Анализ использования франчайзинга в Российской Федерации

В наши дни развитие малого предпринимательства играет большую роль в рыночной экономике. Есть большое количество разных  методов для улучшения качества малого бизнеса и одним из самых распространенных является франчайзинг, этот способ помимо того, что включает в себя достоинства малого и крупного предпринимательства, он также дает возможность компаниям становиться более конкурентоспособными за счет усвоения ими инновационных  технологий и поддержки на основе франчайзинга.

В законах Российской Федерации не уделено особого внимания к этой системе ведения бизнеса, но, при этом, франчайзинг в нашей стране становится все более популярным. Однако, распределение франчайзинга на территории России весьма неравномерно. Таким образом, на сегодняшний день лишь некоторые регионы  Российской Федерации отличаются большой  популярностью франчайзинга. К таким регионам относятся крупные города областного значения, такие как: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск.

Есть много причин, почему же фирмы России отказываются работать с зарубежными компаниями, основная из них заключается в том, что иностранные предприниматели более строго следят за соблюдением стандартов в ведении бизнеса, которые также закреплены у них в законодательстве.  А в законодательстве Российской Федерации не существует определенных статей, связанных с данной формой организации бизнеса. Поэтому, как показывает практика, российские франчайзеры дают возможность своим партнерам по бизнесу работать проще, но  в этом случае шансы на то, что бизнес будет прибылен, меньше.

Рынок непродовольственных товаров и рынок услуг являются лидерами в структуре рынка франшиз независимо от его территориального распределения, а вот торговля продовольственными товарами  отходит на третий план,  товары питания - на четвертый.

Что касается структуры франшиз в России. В нашей стране общественное питание также широко распространяется  на территории страны(12%), и также сильно отличается от франчайзинга в сфере торговли [Приложение 2].

Главное их различие заключается в том, что рынок общественного питания характеризуется спросом не на конкретный продукт, а на комплекс предоставляемых товаров и услуг. Так  фирма предоставляет весь пакет услуг, включающий  в себя, например, особенный  дизайн помещения, сервис, музыку. к повышенному вниманию к проблеме стандартизации сетей питания.

Выбор потребителей и спрос на какие-либо продукты или услуги может быстро меняться, это связано со сменой модных тенденций, развитием и использованием инновационных технологий, экономической ситуацией страны, это все сопровождается увеличением рисков почти каждой организации, функционирование которой характеризуется обеспечением товарами или услугами среднего класса страны.

Все это является следствием максимальной концентрации внимания на современных способах и технологиях, помогающих в поддержке  бизнеса  на высоком  уровне и способствующих его скорому развитию.

В результате анализа рынка франшиз в Российской Федерации, следует сделать вывод: франчайзинг в России постепенно развивается, но сейчас он не имеет достаточно большого распространения среди российских предпринимателей, это связано с рядом причин:

● Социально-психологические (малый опыт ведения бизнеса на основе  франчайзинга; опасение франчайзи полностью зависеть от франчайзера.)

● Экономическими (изменчивость экономики России; недостаточный стартовый капитал у предпринимателей.)

● Организационно-правовые (В законах Российской Федерации не уделено особого внимания к данному методу ведения бизнеса.)

Эти причины приводят к трудностям в применении франчайзинга на рынке России. Чтобы популярность франчайзинга повышалась, необходимы изменения в законах нашей страны.

 

2.2 Основные условия и требования для организации ресторанного бизнеса с использованием франчайзинга (на примере ресторана «ТОКИО- CITY»)

Начнем с того, что основные условия и требования будут основываться именно на экономических данных, потому чтона них и опирается процесс принятия разумных решений в управлении бизнесом,  эти решения, в свою очередь, сказываются на выборе партнера и позволяют защитить участников от допустимых рисков, угрожающих как франчайзи, так и франчайзеру. Также данные решения помогают оптимизировать налоговую нагрузку, которая, конечно, влияет на результат  деятельности сторон франчайзинговых отношений, и гарантируют успешность конкретного бизнес-проекта.

Для организации ресторанного бизнеса, необходимо сформулировать основные требования, а также определить  возможности, которые предоставляются франчайзеру и франчайзи в процессе ее реализации:

1. Доказать эффективность данной концепции, ее разумность и уникальность.

Что касается франшизы "ТОКИО- CITY", это успешно развивающаяся сеть городских ресторанов, где посетителям предлагается универсальная кухня. В меню можно найти блюда самой разной кухни:японская, китайская, восточноевропейская и др. В меню насчитывается больше 500 блюд и разнообразных напитков. Для всех заведений подобран эклектичный тип интерьера, который подходит, как для проведения вечеринок, так и для семейных посиделок. Это отличное место, чтобы организовать романтический ужин, а также сходить на бизнес-ланч. В настоящее время сеть ресторанов насчитывает больше 40 заведений только в Санкт-Петербурге и области. Предусмотрена доставка еды. [5].

