В последнее время вопросы нормативно-правового обеспечения медико-социальной помощи привлекают к себе особое внимание. Этот факт связан с тем, что вопросы медико-социальной помощи в современном обществе приобретают большое значение. Становление в России специализированного вида социальной работы, оказания медико-социальной помощи, обозначено и закреплено нормативно-правовой базой.
К нормативно-правовым актам международного уровня относятся документы обобщающего социального-правового характера:
Ø Всеобщая декларация прав человека, ООН, 1948 г.;
Ø Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;
Ø Декларация социального прогресса и развития, 1969 г.;
Ø Декларация о правах инвалидов, 1971 г.;
Ø Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.;
Ø Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, 1993 г.;
Ø Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ООН, 1979 г.;
|
|
Ø Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г.;
Ø Международная программа действий в интересах пожилых, Совет Европы, 1995 г.
Ø Профессионально-этический кодекс социальных работников (принципы и стандарты), Международная федерация социальных работников, 1994 г.
Важными политическими документами для развития основных положений медико-социальной помощи являются Алма-Атинская декларация ВОЗ 1978 г. и Оттавская Хартия укрепления и сохранения здоровья, в которых было отмечено, что проблема оказания медицинской помощи населению может быть решена не только с учетом органов здравоохранения, но и других социальных служб. С этих позиций в реформе здравоохранения РФ учитывается необходимость создания системы первичной медико-социальной помощи, которая должна обеспечить:
· гарантированный минимум медицинской, психологической и социальной помощи;
· доступность медицинских и социальных услуг для всех слоев населения;
· комплексность обслуживания;
· согласованность с другими службами здравоохранения;
· непрерывность наблюдения пациентов в различных лечебно-профилактических учреждениях;
· информированность пациентов о состоянии их здоровья, методах и ожидаемых результатах реабилитации и лечения.
Приоритетным направлением в развитии первичной медико-социальной помощи становится не только оказание медицинской, но и профилактической психологической и социальной помощи. Для межведомственного сотрудничества в системе первичной медико-социальной помощи наряду с врачом общей практики вводится специалист по социальной работе, имеющий социально-медицинскую подготовку.
|
|
К основополагающей нормативно-правовой базе, научным исследованиям, предпосылкам необходимости развития социальном-медицинской работы могут быть отнесены многочисленные документы и научные разработки международного и отечественного значения:
· материалы ООН о значимости развития социальной политики, направленной на обеспечение экономической и социальной защиты населения и необходимости отработки механизма реализации социальных гарантий граждан, в том числе с участием учреждений здравоохранения;
· материалы первой международной конференции по укреплению здоровья, 21 ноября 1986 г.;
· стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обосновывающую важность интеграции медицинской и социальной помощи, а также необходимость развития межотраслевого сотрудничества;
· результаты отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни, раскрывающие методологические и методические основы изучения здоровья населения, отдельных групп, индивидуума, проблем здоровья и образа жизни и факторов их обуславливающих;
· особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации на основании многофакторной социальной политик, учета адресности социальной поддержки, оказания социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведения социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· исторические традиции благотворительности и милосердия в России, позволяющие рассматривать их как опыт становления и основу отечественной медико-социальной работы;
· зарубежный опыт профессиональной социальной работы, сложившийся в последнее десятилетние в экономически развитых государствах.
В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан указывается, что за социальными работниками так же, как и за медицинским, закреплена в качестве правовой нормы профессиональная обязанность оказания медико-социальной помощи.
Эта правовая норма позволяет разрабатывать отраслевые нормативно-правовые документы по медико-социальной работе с различными группами населения в различных сферах деятельности социального работника.
Существуют следующие нормативно-правовые акты, направленные на реализацию социально-медицинской помощи населению:
· Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения а Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ;
· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ;
· Семейный кодекс Российской Федерации;
· Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ;
· Закон РСФСР от 4 ноября 1991 года «О государственном обязательном медицинском страховании населения РФ»
· Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июня 1992 г. № 3185-1;
· Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;
· Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. №492 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года»;
· Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №883 «О федеральной целевой комплексной программе «Старшее поколение» на 1997-1999 годы»;
· Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 1996 г. № 1011 «О мерах государственной поддержки инвалидов»;
· Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. №965.
|
|
К документам Министерства здравоохранения РФ, формирующим нормативную базу социальной работы в учреждениях здравоохранения, относятся:
· Приказ «О психиатрической и психотерапевтической помощи» от 30 октября 1995 г. № 294;
· Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации» от 13 августа 1996 г. № 965);
· Приказ «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи» от 28 июля 1997 г. № 226;
· Приказ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению Российской Федерации» от 29 сентября 1997 г. № 287;
· Приказ «О создании научно-методического совета по социальной работе в здравоохранении» от 13 октября 1997 г. №301;
· Приказ «О подготовке врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников для работы в наркологических реабилитационных центрах (отделениях)» от 17 декабря 1997 г. № 373;
· Указание «О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции» от 23 марта 1998 г. № 219-у;
· Решение коллегии «О подготовке специалистов по социальной работе и медицинских психологов и проблемах их практического использования» от 3 апреля 1998 г. № 10;
· Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1999 г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»;
· Приказ «Об организации работы учреждений медицинской и социальной реабилитации подростков и взрослых с последствиями детского церебрального паралича» от 16 октября 1999 г. № 378;
· Научные разработки авторского коллектива НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко Российской академии медицинских наук (О.П. Щепин, И.П. Каткова, Л.П. Чичерин и др., 1992 г.), в которых направления деятельности социальных служб разработаны на основе на комплексном подходе с участием различных ведомств: здравоохранения, социального обеспечения, социальной защиты, правительственных и неправительственных организаций, инфраструктуры служб и др.
|
|
В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 процента до 27 процентов и составит 39,9 млн. человек.
В связи с этим вопросы социального обслуживания граждан занимают одно из важных мест в системе социальной защиты.
На начало 2015 года услугами в сфере социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания пользовалось более 269 тыс. человек (в Российской Федерации насчитывается порядка 1,4 тыс. стационарных организаций социального обслуживания), в полустационарной форме социального обслуживания более 2,2 млн. человек., в форме социального обслуживания и на дому более 1,2 млн. человек.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания граждан, включающей доступность социальных услуг для всех граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие всех форм предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) обеспечению основных жизненных потребностей, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере оказания социальных услуг.
В связи с этим Федеральным законом установлены:
· перечень полномочий федеральных органов государственной власти (которые включают: установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания, утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг).
· перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в число которых входят: правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Законом, определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания).
Кроме того, Федеральным законом определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости граждан в конкретных социальных услугах.
Федеральным законом также установлено обязательное для исполнения всеми субъектами Российской Федерации условие бесплатного предоставления социального обслуживания для всех несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов (во всех формах социального обслуживания).
Наряду с этим, Федеральным законом повышен до полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения, порог бесплатного предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и на дому.
При этом, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, данным органам предоставлено право устанавливать своими нормативными правовыми актами иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Наряду с этим, указанным Федеральным законом установлен единый подход к оплате социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому. Так, в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в каждом регионе.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
При этом, указанным Федеральным законом установлен общий для всех форм социального обслуживания подход к определению размера стоимости предоставляемых социальных услуг на основе тарифа. Данный подход обеспечивает реализацию конституционного права граждан на получение социальных услуг вне зависимости от места проживания.
В Федеральном законе также имеется «сохранная норма», которая обеспечивает для граждан, получающих социальные услуги, возможность получать их на тех же условиях, что и до вступления в силу указанного Федерального закона.
В целях реализации Федерального закона в 2014 году на федеральном уровне принято 5 постановлений Правительства Российской Федерации, 22 приказа Минтруда России, 1 приказ Минздрава России.
В регионах принято 1 818 законодательных и нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона; определен уполномоченный орган субъекта Российской Федерации на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы; сформированы и размещены на официальных сайтах субъектов Российской Федерации в сети Интернет реестры поставщиков социальных услуг; установлен размер средней величины среднедушевого дохода для предоставления гражданам социальных услуг бесплатно.
Одновременно с этим, в субъектах Российской Федерации составлены индивидуальные программы предоставления социальных услуг на всех получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании (составление указанных программ на граждан вновь обратившихся за получением социального обслуживания осуществляется в обычном режиме в сроки, установленные законодательством). Указанными индивидуальными программами каждому получателю социальных услуг определены: форма социального обслуживания, виды социальных услуг с указанием их наименования, объема, периодичности, срока предоставления, условий предоставления социальных услуг, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг, с указанием мероприятий по социальному сопровождению.
Федеральным законом обеспечение доступности для граждан социальных услуг определено в качестве одного из основополагающих принципов.
В этих целях статьей 4 Федерального закона предусмотрены:
· равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию,
· приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг,
· достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан,
· достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов поставщиков социальных услуг.
Одним из условий обеспечения доступности социальных услуг для граждан является отсутствие очередности на их получение.
В форме социального обслуживания на дому это напрямую связано с численностью социальных работников, предоставляющих данные услуги и нагрузкой на одного социального работника.
В связи с этим, в целях обеспечения доступности социальных услуг для населения Минтрудом России совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ норм нагрузки на одного социального работника и разработаны «Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания», которые утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. № 725.
Данные Методические рекомендации содержат рекомендательные подходы к установлению числа получателей социальных услуг на одного социального работника с учетом норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками, норм нагрузки, нормативов численности социальных работников и иных норм труда социальных работников организаций социального обслуживания, в том числе применительно к месту жительства получателя социальных услуг (городская или сельская местность).
Кроме того, для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по расчету потребности регионов в развитии сети организаций социального обслуживания приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 934н утверждены Методические рекомендации по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания (далее - Методические рекомендации).
Данные Методические рекомендации содержат рекомендуемый подход к расчету потребности субъекта в развитии сети организаций социальной сферы с учетом нуждаемости получателей социальных услуг в различных формах социального обслуживания, особенностей региона, в том числе плотности населения, дорожной и транспортной инфраструктуры, природно-климатических, географических, демографических, социально-экономических и иных особенностей субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Минтрудом России представлены предложения в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления критериев доступности населению услуг в сфере культуры, образования и социального обслуживания», разрабатываемый Минэкономразвития России. Согласно данным предложениям предлагается включить в Федеральный закон отдельную статью, предусматривающую критерии доступности для граждан социальных услуг.
Что касается доступности получения социальных услуг в удаленных районах и в сельской местности, необходимо отметить положительную тенденцию к ежегодному увеличению количества мобильных бригад, которые обеспечивают такую доступность. По данным субъектов Российской Федерации, в 2011 году для работы в сельской местности было организовано 1074 мобильные бригады. В 2013 году действовало уже около 10 тыс., в 2014 году около 14 тыс. бригад.
В стационарной форме социального обслуживания одним из условий доступности социальных услуг является наличие мест в стационарных организациях социального обслуживания и соответствующая материально-техническая база этих учреждений.
Федеральным законом впервые в сфере социального обслуживания введены основы для государственной финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания (далее – СОНО).
Правовые механизмы, заложенные в Федеральном законе, позволили расширить возможность привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг.
При этом Федеральным законом созданы все условия, позволяющие негосударственным организациям осуществлять деятельность на рынке предоставления социальных услуг:
поставщиками социальных услуг могут являться юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели.
поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации (включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе);
установлен механизм финансового обеспечения предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, путем предоставления:
1) субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
2) проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе;
3) за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;
4) путем выплаты компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Структура нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительской власти, направленных на реализацию Федерального законом от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» представлена таблице 2.1.1.
Тематический раздел | Акты правительства РФ и Минтруда |
Законы | Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» |
Поставщики социальных услуг | Приказ Минтруда России от 25.07.2014 №484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг» |
Информирование о поставщиках в сети Интернет | Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 №1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-коммуникационной сети «Интернет» Приказ Минтруда России от 17.11.2014 №886н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления) Приказ Минфина России от 22.07.2015 года №116н «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-коммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2015 №38491) |
Получатели социальных услуг | Приказ Минтруда России от 25.07.2014 №485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра получателей социальных услуг |
Определение нуждаемости в социальном обслуживании | Приказ Минтруда России от 18.11.2014 №889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) |
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти в сфере социального обслуживания населения | Приказ Минтруда России от 18.11.2014 №889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) |
Порядок предоставления социальных услуг | Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 №1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» Приказ Минтруда России от 28.03.2014 №159н «Об утверждении форм заявлений о предоставлении социальных услуг» Приказ Минтруда России от 10.11.2014 № 874н «О применяемой форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» |
Стационарное обслуживание | Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №935н «Об утверждении применяемого порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме обслуживания Приказ Минтруда России от 06.11.2014 «Об утверждении Порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием» |
Полустационарное обслуживание | Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №938н «Об утверждении применяемого порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме обслуживания» |
Обслуживание на дому | Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №939н «Об утверждении применяемого порядка предоставления социальных услуг на дому» |
Мониторинг и контроль в сфере социального обслуживания | Приказ Минтруда России от 18.09.2014 №651н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления мониторинга» |
Нормативы социального обслуживания | Постановления Правительства РФ от 01.12.2014 №1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 №1075 «Об утверждении порядка определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Федерального закона от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Приказ Минтруда России от 13.08.2014 №552н «Об утверждении норм питания при предоставлении социальных услуг в стационарной форме» Приказ Минтруда России от 28.11.2014 № 954н «Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» Приказ Минтруда России от 30.07.2014 «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» |
Таблица 2.1.1. Структура нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительской власти, направленных на реализацию Федерального законом от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».