Методическая разработка по пленэру.
Тема: «Этюд лодок на воде».
Цель: Развитие творческого воображения учащихсячерез овладение методами пейзажной живописи на примере написания водной глади.
Задачи:
- дать понятие плановости в пейзажной композиции;
- научить передавать цветом состояние и настроение природы в живописи;
- расширить знания детей о работе над пейзажной композицией;
– развивать наблюдательность, зрительную память, внимание к деталям посредством рисования с натуры.
Материалы: Бумага для акварели, графитный карандаш НВ, ластик (клячка), кисти беличьи №2, 4, 6, краски акварельные, ёмкость для воды, салфетка для кистей.
Чтобы научиться рисовать отражение в воде нужно понять следующие принципы:
1. Поверхность воды по сути является зеркалом. И в этом «зеркале» отражается всё, что находится над водой.
2. Отражение в воде может быть очень разным. Поверхность воды может быть спокойной, а может быть покрыта мелкой рябью, волнами малой величины, большими волнами… Все это сильно искажает рисунок, отражающийся в воде. Вода изменчива, поэтому изменчив и характер рисунка отражения.
|
|
3. Цвет воды — не синий и не голубой. Она прозрачная. Большие массы моской воды создают эффект при котором море приобретает сине-зелёный и голубой цвет. Но и он постоянно меняется в зависимости от погоды, характера дневного света и т. д. Цвет воды, главным образом, зависит от того, что в ней отражается. Если в воде отражается оранжевый закат, то оранжевый цвет будет доминировать в цветовой гамме воды. Если в воде отражается зелёный лес, то основным цветом воды будет зелёный и т. д.
4. Все светлые фрагменты, отраженные в воде, выглядят темнее. А тёмные участки — светлее. Поэтому, отражение в воде будет несколько отличаться по тону и будет приглушённее. Но в этом правиле часто бывают исключения, обусловленные различными оптическими эффектами и погодными условиями.
5. Если художник рисует объект на берегу реки (например ствол дерева), и если этот объект изображается крупным планом, то его отражение в воде будет отображаться более подробно и детально. Если же рисуется отражение больших масс издалека, (например стена леса на удалении в 1 километр) то такое отражение будет совсем другим. Оно станет более обобщённым, может быть более размытым и т. д. К тому же вода может быть спокойной и ровной как зеркало, а может быть возмущённой лёгким дуновением ветерка или сильным порывом ветра… Все это влияет на особенности передачи отражения в воде.
6. Выше изложены ключевые моменты. Невозможно описать все закономерности, поэтому художник должен быть наблюдательным и постоянно делать зарисовки, изучая природу. Это ключ к успеху.
|
|
КАК НАРИСОВАТЬ АКВАРЕЛЬЮ ЛОДКУ С ОТРАЖЕНИЕМ ПОЭТАПНО.
После нанесения предварительного рисунка карандашом, приступаем к первой фоновой заливке.
Начинаем прописывать крупные пятна пейзажа:
· Первым делом бледным серо-голубым оттенком делаем широкую заливку неба и одновременно – воды. Поскольку вода отражает небо, но чуть более темным цветом.
· Сразу же во влажную заливку более тёплым оттенком серого добавляются полосы волн на переднем плане.
· Едва слой “схватился”, прописываю поверх неба пятно гор. В сырое пятно заливки ввожу мазки более темного цвета, чтобы наметить рельеф гор.
Здесь важно не начать пересчитывать все складочки и прорисовывать все отроги. Горы находятся вдали, не являются главным объектом пейзажа, поэтому их пишем обобщённо, пятном.
· Одновременно прописывается теневая часть борта яхты. Белая яхта в тени имеет тот же серо-голубой, серо-сиреневый оттенок, что и вся атмосфера пейзажа.
Объекты пейзажа
В изображении иду от светлых оттенков к темным и от крупных пятен заливок к деталям.
· Изображение домиков делю на три участка: освещенный цвет стен (теплый и бледный серый), теневой цвет стен (холодный и темный серый) и светлый бледно-оранжевый цвет крыши.
На первом этапе важно не перетемнить крыши, какими бы яркими они вам не казались. Оранжевый цвет очень коварен. Краска эта плотная, липкая, на кисть набирается в большом количестве. Разводите ее максимально, чтобы не получить непрозрачные участки слоя.
· Вводим зелень между домиками. Сначала берём более светлый оттенок теплого серо-зеленого и покрываем им весь участок. При этом добиваясь выразительного силуэта деревьев на краях и аккуратной подводки к домикам в районе крыш.
· Затем в заливку сразу по-сырому вводим цвет тени на деревьях – смесь зеленой и индиго.
При рисовании деревьев в глубине пейзажа помнить, что они имеют сложный оттенок, который назвать зелёным можно лишь с натяжкой. Для смешения этого оттенка использутю смесь индиго с желтыми или охрой.
· Поскольку весь остальной этюд еще сырой, то продолжаем работать с домиками. Прописываем мелкие детали тонкой кистью.
· Прописываем детали яхты. Темные окошки отражают окружение. Зеленый цвет стекла придает им оттенок серого с изумрудинкой.
· Синие полоски ватерлинии задают хороший контраст, который сразу преображает серый цвет борта яхты в теневой белый.