1.Профессиональная ответственность учителя;
3. Разница возраста и жизненного опыта участников конфликта;
4. Различное понимание событий и их причин участниками конфликта;
5.Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками;
6. Любая ошибка учителя порождает новые конфликты, в которые включаются другие ученики;
7. Педагогический конфликт легче предупредить, чем успешно разрешить.
Объективные причины педагогических конфликтов:
- недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка;
- противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться;
- учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним;
- существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.);
- различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»);
- зависимость ученика от учителя - необходимость оценивания учащихся учителем - игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
Субъективные причины педагогических конфликтов:
- психологическая несовместимость учителя и ученика;
- наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.);
отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика;
- необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;
- несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;
- недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей);
- наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;
- чрезмерная загруженность учителя или ученика;
- несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем и др.
Типы конфликтных личностей:
Демонстративный
чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в разных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.
Педант
Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои неудачи, подчас расплачивается за них болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Танк»
это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Озабочен своим авторитетом.
Болезненно самолюбив. Попытки обсудить его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны.
Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент.
«Пиявка»
«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает, не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, трудно направить мысли в нужное русло.
«Вата»
Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом возникают проблемы: «вата» не выполнит обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У него постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. И не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.
«Обвинитель»
Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных соседей, продавцов, врачей, коллег, начальство и т.д. Критикует увлеченно, с жаром, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.
Последствия конфликтов:
1. Разрушение отношений.
2. Истощение физических и душевных ресурсов. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится и все валится из рук.
3. Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов.