Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России в первые годы после распада Советского Союза, к сожалению, привели к появлению духовного и нравственного кризиса общества и, как следствие, к заметному увеличению числа конфликтов в воинских коллективах российских Вооруженных Сил. Этому способствовал тот факт, что Российская Армия в числе прочего унаследовала от Советской Армии конца ХХ в. проблему неуставных отношений как элемент конфликтности. Конфликты, в основе которых лежат неуставные отношения между военнослужащими, стали атрибутом армии. Они начали оказывать заметное влияние на социально-психологический климат воинских коллективов, качество боевой подготовки подразделений и, в конечном счете, на боевую готовность в целом Вооруженных Сил.
Проведенные в 2003 г. социологические опросы показали, что от 50 до 70% солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих службу по призыву, подтвердили наличие в своих частях (на кораблях) случаев неуставных взаимоотношений. Только каждый четвертый из числа опрошенных респондентов характеризовал обстановку в своем воинском подразделении как товарищескую. Приблизительно 52% солдат и сержантов отмечали равнодушное и безразличное отношение друг к другу, а 23% респондентов были склонны оценивать ситуацию в своих коллективах как напряженную, осложняемую конфликтами.
В звене рота—батарея ежедневно по разным причинам в среднем возникали до 10 конфликтов. Наиболее часто встречались конфликты между начальниками и подчиненными — до 70% всех межличностных конфликтов. Их основными причинами являлись:
§ слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных военнослужащих — 32%;
§ стремление некоторых военнослужащих занять социально-престижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) — 15%;
§ неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими — 19%;
§ отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав — 10%;
§ действия, направленные на восстановление справедливости против безнравственных действий сослуживцев, — 5%;
§ другие причины — 19%.
Следует сказать, что и в последующие годы, вплоть до настоящего времени, названные причины являлись одними из основных в конфликтах, происходящих в воинских коллективах.
Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и сержантов отдельного подразделения (батальона) позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости (табл. 12.1). В основе таких ситуаций лежат конфликтные ситуации либо противоречия, затрагивающие социальный или социально-психологический статус личности или групп, материальные духовные интересы, их честь и достоинство.
Таблица 12.1. Ранг значимости конфликтов в воинских коллективах по частоте их возникновения | |
Вид конфликта | Ранг значимости |
Между военнослужащими одного взвода, не находящимися в отношении подчиненности | 1 |
Между военнослужащими и командиром отделения (взвода) | 2 |
Конфликт с военнослужащими старшего призыва | 3 |
Между военнослужащими разных взводов | 4 |
Конфликт с военнослужащими младшего призыва | 5 |
Между военнослужащим и дежурным по роте | 6 |
Между военнослужащими разных рот одной части | 7 |
Высшее руководство Российской Федерации и Министерство обороны в настоящее время предприняло ряд кардинальных мер по исправлению этой ситуации и устранения пагубных явлений в Вооруженных Силах Российской Федерации. Однако следует отметить, что неуставные отношения между военнослужащими и конфликтные ситуации по-прежнему достаточно распространены в армейской среде.
В связи с этим представляется важным, чтобы и командиры воинских частей и подразделений, и подчиненные им солдаты и матросы, и допризывная молодежь понимали суть возникающих в армейской среде конфликтов, причины их появления, характер влияния на воинский коллектив, знали способы урегулирования типичных конфликтов, а также правила общения в коллективе, которые не приводили бы к возникновению конфликтов с тяжелыми или трагическими последствиями.
Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, представляющее собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Субъектами конфликтного взаимодействия могут быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.
Под конфликтом в психологии, в том числе военной, понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В армейской жизни военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только при исполнении служебных обязанностей в расположении военной части и ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки в полевых условиях, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке и в других местах, где они находятся во внеслужебное время.
В процессе постоянного взаимодействия между членами воинского коллектива не могут не возникать самые различные противоречия. Однако конфликт выступает крайней формой их разрешения. Ведь помимо него возникшее противодействие может быть разрешено путем взаимного компромисса с обеих сторон посредством односторонних уступок одного из оппонентов, достигаемых в процессе обсуждения создавшейся проблемы. В частности, если противоречие возникло, но военнослужащие просто не высказывают взаимных претензий друг к другу, то оно, будучи не особенно значимым, может разрешиться само собой.
Если субъекты при взаимодействии противодействуют друг другу, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Само противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении или военно-профессиональной деятельности.
Предконфликтная ситуация взаимодействия характеризуется высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. При этом у каждой из сторон взаимодействия начинает формироваться негативное отношение к другой стороне, возрастает готовность противодействовать. В этом случае высока вероятность перерастания сложившейся ситуации в конфликт.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов военно-профессионального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. Конфликтное взаимодействие (противостояние) имеет две основные особенности.
Во-первых, конфликт характеризуется противодействием сторон, т.е. общением, поведением, деятельностью, одной из целей которых является нанесение морального или материального ущерба оппоненту. При неконфликтном взаимодействии такая цель отсутствует.
Во-вторых, конфликт — это такое противодействие, которое сопровождается выраженными или скрытыми негативными эмоциями по отношению к оппоненту. Этот признак особенно характерен для межличностных конфликтов.
Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Он проявляется вследствие возникновения внутриличностных трудностей и внешних трудных ситуаций.
Внутриличностные трудности — относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Они представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия военнослужащим значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Например, солдат-новобранец знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что для успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Но он опасается неправильной оценки такого доклада со стороны сослуживцев и, в то же время, сам не приемлет «стукачества». Если он в этой ситуации колеблется, не знает, как ему поступить, то его состояние является внутриличностным конфликтом.
Трудность внешней ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:
§ объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;
§ военнослужащий может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;
§ ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от ее реального веса;
§ ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволят военнослужащему преодолевать ее без особых трудностей.
Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие формы внутриличностных конфликтов:
§ перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
§ интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
§ эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
§ волевую (человек не может управлять собой);
§ мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Психологическая устойчивость — это характеристика личности военнослужащего, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях стрессогенного воздействия трудных ситуаций.
Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит:
§ от типа нервной системы человека;
§ опыта военнослужащего, уровня его профессиональной подготовки;
§ навыков и умений поведения и военно-профессиональной деятельности;
§ уровня развития основных познавательных структур личности.
Эффективность военно-профессиональной деятельности в трудных ситуациях всецело зависит от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. Однако с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства военнослужащего.
Межличностным называется конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими. Конфликт, который происходит между подчиненным и начальником, называют «конфликтом по вертикали», а между военнослужащими, занимающими равные по рангу должности без подчинения один другому, — «конфликтом по горизонтали».
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным межгрупповым конфликтом в подразделении является конфликт между двумя группами воинов различных призывов или возникший на межнациональной или религиозной почве.
Причины, которые вызывают конфликты в воинских коллективах, подразделяют на две группы: объективные и субъективные.
К числу объективных причин конфликтов относят:
§ недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;
§ нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;
§ слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих;
§ сложность и динамичность воинской деятельности;
§ несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности;
§ сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.
Среди субъективных причин возникновения конфликтов выделяются управленческие и психологические причины.
Управленческие причины:
§ принятие необоснованных или ошибочных решений;
§ излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;
§ неумение некоторых военных руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;
§ примерное равенство начальников и подчиненных (например, офицер—прапорщик, сержант—солдат);
§ недостаточная профессиональная подготовка некоторых военнослужащих.
Психологические причины:
§ неуставные отношения;
§ недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;
§ стремление командира утвердить свой авторитет среди подчиненных любой ценой;
§ предвзятое отношение начальника к подчиненному;
§ сложные взаимоотношения между военнослужащими;
§ завышенная самооценка отдельных военнослужащих;
§ стремление стать лидером в коллективе любыми путями;
§ негативизм в поведении;
§ повышенная агрессивность и раздражительность;
§ эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.
Рассмотрим наиболее распространенные в военных коллективах межличностные и межгрупповые конфликты, возникающие по причине неуставных отношений между солдатами (матросами) на уровне рядовой—рядовой.
В основе возникновения этих конфликтов лежат негативные социальные явления, порожденные кризисными процессами в советской системе и унаследованные Российской Федерацией, а также процессы, связанные с переориентацией в России экономики на капиталистический путь развития и потерей приоритетов в идеологической и национальной политике.
Эти явления породили практически во всех структурных подразделениях Вооруженных Сил неуставные отношения между военнослужащими, возникающие в сфере воинского быта. В воинских коллективах (отделении, взводе, роте) среди рядового состава появились четко различаемые лица или группы лиц отношения между которыми во внеслужебное время построены по типу «барин—холоп».
Суть неуставных отношений между отдельными военнослужащими или группами военнослужащих заключается в следующем. Одни («барин») присвоили себе не предусмотренные воинскими уставами права, привилегии и льготы (право командовать, применять физическое воздействие в качестве понуждения или наказания не выполнять свои обязанности по уборке помещений, уходе за обмундированием и др.), оставив другим («холоп») только обязанности как собственные, так и «барские» и ответственность за невыполнение работ, заданных «барином».
В основе неуставных отношений находится определяющий признаковый социальный фактор. По этому признаку можно выделить следующие виды неуставных отношений: дедовщина, землячество, построенные на культе силы или по криминальному принципу.
Дедовщина представляет собой проявление неуставных взаимоотношений, в основе которых в качестве доминирующего социального фактора-признака выступает срок службы.
Разделение сослуживцев на иерархические «категории» с соответствующими для каждой из них функциями, обязанностями и правилами поведения закрепляется путем проведения военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и создания на их основе традиций.
Данные ритуалы, как стихийно возникшее средство упрочнения дедовщины, исключительно разнообразны по своей форме, но суть их одна: закрепить дифференциацию, разделение военнослужащих срочной службы по периодам, напомнить о роли каждого в структуре искаженных, деформированных внутриколлективных связей, порожденных феноменом неуставных взаимоотношений.
Дедовщина как неформальная иерархическая структура существует практически в каждом воинском подразделении. Она компенсирует недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе и слабость института младших командиров. По аналогии с уставной структурой, в которой предусмотрена система мер дисциплинарного воздействия и морального поощрения, призванная обеспечить ее нормальное функционирование, в неформальной структуре воинских подразделений также сложилась своя система мер аналогичного предназначения.
Суть неформальной системы морального поощрения состоит в том, что неукоснительное выполнение военнослужащими обязанностей, закрепленных за так называемым младшим периодом службы, гарантирует им своевременное перемещение на очередную более высокую ступень иерархии — старший период службы. Последней, самой высокой ступенью иерархии в дедовщине является период службы — преддемобилизационный, когда служащему присваивается неформальное звание «дембель».
Для каждой ступени иерархии характерно новое качество повседневного быта военнослужащего. Здесь упраздняются прежние обязанности, появляются новые, более облегченные и приобретается ряд неформальных привилегий.
За годы существования эта система стала хорошо отлаженным, безотказным и весьма действенным механизмом. Поэтому она, по мнению большинства военнослужащих, прошедших школу дедовщины, является необходимой и целесообразной в армейских условиях.
Одновременно с моральным поощрением дедовщина предусматривает и систему неуставных мер дисциплинарного воздействия, обычно в виде психологического и физического насилия. Выделить грань, разделяющую эти виды насилия, сложно, так как психическое насилие часто переходит в физическое или является его существенным дополнением. При этом нельзя однозначно определить, какое из двух насилий в большей степени воздействует на личность наказуемого военнослужащего.
Главным моментом в дедовщине является то, что обе противостоящие стороны (старослужащие и молодые солдаты) в конфликте во всех случаях вынуждены воспринимать роли («руководителей» и «подчиненных»), навязываемые им неформальной структурой.
Землячество — вид неуставных взаимоотношений, основанный на неформальном разделении военнослужащих по национальной (этнической) или региональной принадлежности.
В последний советский период (конец 1970-х — начало 1990-х гг.) землячество, основанное по национальному признаку, значительно вытеснило дедовщину вследствие сложившейся демографической ситуации, при которой контингент военнослужащих — призывников из среднеазиатских и закавказских республик значительно превосходил по численности призванных на службу из других республик Советского Союза.
После распада СССР на суверенные государства, которые создали свои национальные Вооруженные Силы, проблема землячества в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время несколько утратила свое значение, но тем не менее осталась в преобразованном виде и привлекает к себе внимание специалистов по военной психологии. Суть преобразования «землячества», как вида неуставных взаимоотношений, заключается в том, что в этом явлении все большее место стал занимать религиозный фактор, под флагом которого идет противоборство групп военнослужащих. При этом в каждой из сторон существует своя доминантная национальность военнослужащих. Как правило, такие конфликты приводят к открытому противостоянию с физическими «разборками», попросту — к групповым жестоким дракам. Попытки некоторых военачальников представить такие конфликты как бытовые ссоры не решает проблему, а только усугубляет ее, так как не устраняется сама причина возникновения конфликтов.
В Вооруженных Силах Российской Федерации каждое воинское подразделение, как правило, представляет собой многонациональный коллектив. В таких коллективах этнические взаимоотношения, приводящие к конфликтам, в том числе осложненным религиозным фактором, подразделяются на три типа.
Первый тип отношений наиболее характерен для нашей армии. Исторически сложилось, что в тех частях, где преобладающее большинство военнослужащих составляют люди славянских национальностей, отношения строятся на основе национально-психологических особенностей славян. Представители других этносов, находясь в значительном меньшинстве, внутренне сохраняя свою этническую самобытность, чаще всего принимают характерные для таких коллективов тип отношений и нормы поведения. В этих частях конфликты на национальной почве достаточно редки.
Второй тип отношений характерен для воинских частей, в которых примерно в равной мере представлены военнослужащие различных национальностей. В таких коллективах этнические конфликты достаточно часто возникают между представителями неславянских национальностей и носят, как правило, межгрупповой характер.
Третий тип отношений возникает при следующем соотношении: военнослужащие славянских национальностей находятся в численном меньшинстве, а мононациональное землячество или землячество региональное, объединяющее военнослужащих по вере, составляет большинство личного состава подразделения. Чаще всего в такие землячества объединяются военнослужащие мусульманских национальностей, исповедующие ислам. В таких частях, как показала практика, этнические конфликты возникают довольно часто между славянами и землячеством и сводятся к подавлению землячеством остальных военнослужащих.
Неуставные взаимоотношения, основанные на принципе культ силы, возникают тогда, когда происходит неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств и особенностей.
Конфликты на этой почве особенно контрастно проявляются в подразделениях однопризывного состава. Этот фактор может являться основным поводом для межличностного конфликта в армейском коллективе, где проявляется специфика юношеской психологии в условиях закрытого мужского сообщества, и попытки компенсации дефицита свободного времени, мероприятий культурно-досугового характера, различных видов довольствия, трудностей воинского быта и др.
Неуставные взаимоотношения, основанные на принципе культ силы, очень часто имеют место в тех воинских частях, где вместе проходят службу солдаты так называемых спортивных рот и солдаты, официально не относящиеся к «спортсменам».
Неуставные взаимоотношения между военнослужащими, построенные по криминальному принципу, возникают в тех случаях, когда в воинском коллективе появляются группы лиц, пытающихся строить отношения друг с другом «по понятиям» — законам уголовного мира.
Как правило, такие неформальные группы военнослужащих криминогенной направленности самоорганизуются из молодых солдат, которые до призыва в Вооруженные Силы имели приводы в милицию из-за совершенных правонарушений, судимости или находились в тесных дружеских контактах с лицами, отбывавшими сроки заключения в местах лишения свободы.
Эти юноши, перенявшие стиль и форму поведения, свойственные кругу лиц криминального мира (от внешних признаков — татуировка и жаргон до восприятия особой идеологии о «высших» принципах и нормах поведения), стали считать взаимоотношения, существующие в уголовной среде, естественными и наиболее приемлемыми для себя.
В условиях, когда молодой человек, принадлежавший до призыва к указанной группе лиц, попадает в воинское подразделение, он, зачастую, в короткий период времени, действуя нагло и напористо, применяя угрозы или физическую силу, добивается привилегированного положения, не свойственному его статусу ни с точки зрения дедовщины, ни землячества. При наличии же в армейском коллективе (части или на корабле) нескольких таких военнослужащих создаются предпосылки для их объединения во внутренне сплоченную группу, создающую себе некий имидж «высшей касты», столь характерный для мест лишения свободы.
Конфликт как социальное многомерное явление, являясь процессом, происходящем во времени и в определенном конфликтном пространстве (помещение казармы, территория гарнизона и др.), имеет свои масштаб (зависит от численности участников) и структуру. Под структурой конфликта понимается совокупность всех его элементов и связей, составляющих его целость как явления и отличность от других явлений социальной жизни. Так как конфликт происходит в течение какого-то промежутка времени, то одномоментный своеобразный его «фотографический снимок» будет являться конфликтной ситуацией. Именно ситуация на данный момент времени отражает структуру конфликта (рис. 12.1).
Рис. 12.1.Схема межличностного (межгруппового) конфликта
Центральным ядром конфликта является противоречие между его участниками в разрешении объективно существующей или воображаемой проблемы, которая называется предметом конфликта. На предмете конфликта собственно основывается сам конфликт. Но и сама проблема возникает из-за того, что имеется объект конфликта. Этим объектом может быть материальная ценность (например, посылка военнослужащему из дома), социальная ценность (например, власть в коллективе) или духовная ценность (идея, принцип и др.), к обладанию или пользованию которыми стремятся противоборствующие стороны (оппоненты).
Стремление к обладанию или пользованию объектом конфликта составляет цель каждой стороны. По своей сути цель каждого участника конфликта — это осознанный образ представляемого им конечного результата конфликта.
Противоборствующие стороны являются субъектами конфликта. В достижении своей цели каждая из сторон использует свою стратегию, тактику и средства (психологическое давление или физическое насилие, зачастую и то, и другое одновременно). Стратегия (способ и стиль ведения конфликта) и тактика (приемы ведения конфликта) являются конфликтным поведением (стилем) субъекта.
Кроме основных участников — субъектов в конфликте обычно бывают задействованы и другие участники. К ним относятся:
§ группы поддержки сторон;
§ подстрекатель (его задача спровоцировать конфликт, а затем отойти в сторону);
§ организатор конфликта (может находиться в «тени»);
§ медиаторы (посредники, судьи, решающие задачу прекращения конфликта).
Главными участниками конфликта являются его субъекты. В межличностных конфликтах к ним относятся отдельные личности — военнослужащие, в межгрупповых конфликтах — соответственно группы военнослужащих.
Рассматривая человека в его сущности, различают понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Под индивидом понимается биологическое существо человеческого рода с присущими ему физиологическим состоянием, психикой и возможностью приспособления к социальной среде. Индивид — элемент общества производства и потребления, который формируется и развивается в процессе деятельности под воздействием факторов социальной среды.
Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека. Черты личности, характеризующие общественные качества человека, приобретаются им в процессе и в результате разносторонней деятельности совместно с другими людьми. К таким чертам относится справедливость, ответственность, толерантность (терпимость к другим людям, идеям, религиям и т.д.), правосознание и др.
Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью, мера отличия индивида от себе подобных.
Качества, свойственные индивидуальности, могут быть разбиты на три группы: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Кроме того, каждая индивидуальность характеризуется своим темпераментом.
Темперамент — совокупность психических свойств человека, зависящих от физиологических особенностей организма и составляющих определенный психологический тип.
Различают следующие типы темперамента:
§ сангвиник (активен и быстр, легко сходится и ладит с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит однообразия и монотонной работы);
§ флегматик (более сдержан в поведении и терпелив, хорошо владеет собой, но мало активен, ждет «толчка» со стороны);
§ холерик (вспыльчив и излишне прямолинеен, активность, энергия и работоспособность бьют через край, но импульсивно);
§ меланхолик (впечатлителен, эмоционален и отзывчив, нерешителен, медлителен в решениях, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, часто впадает в уныние).
Совокупность всех качеств и черт человека, не только отмеченных ранее, но и других (например, бережливость, праздность и др.), составляет его характер.
Несомненно, что свойства личности влияют в разной степени на его конфликтность, т.е. на его способность, желание и стремление идти на конфликт. Они также влияют на динамику конфликта (длительность, остроту, развитие и завершение).
Рассмотрим некоторые аспекты конфликтного поведения субъекта.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности или группы по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Различают следующие стратегии и соответствующие им стили поведения субъектов в конфликте:
§ соперничество или конфронтация (предполагает навязывание оппоненту предпочтительного для себя решения);
§ сотрудничество (позволяет принять решение, удовлетворяющее обе стороны);
§ компромисс (предполагает взаимные уступки в наиболее важных вопросах);
§ приспособление или уступка (основывается на понижении своих стремлений и принятия частично или полностью позиции оппонента);
§ избегание, уклонение или бездействие (отсутствие у субъекта желания сотрудничать с кем-либо, прилагать какие-либо усилия к достижению своей цели, стремления идти навстречу оппонентам, и, наоборот, присутствует стремление как можно скорее выйти из конфликта при любом его результате).
Если обе стороны конфликта выбрали стратегию конфронтации, конфликт часто заходит в тупик, от словесных перепалок стороны переходят к физическим методам воздействия на соперника, при этом окончание конфликта происходит в большинстве случаев с ущербом для обеих сторон. Например, в результате стычки «деда» и новобранца последний с тяжелыми побоями попадает в больницу, а старослужащий — под суд за преступные действия.
При выборе других стратегий обоими участниками результат конфликта бывает в ряде случаев удовлетворительным для всех.
Стратегия поведения в конфликте реализуется субъектом через тактику.
Тактика — совокупность приемов воздействия на оппонента. В конфликтах среди военнослужащих наиболее часто применяются следующие виды тактик:
§ захват и удержание объекта конфликта (для случаев, когда объект — материальная ценность);
§ физическое насилие, ущерб (для уничтожения объекта конфликта, причинение физической боли и телесных повреждений сопернику вплоть до убийства, блокирование чужой деятельности);
§ психологическое насилие, ущерб (цель — вызвать обиду, ущемить самолюбие, честь и достоинство) проявляется в виде оскорблений, грубости, клеветы, унижения и др.;
§ давление (угрозы, шантаж, предъявление компромата, ультимативная форма требований и др.);
§ фиксация своей позиции (основана на убеждении, фактах, логике, конструктивных предложениях);
§ дружелюбие (предполагает корректность поведения, демонстрацию вежливости, уважительного отношения к оппоненту, обмен извинениями и т.п.);
§ сделка (предусматривает обмен благами, взаимные уступки, обещания помощи в чем-либо и т.п.).
Любой межличностный или межгрупповой конфликт, как процесс, происходит во времени и имеет характерные периоды и этапы (рис. 12.2). Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием внутренних механизмов и внешних факторов.
Рис. 12.2.Динамика конфликта:
1 — возникновение проблемной ситуации; 2 — осознание сторонами проблемной ситуации; 3 — попытки решить проблему неконфликтными способами; 4 — предконфликтная ситуация; 5 — инцидент; 6 — эскалация; 7 — сбалансированное противодействие; 8 — завершение конфликта; 9 — частичная нормализация отношений; 10 — полная нормализация отношений
Рассмотрим более подробно открытый период конфликта. Он начинается с инцидента.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон. В это время стороны пробуют сразу с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если это удается, то конфликт заканчивается победой той стороны, ресурсов которой стало достаточно, чтобы склонить «чашу весов конфликта» в свою сторону.
В противном случае борьба сторон обостряется, эмоции поднимают «температуру конфликта», страсти накаляются, стороны зачастую перестают контролировать себя и трезво анализировать ситуацию. Этот этап получил название эскалация.
В дальнейшем степень напряженности отношений, достигшая в результате эскалации пикового значения, несколько снижается и стабилизируется за счет того, что стороны осознали, что продолжение конфликта с использованием силовых методов не дает ожидаемого результата и не приводит к выбранной цели. Этот этап называется сбалансированным противодействием.
Понимая, что при таком соотношении сил противостояние скоро не закончится, стороны начинают искать пути завершения конфликта или его прекращения по любым причинам (этап — завершение конфликта). Основными формами завершения конфликта являются урегулирование, затухание, устранение и перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период включает в себя два этапа: частичная нормализация отношений и полная нормализация отношений. Для первого этапа характерно переживание, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, пересмотр требований к противной стороне, появляется чувство вины (сожаления) за свои действия в конфликте. Однако негативные эмоции не исчезли полностью, а установки на конфронтацию не дают возможность нормализовать отношения. Полная нормализация отношений происходит только тогда, когда обе стороны осознают важность конструктивного взаимодействия.
Все время от начала конфликта до конца этапа эскалации характеризуется как дифференциация сторон, т.е. стороны находятся по разные стороны баррикады и сближаться не собираются. Второй комплексный период конфликта характеризуется наличием тенденции сближения сторон (интеграция усилий).
Анализ периодов и этапов конфликта показывает, что эскалация конфликта может быть не допущена во время предконфликтного периода и пресечена на этапе ее возрастания как самими сторонами конфликта, так и с помощью «третьей силы» — посредника — медиатора. Урегулирование конфликта на этапах интеграции участники конфликта также могут осуществить как сами, так и с привлечением посторонних лиц. Мероприятия, предпринимаемые для продуктивного завершения конфликта, и правила поведения сторон конфликта при этом рассматриваются наукой — конфликтологией как технология завершения и урегулирования конфликтов.