Содержание учебного раздела

Нормативно-правовой

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОДУЛЯ

«Основы законодательства и государственной политики РФ в сфере образования в современных условиях»

 

Оглавление

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.. 3

1. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 3

Содержание учебного раздела. 3

Задания для самостоятельной работы.. 3

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. 4

Содержание учебного раздела. 4

Задания для самостоятельной работы.. 4

3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5

Содержание учебного раздела. 5

Задания для самостоятельной работы.. 5

4. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.. 6

Содержание учебного раздела. 6

Задания для самостоятельной работы.. 6

5. КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ.. 7

Содержание учебного раздела. 7

Задания для самостоятельной работы.. 7

6. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. 8

Основное содержание учебного раздела. 8

Задания для самостоятельной работы.. 8

7. ПРАВА РЕБЕНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФОРМЫ ИХ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ... 8

Основное содержание учебного раздела. 8

Задания для самостоятельной работы.. 9

8. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНДАТЕЛЬСТВА.. 9

Содержание учебного раздела. 9

Задания для самостоятельной работы.. 9

9. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗОВСКОГО, ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 10

Содержание учебного раздела. 10

Задания для самостоятельной работы.. 10

10. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ. 10

Содержание учебного раздела. 10

Задания для самостоятельной работы.. 11

11. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ. 11

Содержание учебного раздела. 11

Задания для самостоятельной работы.. 11

Литература. 12

Вид контроля по модулю «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ». 13

 



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

«Основы законодательства и государственной политики РФ в сфере образования в современных условиях»

Цель: изучить нормативно-правовую базу как фундаментальную составляющую образования, законодательную и правовую основу функционирования и развития системы образования Российской Федерации, организационных основ и структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования. Сформировать у будущих педагогов знаний и умений для работы в правовом образовательном пространстве.

 1. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Содержание учебного раздела

Современная образовательная политика как важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства как первей­шая задача образовательной политики на современном этапе.

Роль образования в развитии российского общества. Задачи перехода России к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике. Образование как основной приоритет российского общества и государства. Концепция модернизации российского образования до 2020 г. о тенденциях мирового развития и социальных требованиях к системе российского образования.

Приоритеты образовательной политики. Обеспечение государствен­ных гарантий доступности качественного образования. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования. Формирование эффективных экономических отношений в образовании. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадра­ми, их поддержка государством и обществом.

Новые социальные требования к системе российского образования. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации.

Цели и основные задачи модернизации образования. Стратегия модернизации российского школьного образования.

Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Вопрос об уровне обязательного образования как основной вопрос го­сударственной политики в сфере образования. Роль государства в становле­нии и развитии образования.

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Государственная политика в сфере образования как неотъемлемая со­ставная часть политики по обеспечению государственной безопасности.

 

Задания для самостоятельной работы

(Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.)

1. Изучите ст. 1-3 Федерального закона «Об образовании в РФ» к данному учебному разделу. Перечислите принципы государственной политики в области образования. Охарактеризуйте состояние российской системы образования и необходимость ее модерни­зации.

2. Определите тенденции мирового развития и социальные требования к системе российского образования, используя Концепцию модернизации российского образования до 2020 г., Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».

3. Составьте вопросы для проверки знаний по теме: «Современные тенденции образования». (вопросы тестового типа, не менее 20 вопросов).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание учебного раздела

Конституционные и социальные гарантии прав граждан на образование. Конституция Российской Федераций  - основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Федеральный закон «Об образовании» о задачах законодательства Российской Федерации в области образования:

- разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Основные законодательные акты в области образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации. Анализ противоречий и пробелов в действующем образовательном законодательстве. Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой. Перспективы развития законодательства в области образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г., Национальная современная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС и другие законодательные и нормативно-правовые документы об основных направлениях государственной политики в сфере образования. Законодательная база формирования и развития системы образования. Взаимодействие национальных и международных правовых актов.

Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации, и ее использование органами управления образованием различного уровня.

Общие понятия о социальной информации как сведений о личности, общности людей, группах, объединениях. Виды информации: правовая, административно-управленческая, научная, информация об объекте и результатах его деятельности, социально-психологическая. Источники информации: внутренние и внешние. Количественная и качественная информация о педагогических и руководящих кадрах системы образования, образовательных учреждениях.

Мониторинг как организационно-функциональная структура по переработке информационных ресурсов управления образованием. Образовательные стандарты в системе мониторинга качества образования. Мониторинг качества образования как метод инспектирования. Проблемы формирования информационно-аналитической базы инспектирования. Законодательные акты региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: