное обучение.

Цель: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения.

Изучить основные факты, процессы и явления, характеризующие общественное развитие России в 19 веке;

причины развития радикального революционного движения;

основные исторические термины, персоналии и даты по теме.

Используемая литература: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. С 22 История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобра-зовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загла-дин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 448 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).

https://history.wikireading.ru/286277 п. 24

Презентация по теме урока.

Основные понятия:

«Земский конституционализм» – земское движение, буржуазно-оппозиционноедвижение русских либеральных помещиков, требовавших расширения прав земств.

Марксизм – мировоззренческая система, созданная во второй половине XIX в. немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Народничество – общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход страны к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

«Нечаевщина» – имя нарицательное для обозначения террористического направления в русском революционном движении второй половины XIX в., провокаторских методов и методов мистификации в революционной борьбе.

Нигилизм – философии, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.

«Первомартовцы» – группа из восьми террористов -«народовольцев», участвовавших в подготовке и осуществлении убийства императора Александра II 1 марта 1881 года.

«Хождение в народ» – движение студенческой молодёжи и революционеров-народников с целью «сближения» с народом, его просвещения и революционной агитации непосредственно среди крестьянских масс.

Основная часть.

План

1. Причины роста общественного движения во второй половине XIX в.

2. Общественное движение: либералы.

3. Общественное движение: консерваторы.

4. Общественное движение: революционеры. Народничество.

5. Распространение марксизма в России.

Изучите содержание темы по презентации или с помощью лекционного материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

1.   Проведение масштабных реформ 1860-1870-х гг. оказало огромное воздействие на просвещённые круги общества. К началу 1860-х гг. все слои общества сходились в главном – в поддержке царя и его реформаторской деятельности, в готовности объединить силы ради перемен к лучшему.

Развитие капитализма потребовало большого числа образованных людей. Государство открыло доступ в университеты недворянским слоям населения. В ВУЗы хлынули разночинцы, которые очень быстро заражались западными идеями переустройства мира

   Бурные и неоднозначные события первой пол. XIX в. требовали переосмысления и будоражили умы думающих людей (война 1812 г., восстание декабристов, консервативный курс Николая I, Крымская война и начало Великих реформ)

 Размышления о судьбах и путях развития России приобрели особую остроту: и консерваторы, и либералы спорили о направлениях и методах преобразования российской действительности.

2.   Начало царствования Александра II явилось периодом дальнейшего развития российского либерального движения. Были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил.

В середине 1850-х гг. видные либералы-западники К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма. Основными положениями этой программы были: провозглашение различных свобод – свободы от крепостного состояния, совести, книгопечатания, свободы выражения общественного мнения; публичность всех правительственных действий; публичность и гласность суда. При этом в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований — о введении в России конституционного правления.

Свой вклад в разработку либеральной программы внесли влиятельные общероссийские журналы славянофильского направления – «Русский вестник», которым руководил М.Н.Катков, и «Русская беседа», редактором-издателем которого был А.И.Кошелев. На их страницах пропагандировалась необходимость отмены крепостного права и наделения крестьян землей, введения независимого суда и местного самоуправления. Либеральные идеи звучали также на страницах «Отечественных записок» А. А. Краевского, «Библиотеки для чтения» А. В. Дружинина и ряда других изданий.

В 1860-е гг. наиболее влиятельным либеральным органом западнического направления стал журнал «Вестник Европы», редактором которого был М.М.Стасюлевич. Постоянными авторами «Вестника Европа» были писатели И.А.Гончаров, Г.П.Данилевский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, историки В.И.Герье, И.Е.Забелин, Н.И.Костомаров, М.П.Погодин, С.М.Соловьёв. Они отстаивал идеи конституционной монархии, гарантии прав личности, законности и свободы печати. Особое внимание уделялось земству, которое рассматривалось как орган народного представительства и основа будущего парламента.

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 1870-х — начало 1880-х гг. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод.

Надежды на возвращение доверия между земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М. Т. Лорис-Меликова. Он не только провозгласил курс на сотрудничество власти и общества, но и стал претворять его в жизнь, разработав проект допуска всех представителей общества к законосовещательной деятельности. Этот проект получил название «Конституции» Лорис-Меликова. Однако после гибели Александра II шанс для сотрудничества либералов с властью оказался утерянным.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой – интеллигенция и незначительная часть дворянства. Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

3. Главными устремлениями консерваторов в 1860-1870-е гг. стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определённый успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось.

Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище Петр IV. С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.

Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал публицист и издатель, редактор газеты «Московские ведомости», в прошлом видный либерал М. Н. Катков. Он отрицательно относился к проводимым в стране реформам, считая, что они ведут к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем.

С восшествием на престол Александра III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К.П.Победоносцев занял место ближайшего советника императора. В 1880-е гг. была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи самодержавию в борьбе с революционными выступлениями. В 1881 г. в Петербурге была создана тайная организация – «Священная дружина», руководителем которой был П.П.Шувалов.

В целом, к концу XIX в. позиции и роль консерваторов усилились, а многие их идеи легли в основу правительственной политики. Но, так же как и либералы, консерваторы не имели широкой поддержки в обществе.

4.   После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.

Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно.

Идейным вождем революционного движения в конце 1850-х — начале 1860-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?», который был напечатан в журнале «Современник». В романе Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей «библией» для русских революционеров. В 1864 г. Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

Под влиянием идей Герцена и Чернышевского в 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для её названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева - «Земля и воля». Программа «Земли и воли» включала требования созыва парламента и установления демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. Уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

Идеи «общинного» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничеств а. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 1870-х гг. были    М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

М.А.Бакунин считался идеологом анархического крыла народничества. Он уповал на стихийный народный бунт против самодержавия. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Бакунин отрицал государство, считая его высшим злом.

П.Л.Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Лавров считал, что представители интеллигенции должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу».

П.Н.Ткачёв являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. В ходе революции, по мнению Ткачёва, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В 1863 г. сложилась организация Н.А.Ишутина — И. А.Худякова (1863— 1866). Её члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит толчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнён, а ишутинская организация разгромлена.

На смену «ишутинцам» пришли «нечаевцы». В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» — свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер, по мысли Нечаева, не должен был иметь личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Всё в нём должно было служить главной цели – осуществлению революции. Нечаев планировал покрыть Россию сетью революционных организаций, связанных железной дисциплиной.

В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). В противовес «нечаевщине» «чайковцы» строили свою организацию на принципах высокой нравственности. Члены организации сумели создать всероссийскую сеть своих групп, в которых началась революционная деятельность многих видных представителей народничества: С. JI. Перовской, С. М. Кравчинского, А. И. Желябова, М. А. Натансона и др. Именно «чайковцы» в 1874-1875 гг. организовали знаменитое «хождение в народ». Сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей разбрелись по России, проникая в самые глухие её уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской, полной иностранных слов речью. Чаще всего крестьяне и доносили на пропагандистов в полицию. Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

  Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп.

В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память первого революционного объединения 1860-х гг. Её создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Позже в «Землю и волю» вступили В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчински й. Своей целью члены организации провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно «только путем насильственного переворота». Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские методы работы.     

Организаторская работа среди крестьян являлась продолжением «хождения в народ». Но при этом «летучая» пропаганда сменилась «оседлой». Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специальностям фельдшеров, учителей, агрономов.

Народники, видя в рабочих прежде всего выходцев из крестьянской среды, тесно связанных с деревней, пытались наладить пропаганду и среди них. Появились первые рабочие организации, выдвигавшие политические требования - «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе, «Северный союз русских рабочих» в Петербурге. Но деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудораживших всю страну. В январе 1878 г. молодая революционерка В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора. В августе 1878 г. в центре Петербурга средь бела дня С. М. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцева. В марте 1879 г. было совершено покушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна. 2 апреля 1879 г. член «Земли и воли» А. К. Соловьёв совершил новое покушение на Александра II. Пять выпущенных им пуль не достигли цели, царь остался жив. Соловьёв был повешен. Власти боролись с революционерами чрезвычайными методами.

В августе 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации — «Чёрный передел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г. В. Плехановым, и «Народную волю», объединившую сторонников индивидуального террора. Организаторами и руководителями «Народной воли» были А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. JI. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко.  Исполнительный комитет вынес смертный приговор императору Александру II и начал настоящую охоту на него.

1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Михайловский замок. Царь попытался обмануть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постарались исключить всякую случайность — на всех путях возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император оказался в ловушке. Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной И. И. Гриневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скончался в Зимнем дворце.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. JI. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

  Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен, Александра IIв деревнях жалели.

Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но «хождение в народ» и террор народников не подтолкнули крестьян к революции. Стремившиеся к переустройству жизни на основах «общинного» социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

Разгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.

5.    В Европе в тот период росла популярность марксизма. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г.В.Плеханов. За границей он объединил единомышленников — видных революционеров: В.И.Засулич, П. Б.Аксельрода, JI. Г.Дейча, В.Н.Игнатова и др. — в группу «Освобождение труда». В программном заявлении, опубликованном в 1883 г., провозглашались следующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Эта небольшая организация за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которые расходились по всей России.

Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружков по изучению марксизма: в Петербурге – под руководством Д.Благоева, П.В.Точисского, М.И.Бруснёва, в Казани - под руководством Н.Е.Федосеева.

В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», во главе которого встал В.И.Ульянов. Это была более многочисленная и дисциплинированная организация, занимавшаяся пропагандой марксизма среди рабочих. Но в 1896 г. она была разгромлена полицией, а значительная часть её членов, включая В.И.Ульянова-Ленина, были отправлены в ссылку. Однако деятельность этой организации дала мощный толчок марксистскому движению в России.

Борьба революционеров с правительством в 1870-е гг. окончилась трагедией, произошедшей 1 марта 1881 г. Убийство Александра II резко изменило ситуацию и обрекло реформаторскую политику на неудачу.

Обобщение.

В 1880-е – начале 1890-х гг. российское общество во многом пересматривало свои взгляды, перерабатывало старые идеи, воспринимало и развивало новые. Появились первые марксистские организации, ширилось рабочее движение.

Контрольное задание.

Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были представителями революционного народничества?

1) П. Н. Ткачёв

2) Н. М. Муравьёв

3) М. А. Бакунин

4) В. И. Ульянов

5) П. Л. Лавров

6) П. И. Пестель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: