РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)
Методическое пособие по теме
«Иллюстрация к русским народным сказкам»
Декоративная композиция
Выполнила:
Студентка 4 курса
Группы 4 «Д»
Киреева Екатерина
Владимировна
|
|
ВОРОНЕЖ 2020
Тема методического пособия: Декоративная композиция «Иллюстрация к русским народным сказкам»
Класс: 2
Количество часов: 2 часа.
Цели методического пособия: Выполнить работу декоративной композиции «Иллюстрация к русским народных сказкам». Познакомить детей со стилизацией в декоративной композиции.
Задачи:
1. Образовательные: Научить различать реалистический образ от декоративного на примере произведений декоративно-прикладного искусства; принципу стилизации природных форм, их изображению.
2. Развивающие: развить образное мышление учащихся, умение самостоятельно проводить анализ манеры и стиля работ художников. Развить мышление, фантазию, наблюдательность.
3. Воспитательные: Воспитать у учащихся внимательность, фантазию, аккуратность и любовь к сказкам.
Оборудование:
Для ученика: лист бумаги А4, карандаши, кисти, гуашь, баночка для воды, палитра.
Для учителя: Разработка методического пособия.
Литература:
1. О. Л. Голубева. Основы композиции. Учебное пособие» Москва 2001 «Изобразительное искусство».
2. Г. М. Логвиненко - Декоративная композиция 2005 Москва.
Лист №1 «Аналоги».
На первом демонстрационном листе показаны аналоги различных иллюстраций к русским сказкам.
Опираясь на аналоги, дети должны составить свою композицию.
Данные работы хороши по своим цветовым отношениям, способствует расширению кругозора учащихся о существовании разновидностей иллюстраций для русских сказок. Иллюстрация служит передаче эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге. Иллюстрации используют для уточнения сложных понятий или предметов, которые трудно описать с помощью текста, что является причиной большого количества иллюстраций в детских книгах, также могут использоваться в рекламе, поздравительных открытках, плакатах, книгах. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры, а для создания иллюстрации зачастую не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться особой техники. Иллюстратор может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разные материалы, (бумагу, пластилин, засушенные растения и другое). Художники-иллюстраторы часто применяют в творчестве мотивы и приемы традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации, мотивы народного декоративно-прикладного искусства. Также авторы обращаются к классической персидской миниатюре, античной вазописи и другим традициям в зависимости от содержания иллюстрируемого произведения.
|
|
4
Лист №2. «Законы композиции».
Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Такая целостность в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне имеет иррациональную природу, достигается художником интуитивно, она оригинальна и неповторима.
Рассмотрим некоторые законы композиции:
Динамика - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статика - создает впечатление неподвижности.
Акцент – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение. Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Равновесие – это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от цветовых и тональных отношений отдельных частей между собой.
6
Лист №3 «Адаптированные законы композиции».
На этом листе законы показаны на примере простых стилизованных форм природы: деревьев, облака. Подобное проведение аналогий поможет детям лучше усвоить информацию.
Рассмотрим примеры со статикой и динамикой, здесь представлены два упрощенных пейзажа с одинаковыми элементами композиции.
Статика, мы наблюдаем равновесие предметов относительно друг друга. Динамика, создает впечатление движения в композиции, такое происходит за счет расположения деревьев, не вертикально, а под наклоном. Так же и облака.
Цветовой акцент – выделение, подчеркивание элемента. В этом случае мы выделяем дерево, на втором изображении мы выделяем дерево и по цвету, и по форме.
Равновесие очень схоже со статикой, так как именно в равновесии дает ощущение спокойствия в композиции. Оно достигается формой деталей, цветом и тоном.
|
|
Ритмом называют повторение одного или нескольких предметов через интервалы.
8
Лист №4 «Упражнения на тему цвет»
Цветовойкруг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.
Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга. Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка. Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.
Контраст дополнительных цветов – это сочетание цветов, которые в сумме дают серый цвет.
Тональный контраст – это тональная разница цветовых пятен.
Контраст цветового насыщения – это разница между чистыми цветами, яркими, насыщенными и более бледными.
Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.
Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, то есть близких по характеру и отличительным знакам рисунка.
10
Лист №5. «Эскизы».
Необходимо сделать несколько предварительных эскизов, а потом выбрать наиболее лучший. Из наброска развить полноценный эскиз к работе.
Для этого понадобятся листы, на которых рисуется прямоугольник и в нем компонуются элементы композиции. На демонстрационном листе представлены 4 эскиза.
|
|
Утвердившись в эскизе, мы выполняем его в формате А3.
12
Лист №6. «Перенесение эскиза на формат»
Композицию нужно перенести на нужный формат. Рисуем горизонтальную и вертикальную линию и размещаем нашу иллюстрацию. Ориентируясь на положение линий, мы перемещаем наш рисунок с маленького формата на большой.
14
Лист №7. «Прорисовка деталей»
На демонстрационном листе №7 мы дорисовываем детали, которые помогают закончить композицию. И рисунок смотрится более законченным.
16
Лист №8. «Начало работы в цвете»
Этап выполнения работы в цвете.
Вовремя выкрашивания частей в композиции можно применять разные техники, можно использовать ровное покрытие краской или фактурной, возможно ввести орнамент в работу.
18
Лист №9. «Проработка деталей в цвете»
Лист №10. «Доработка деталей. Завершение работы».
21