● уместный комплимент;
● шутка;
● остроумный ответ;
● апелляция к достоинствам человека;
● искреннее удивление;
● извинение;
● обращение с просьбой об услуге;
● ответ с помощью вопросов;
● неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой»
2.2.Дополнительные элементы педагогической технологии:
-технология создания психологического климата;
-технология организации групповой деятельности;
-технология создания ситуации успеха и неуспеха;
-технология этической защиты.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми.
Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывает ся, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
|
|
Для создания благоприятного климата выполнятся три функции.
Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.
Вторая функция «соучастия».
1.Демонстрация расположенности. Это так называемое зеркальное отражение.
Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
2. Проявление интереса, эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.
3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится.
Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана.
В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.
Третья функция «возвышение» ребенка
Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его.
Непременными условиями здесь выступают три положения:
во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него;
во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться,
в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.
|
|
После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.
2. Поддержание оптимистического рубежа. Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте. Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.
Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока.
Отношение обучающихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока.
Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя обучающимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
ü Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.
ü Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
ü Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
ü Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
ü Неумеренное поощрение или наказание приносят вред.
ü Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.С. Макаренко)
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В. А. Сухомлинский.) Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
Ø Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
Ø Самый приятный звук для человека – это его имя. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.
Ø Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
Ø Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Ø Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.