Адам Пшеворский: Защита минималистской концепции демократии

Йозеф Шумпетер: капитализм, социализм, демократия

Классическая теория: Автор описывает философию демократии в 18 веке – общее благо осуществляется через представительство (представительная демократия).

Демократический метод - совокупность институциональных средств принятия политических решений, с помощью которых осуществляется общее благо путем предоставления самому народу возможности решать проблемы через выборы индивидов, которые собираются для того, чтобы выполнить свою волю.

       По Шумпетеру предполагается, что есть Общее Благо, достижение которого является целью любой политики. Общее благо - легко определяется и понимается, каждое действие безошибочно оценивается как плохое или хорошее. Общее Благо достаточно объективно описывает волю индивида и народа, что соответствует благосостоянию и счастью, причем общему. Общая воля соответствует общему благу.

       Однако возникает вопрос, а что делать с возникающими противоречиями в интересах людей и возникновение оппозиции? Оппозиция - разница во мнение, касающиеся скорости достижения общих целей.

       Самые важные вопросы лучше решать индивидуальным гражданам на референдуме, а остальные – органом, члены которого будут избираться всенародным голосованием.Ведение важных дел должно быть поручено специалистам, избираемым всенародным голосованием, которые образуют комитеты/органы, занимающиеся определенным кругом вопросов, а наиболее важные вопросы решаются на референдуме. Так, по мнению автора, будет выглядеть лучшая из существующих форм государственного устройства - где единственная проблема, её установление.

Но есть некоторые моменты:

+ нет однозначного определения общего блага, потому что разные индивиды вкладывают в него разное содержание, а воля народа не может существовать без однозначного определения общего блага

+ при наличии одной цели возможны серьезные расхождения в вопросах ее достижения

Так как воля не единственна, то совокупность воль граждан не равна и не ведет к достижению какого-либо блага. Каждый должен знать, каких взглядов он придерживается, и на основе этих взглядов делать ясные выводы по поводу решения конкретных вопросов.

Но воли индивидов (коих огромное множество) по естественным причинам часто разнятся и не совпадают, следовательно, они не будут совпадать с тем, что «действительно хочет народ», таким образом, правительство народа не соответствует основному критерию концепции, в отличие от правительства ДЛЯ народа, результаты политики которого в итоге окажутся приемлемыми для всего народа.

 

Автор говорит и о другой теории демократии - неклассической. Ее основная идея состоит в том, что первичной функцией избирателей является формирование правительства, индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей.

Положительные стороны концепции:

- воздает должное важному феномену лидерства

- не отрицается воля группы, происходит взаимодействие между групповыми интересами и общественным мнением

- избиратели получают контроль над правительством с правом его роспуска

- истинная функция голосования и принцип демократии не рушится, а означает, что правление переходит к тем, кто имеет большую поддержку, чем конкуренты

 

Адам Пшеворский: Защита минималистской концепции демократии

 

Автор выступает за защиту «минималистской» концепции демократии Шумпетера. С одной стороны, никто не хочет применять силу, по мнению автора, и все стараются избежать кровопролития при решении каких-либо конфликтов. Для этого необходимо право на смену правительства. Так, даже перспектива смены правительства может заставить противоборствующие стороны подчиниться правилам и не вступать в открытое противостояние, применять силу, потому что в долгосрочной перспективе им это невыгодно. С другой стороны, способность сменить правительство голосованием имеет определенные последствия. Итак, если решение достигается путем голосования, то меньшинству приходится подчиняться выбору большинства. Сама перспектива смены правительства может заставить конфликтующие политические силы подчиняться правилам, а не вступать в открытое противостояние с применением силы.

Принцип подчинения меньшинства большинству - технически добрый способ определения того, что может и должно удовлетворить всех.

Голосование - лишь уловка, экономящая время. Голосование придает законную силу принуждению. Автор говорит о том, что люди изначально считают своей обязанностью уважать результаты голосования и подчиняться им, поскольку в голосовании они участвуют добровольно. Голосование стимулирует согласие, так как демонстрирует шансы в возможном прямом столкновении. Голосование - мирная замена восстания, предоставляют информацию, кто и против чего восстал бы, устанавливает границы власти.

Пшеворский говорит и о «выживании» демократии, ее сроках и факторах. Так на «выживание» демократии влияет:

1) доход на душу населения (чем богаче страна, тем больше вероятность сохранения демократии);

2) не должно быть так, чтобы одна партия контролировала более чем 2/3 мест в законодательных органах;

3) главы правительств должны довольно часто сменяться (не чаще раза в 2 года, но не реже раза в 5 лет);

 

Эми Гутманн и Деннис Томпсон: Демократия и разногласия:

 

Важной проблемой являются разногласия по поводу морали, и авторы выдвигают тезис, что значимая роль должна отводиться дискуссиям «о роли морали в политической жизни». Это концепция совещательной демократии. Совещательная демократия - концепция, в которой ключевая роль отводится дискуссии о роли морали в политической жизни. Совещательная демократия включает в себя как дискуссии о политике, так и дискуссии о морали. Цель – поиск баланса между беспристрастностью (альтруизм) и расчетливостью (эгоизм). Авторы выделяют важными аспектами демократии – обсуждение, «подлинную» совещательность.

Авторы выделяют принципы, которые присущие совещательной демократии:

+ взаимность (взаимная выгода, чужие взгляды заслуживают внимание, даже если не совпадают с твоей моралью),

+ совещательность (использование надежных методов социальных опросов в политических спорах),

+ ответственность (проявляется через участие в обсуждении моральных споров в публичных форумах).

       Но необходимо осознавать, что совещательная демократия – это не гарант социальной справедливости, это лишь необходимый способ для достижения хотя бы временного согласия. Когда граждане дискутируют – они в любом случае укрепляют и выражают свое политическое равноправие, даже если в конечном итоге не могут прийти к согласию.

По моему мнению, в демократическом государстве без дискуссий и обсуждений граждане не могу прийти даже к согласию относительно важных вопросов. В таком ключе данная концепция жизнеспособна, так как необходимо обсуждать, идти на компромиссы, икать решения, только в процессе диалога это возможно. Концепция оптимистична, но неизвестно, насколько у граждан есть желание участвовать в чем-то подобном и уровень интеллекта и общей грамотности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: