Семестр 4.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
«НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель: обосновать миссию образования для развития мирового сообщества, раскрыть роль российского образования в современном мире, определить государственную политику в области образования, выявить тенденции развития современного образования.
Тема 1.
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1. Образовательная политика как важнейшая составляющая политики государства.
2. Роль образования в развитии российского общества.
3. Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация.
4. Принципы государственной образовательной политики.
5. Государственная политика в сфере образования как неотъемлемая составная часть политики по обеспечению государственной безопасности.
6. Создание условий для повышения качества образования.
7. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.
Задания для студентов
· Составьте словарь основных понятий темы:
|
|
o образование,
o воспитание,
o образовательная политика,
o принципы государственной образовательной политики,
o образовательные услуги,
o качество образования.
· Ознакомьтесь с нормативными источниками по теме занятия.
· Перечислите основные тенденции мирового развития образования и новые социальные требования к системе российского образования.
· Выпишите принципы государственной политики в сфере образования. Раскройте их сущность.
Тема 2.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: усвоить задачи законодательства РФ в области образования;свободно ориентироваться в основных законодательных актах в сфере образования;осмыслить структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике;определить перспективы развития законодательства в области образования.
1. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования.
2. Закон РФ «Об образовании в РФ» о задачах законодательства Российской Федерации в области образования.
3. Основные законодательные акты в области образования.
4. Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования.
5. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации.
6. Противоречия и пробелы в действующем образовательном законодательстве.
7. Перспективы развития законодательства в области образования.
8. Взаимодействие национальных и международных правовых актов.
9. Законодательные акты региона.
Задания для студентов
|
|
· Составьте словарь основных понятий темы:
o гарантии прав граждан РФ на образование,
o нормативный акт,
o нормативно-правовой акт,
o образовательное право.
· Ознакомиться с нормативными источниками по теме занятия.
· Законспектируйте и дайте оценку задач законодательства РФ в области образования.
· Составьте таблицу противоречий и пробелов в действующем образовательном законодательстве.
· Выпишите основные перспективы развития законодательства РФ в области образования.
Тема 3.
(Практическое занятие: деловая игра – педагогический совет)
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Цель: усвоить уровни системы образования (федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения); свободно ориентироваться в основных требованиях функционирования и развития ОО.
1. Понятие системы образования.
2. Документы организационно-правового обеспечения деятельности образовательного учреждения.
3. Общие требования к организации образовательного процесса в условиях развивающейся системы образования.
4. Требования к реализации общеобразовательных программ.
5. Реализация профессиональных образовательных программ.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовательные стандарты.
7. Основные программы профессионального обучения.
8. Требования к дополнительным образовательным программам.
9. Минимальный социальный стандарт РФ об объеме социальных услуг по воспитанию в образовательных организациях общего образования.
10. Образовательные организации, их правовой статус.
11. Устав ОО.
Задания для студентов
· Составьте словарь основных понятий темы:
o система образования,
o образовательный стандарт,
o минимальный социальный стандарт РФ,
o образовательные программы,
o формы получения образования и формы обучения,
o уровень образования.
· Охарактеризовать и выписать типы, виды ОО.
· Ознакомиться с требованиями к уставу ОО, законспектировать.
· Перечислить учредительные документы ОО, оформить памятку.
· В форме таблицы представить сравнительную характеристику государственных и негосударственных ОО.
· Охарактеризовать общие требования к содержанию образования.
· Составить конспект по минимальному объему социальных услуг по воспитанию в ОО.
Тема 4.
(Практическое занятие: практическая конференция)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: усвоить сущность управления и управленческой деятельности; ориентироваться в управлении многоуровневой системой образования;охарактеризовать сущность децентрализации в управлении;выявлять показатели качества образовательной подготовки обучающихся ОО по программам различного уровня.
1. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
2. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия общего и профессионального образования.
3. Понятие непрерывного образования.
4. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.
5. Содержание многоуровневой системы высшего образования.
6. Особенности реализации образовательных программ дополнительного образования.
7. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
8. Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задания для студентов
· Составьте словарь основных понятий темы:
o система непрерывного образования,
o компоненты системы непрерывного образования,
o формы получения непрерывного образования,
o профессиональное образование,
o профессиональное обучение,
o дополнительное образование,
o инклюзивное образование.
· Перечислить формы получения непрерывного образования.
|
|
· Выделить особенности реализации образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых и дополнительного профессионального образования.
· Охарактеризовать правовые отношения, связанные с получением образования в семье, воспитанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (подготовить проект).
· Определить условия получения образования лицами с ограниченными возможностями развития (подготовить проект).
Тема 5.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