2. Определить пункты, требующие особого внимания, это даст франчайзеру возможность подобрать варианты самых эффективных  методов решения проблем. Таких как, повышение привлекательности и  доступности продукции и услуг; использование  рекламы;   соблюдение законов, норм строительства, правил пожарной безопасности, требований охраны здоровья;  выбор планировки и оснащение оборудованием;  повышение квалификации  персонала; оптимизация налогообложения.

3. Давать франчайзеру возможность самостоятельно разрабатывать планирование, повышать рациональность  затрат, находить самое лучшее сочетание интерьера с оборудованием и т.д.

4. Приобрести  определенный опыт организации работы заведения общественного питания, подобрать самый подходящий режим работы, включая часы и график работы персонала.

5. Уделить особое внимание обучению в отношении эффективной деятельности предприятия, а также  в области бухгалтерского учета, анализа, менеджмента.

В представленном выше  списке особое внимание уделено обучению, потому что в основном в роли франчайзи выступают субъекты малого предпринимательства,  а для них получение знаний и опыта является необходимым условием в ведении бизнеса.

Итак, разберем основные пункты организации ресторанного бизнеса, при использовании франшизы сети городских ресторанов "ТОКИО- CITY":

1. В первую очередь  заключается договор аренды на подходящее помещение, затем на основе данного договора аренды подписывается договор франшизы. Ресторан с собственной зоной посадки. Требования к помещению ресторана "ТОКИО-CITY": площадь от 650 м.кв. до 900 м.кв.; Электрическая мощность от 120 кВт. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает помощь в оценке локации.

2. Франчайзёр сам создает проект, здесь предпринимателю  нужно лишь утвердить его в государственных органах. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает пошаговую поддержку на всех этапах открытия и управления рестораном.

3. Создание рабочей группы, которая должна будет заниматься открытием и ведением работы ресторана. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает помощь в подборе и обучении персонала, команду start-up.

4. Проводится согласование на размещение вывески и иной рекламы. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает право работать под брендом ТОКИО- CITY, размещение информации о новом ресторане на официальном  сайте, рекламу о новом ресторане в социальных сетях, локальную таргетированную рекламу для конкретного региона (увеличение прибыли ресторана от 10%).

5. Выбор поставщиков оборудования.

6. Оформление зала: выбираем мебель и предметы интерьера. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает дизайн-проект помещения, проектирование служебных и технологических помещений.

7. Стартовые инвестиции: от 30 млн. руб. (Аренда помещения, ремонт помещения (зал, служебные, технологические помещения), оформление входной группы, вывеска, закупка и установка оборудования, безопасность помещения, операционная система, закупка товара, закупка брендированного материала, персонал (форменная одежда, зарплата до открытия), торжественное открытие, паушальный взнос).

8. Паушальный взнос: 2,5 млн. руб. (Право работать под брендом «ТОКИО- CITY», маркетинг, передача технологий, дизайн-проект, подбор и обучение персонала, команда start-up, подключение к call-центру «ТОКИО-CITY», поддержка на всех этапах открытия и управления, оценку локации.)

9. Роялти: 5%.

Подробнее об основных характеристиках франшизы «ТОКИО- CITY»:

● год основания компании: 2005;

● год запуска франшизы в РОССИИ: 2018;

● собственных предприятий: 60;

● подписчиков в соц. сетях: более 100 000;

Рассмотрим конкретный пример организации бизнеса на основе франшизы «ТОКИО- CITY». Для этого я выбрала действующий ресторан «ТОКИО- CITY» по адресу: ул. Ольги Берггольц, 8, г. Санкт-Петербург.

Здание под ресторан было выкуплено организацией ООО «Русинвестком» у «Диамант Групп», которое построило его еще в 2015 году. В 2018 году оно было отремонтировано и готово для открытия ресторана.

В настоящее время в ресторане функционируют два зала для приема гостей: на 140 чел. и 40 чел. Ремонт залов выполнен согласно плану франчайзера: большое количество посадочных мест, большие окна, хорошее освещение. Планировка интерьера ресторана выполнена с применением стеллажей производства мебели Vitti. Мебель спроектирована по специальному дизайн-проекту. Соответствует евростандарту качества. Гарантия на изготовленную мебель составляет 2 года. Из всего этого складывается узнаваемый дизайн в стиле городского лофта, характерный для всей сети ресторанов «ТОКИО- CITY» [приложение 3].

В меню ресторана представлена традиционная японская кухня, а также китайская, итальянская и другие. Предлагается множество блюд (суши, роллы, пицца, гамбургеры, лапша WOK и т.д.), для приготовления которых используются только натуральные продукты высшего качества. Ресторан подойдет для семейного обеда, деловой встречи или романтического ужина. Стоимость: от 800 руб./чел. Также меню ресторана располагает широким выбором алкогольной продукции высшего качества.

Основными потребителями услуг данного ресторана «ТОКИО-CITY» являются:

● Жители Невского района города Санкт-Петербурга, метро:
Елизаровская (356м.), Ломоносовская(2,2 км.).

●Рядом находящиеся организации (Невский районный суд города Санкт-Петербурга, Невский завод косметических изделий).

 ●Гости, желающие воспользоваться услугами ресторана.

Целевая аудитория ресторана «ТОКИО- CITY». Возраст посетителей ресторана в процентном соотношении таков:18 – 30 лет  - 23%; 30 – 40 лет -20%; 40 – 50лет - 22%; 50 – 60лет - 25%; 60 + лет - 10%. Пол: мужчины - 45%, женщины - 55%.

Основными критериями сегментации рынка являются:

● социальная принадлежность (рабочие, служащие, пенсионеры, школьники, бизнесмены);

●уровень дохода потребителей - высокий средний, илинизкий.

Таким образом, продукция ресторана «ТОКИО- CITY» пользуется большим спросом у рабочих со средним доходом и выше. Также ресторан  пользуется  популярностью среди молодежи и семей.

Далее представлены бухгалтерская отчетность и финансовый анализ ООО "ТОКИО", взятые из открытого информационного источника «www.audit-it.ru».

ИНН: 4214035488

Вид деятельности: 56.10 - Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания

Форма собственности: 16 - Частная собственность

Организационно-правовая форма: 12300 - Общества с ограниченной ответственностью

Отчетность составлена в тысячах рублей

Формат отчетности: полный

Таблица 1– Бухгалтерская отчетность за 2012-2018 гг:

Наименование показателя Код 31.12.18 31.12.17 31.12.16 31.12.15 31.12.14 31.12.13

АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Основные средства 1150

0

10

10

10

10

0

 
Итого по разделу I 1100

0

10

10

10

10

0

 

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы 1210

14 047

10 567

5 567

2 672

560

881

 
Дебиторская задолженность 1230

2 810

2 775

0

0

0

0

 
Денежные средства и денежные эквиваленты 1250

2 584

858

94

99

54

11

 
Итого по разделу II 1200

19 441

14 200

5 661

2 771

614

892

 
БАЛАНС 1600

19 441

14 210

5 671

2 781

624

892

 

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 1310

10

10

10

10

10

0

 
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370

14 254

10 428

5 148

2 392

288

0

 
Итого по разделу III 1300

14 264

10 438

5 158

2 402

298

189

 

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства 1510

5 049

3 557

0

0

0

0

 
Кредиторская задолженность 1520

128

215

513

379

326

703

 
Итого по разделу V 1500

5 177

3 772

513

379

326

703

 
БАЛАНС 1700

19 441

14 210

5 671

2 781

624

892

 

 

Таблица 2– Краткий анализ баланса

Финансовый показатель 31.12.2018 31.12.2017 31.12.2016 31.12.2015 31.12.2014 31.12.2013
Чистые активы

14 264

10 438

5 158

2 402

298

189

Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более)

0.73

0.73

0.91

0.86

0.48

0.21

Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше)

3.8

3.8

11

7.3

1.9

1.3

 

Таблица 3– Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках).

Наименование показателя Код 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Выручка 2110

45 250

28 943

15 226

6 459

6 418

1 151

Себестоимость продаж 2120

(32 678)

(19 971)

(9 538)

(1 859)

(4 626)

(957)

Валовая прибыль (убыток) 2100

12 572

8 972

5 688

4 600

1 792

194

Коммерческие расходы 2210

(7 849)

(3 564)

(2 932)

(2 496)

(1 683)

(0)

Управленческие расходы 2220

(897)

(128)

(0)

(0)

(0)

(0)

Прибыль (убыток) от продаж 2200

3 826

5 280

2 756

2 104

109

194

Прочие расходы 2350

(0)

(0)

(0)

(0)

(0)

(15)

Прибыль (убыток) до налогообложения 2300

3 826

5 280

2 756

2 104

109

179

Чистая прибыль (убыток) 2400

3 826

5 280

2 756

2 104

109

179

СПРАВОЧНО

Совокупный финансовый результат периода 2500

3 826

5 280

2 756

2 104

109

179

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: