III. Индивидуальное задание по тексту

1. Выпишите из текста все примеры, отражающие вокализм 1-го предударного слога после твёрдых согласных типа [ потóм ].

[ топ’éр’ ], [ наговор’úл ], [ бород’é ], [ хорóшáйа ], [ н’uкогдá ], [ пойдý-тъ ], [ пойд’óт ], [ плохóвъ ], [ промышл’ен’uк’u ], [ потóм ], [ пошлá], [ точ’úлку ], [ точ’úл’u ], [ хорóшуйу ], [ хърошó ], [ хорóшый ], [ побр’úлсъ ], [ пошлá ], [ лофцы-то ], [ стонóв’ут ], [ скорон’úл’u ], [ воды ].

2. Укажите, какая диалектная фонетическая черта отражена в ошибочных написаниях, допущенных учащимися. Где встречается такое произношение?

Фалить, форост, фост, хвонтан, хворма, хвартук, хвара, пафальная (грамота).

Фонема [ ф ] не исконно русская, встречается в иноязычных словах, т.е. говоры, где влияние литературного языка было несильным, усвоение фонемы в соответствии с правилами употребления не произошло. Но возникла необходимость заменить «незнакомый» звук в словах, поэтому появилось артикулярно-близкое сочетание [ хв ]. В предложенных словах эти звук и сочетание звуков спутаны, следовательно, учащимися не приобретён навык различия слов с [ ф ] и [ хв ]. Они запомнили, что [ хв ] нужно заменять на [ ф ], но в каких словах этот процесс должен происходить, а в каких нет, им не известно, отсюда и ошибки. Предположительно, это южный говор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: