Актуальность проблемы

ВКЛЮЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЧАСТЬ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации регионального учебно-методического объединения секции «Дошкольное образование»

Орел, 2020



Актуальность проблемы

Современные образовательные программы и образовательная деятельность должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

На основе положений Закона (Ст.11. ч.2 закона «Об образовании в Российской Федерации») требования к основным образовательным программам, а именно к их структуре, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям) результатам их освоения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.

С 01 января 2014 г реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), представляющий совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

 20 мая 2015 года Федеральным учебно-методическим объединением одобрена и размещена в Реестре примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ПООП). Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, наряду с авторскими комплексными и парциальными программами, является основой для разработки основных образовательных программ дошкольного образования. Благодаря ее наличию каждая дошкольная образовательная организация и даже отдельная группа дошкольной образовательной организации (далее - Организация) получили реальную возможность разрабатывать свою основную образовательную программу, которая состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

1. Понятие основной образовательной программы дошкольного образования, части формируемой участниками образовательных отношений, нормативные основы разработки.

 Термин программа греческого происхождения, в переводе на русский язык  он означает «предварительное описание предстоящих событий или действий». В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее –  Закон) ст. 2 ч. 9 под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Программа является основным инструментом нормирования и планирования образовательного процесса в организации, призванного обеспечить введение и реализацию Стандарта.

В ст. 12 ч.6  Закона вводится понятие образовательной программы дошкольного образования: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» (далее Программа).

В соответствии с раздела II ФГОС дошкольного образования «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» отмечается, что:

«2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Региональный компонент Программы в нормативных документах определяется как часть содержания образовательной деятельности, отражающая национальные и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации, как средство формирования знаний детей о родном крае.

В ст. 2 ч.10 Закона вводится понятие примерной основной образовательной программы, которая выполняет функции учебно-методической документации, включающей в себя: «….примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющих объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования выступает как ориентировочная основа деятельности при выборе авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования, на основе которых могут быть разработан и реализован региональный компонент Программы дошкольного образования конкретных Организаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: