Пути модификации образовательной среды образовательной организации

Определяющим фактором успеха инклюзивного обучения является создание в образовательном учреждении специальных организационных и содержательных условий.

Сущность инклюзивного образования состоит не просто во включении ребенка с ООП в учебный процесс массовой общеобразовательной школы, но в первую очередь, с целью обеспечения возможности такого включения в перестройке всей деятельности школы в целом и каждого отдельного класса. При этом со всей серьезностью должны быть поставлены и решены многие вопросы. Назовем наиболее глобальные из них:

• Как должна быть перестроена деятельность школы?

• Какие компоненты работы требуют преобразования?

• Какие должны появиться новые организационные и содержательные элементы функционирования школы?

• Какие учебные традиции для этого будут изменены?

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указаны конкретные условия, соответствующие возможностям таких детей, способствующие их обучению и воспитанию, включающие использование специальных методических средств и приемов: образовательных программ, методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств коллективного и индивидуального пользования, а также услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступности попадания в здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, и многое другое, без чего невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ООП.

Создание в образовательной организации таких условий неизбежно требует решения ряда сопутствующих задач: доступности окружающей и архитектурной среды, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение, наличие нормативно-правовой базы, медицинского сопровождения, разработки программно-методических и коррекционно-развивающих ресурсов, создания службы психологического и социально-педагогического сопровождения детей с ООП, их семей и самих педагогов данной организации. Остановимся на рассмотрении некоторых из этих задач.

Нормативно-правовую основу инклюзивных процессов составляют не только законодательные (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), но и нормативно-правовые документы, такие, как письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», ФГОС, примерные АОП, ориентированные на обучение разных категорий детей с ООП. Обязательным элементом нормативно-правовой основы являются внутренние локальные акты, такие, как, например, «Положение о реализации инклюзивного обучения в образовательной организации», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)», «Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП и детей с инвалидностью в условиях сетевого взаимодействия с ресурсным центром», «Договор с родителями (или лицами, их заменяющими) учащихся с ООП или с инвалидностью» и др.

Для реализации вариативного индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка с ООП, составленного в соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) и выполняемого с использованием специальных методов, средств, технологий в комфортной для всех участников образовательного процесса социально-психологической среде, требуются значительные изменения существующей в данной организации образовательной среды, предусматривающие учет особенностей и задач инклюзивного обучения. Речь идет о творческой способности администрации и педагогического коллектива к преобразованию всего пространства образовательной организации: архитектурной, дизайнерской, предметно-пространственной (среды класса, школы), а также учебной среды — содержания, методов, приемов, средств обучения, форм и способов контроля и критериев оценки результатов обучения.

Что же относится к основным объектам модификации в учебной среде массовой школы и каковы способы такой модификации?

В число первых входят учебные программы, учебники и рабочие тетради, способы работы учащихся с ООП в классе, формы предъявления и выполнения учебных устных и письменных заданий, контроль и оценка знаний, компетенций, межличностные отношения в школе и само поведение учащихся.

Кратко охарактеризуем возможные пути и способы модификации указанных объектов, распространенные в практике работы инклюзивных школ

Центральным документом, определяющим характер специальных образовательных условий, которые должны быть созданы для конкретного ребенка с ООП, является адаптированная образовательная программа (АОП), которую составляют специалисты инклюзивной образовательной организации на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка с инвалидностью и примерной основной адаптированной программы, адресованной детям с ООП той или иной категории (глухим, слабослышащим, слепым, слабовидящим, с интеллектуальной недостаточностью и т.д.).

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: