Краткая психологическая характеристика

Бюджетное учреждение

«Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Омска

Методические рекомендации

В помощь классным руководителям и

Педагогам -психологам

Образовательных учреждений города Омска


«Снятие психоэмоционального напряжения у обучающихся в период подготовки к экзаменам»


Составитель: педагог-психолог БУ «ГЦППМСП»

                                                     Гусева Ольга Александровна

 

Омск, 2020

ВОЗМОЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

 

Подготовка к экзаменам – достаточно важный период в жизни подростка. Многие их них только в это время совершают впервые самостоятельный, серьезный выбор дальнейшего жизненного пути. Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Усилия, прилагаемые для его осуществления, и ожидание результатов, выводы, сделанные по окончании экзамена, способны оказать серьезное влияние на дальнейшее развитие личности выпускника.

Единый государственный экзамен имеет ряд особен­ностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различ­ные трудности. Мы разделили эти трудности на несколько групп, в зависимости от того, с чем они связаны и кратко их охаракте­ризовали.

 

Процессуальные трудности

Это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных труд­ностей на экзамене.

Можно выделить несколько групп процессуальных трудно­стей.

· Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. В ситу­ации ЕГЭ присутствующие педагоги — это только наблю­датели, что повышает тревогу у выпускников.

· Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. В процессе сдачи единого государственного экзамена у выпускника нет личного контакта с экзаменатором, и от учащегося требуется лаконичный ответ.

· Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура Единого государственного экзамена предпола­гает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Несмотря на то, что на сегодняшний день выпускники имеют возможность проходить пробное тестирование, ознакомиться с процедурой заполнения бланков, новая обстановка, отсутствие знакомых педагогов приводят к повышению уровня тревоги, что может повлиять на правильность заполнения необходимой документации.

Таким образом, процессуальные трудности вызваны в основном недостаточный знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.

 

Познавательные трудности

Это трудности, связанные с особенностями переработки ин­формации, со спецификой работы с тестовыми заданиями.

Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков у учащихся:

· умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных;

· умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.

 

Личностные трудности

Эти затруднения обусловлены особенностями личности учащихся и тем, как выпускники относятся к ситуации экзамена.

Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результа­ты этой деятельности будут оцениваться. На экзамене выпускник показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действи­тельности его знания.

Каждый обучающийся по-разному относится к ситуации сдачи экзамена в силу своих личностных особенностей. Кто-то испытывает переживания и тревогу еще задолго до начала экзамена, у некоторых учащихся тревога проходит с момента начала экзамена, для кого-то данная ситуация не является стрессовой.

Тревога — это весьма энергоемкое занятие. Чем больше выпускник тревожит­ся, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей, прежде всего, дол­жно быть направлено на снижение тревоги.

Таким образом, ситуация ЕГЭ является сложной практически для всех выпускников. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально – волевой сферы.

Именно поэтому, мы выделили те группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче ЕГЭ, и хотим предложить некоторые пути оказания поддержки таким школьникам.

 

ДЕТИ ГРУПП РИСКА И СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С НИМИ

 

ТРЕВОЖНЫЕ УЧАЩИЕСЯ

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных подростков учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного учащегося? Эти подростки часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные учащиеся при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

 

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных подростков, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного учащегося является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Для тревожных подростков особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у выпускников этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным подросткам ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит учащемуся: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если выпускник обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ

Краткая психологическая характеристика

Проблема таких учащихся в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные подростки не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие подростки списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные подростки часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности

Неуверенные учащиеся испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные учащиеся испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных подростков крайне сложна.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный учащийся получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с ними необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить подростку выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время экзамена. Неуверенного учащегося можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если подросток никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным учащимся фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: