В зависимости от источников поступления товаров различают две формы товароснабжения – транзитную и складскую.
Транзитная форма доставки применяется для снабжения розничных торговых предприятий товарами простого ассортимента (спички, мука), а также товарами повседневного спроса и скоропортящихся (хлеб и булочные изделия, молоко и молочные товары, овощи и т.п.), производство которых осуществляется в районах потребления.
«+» | ускорение обращения товаров снижение товарных потерь сокращение издержек обращения |
«-« | измельчённость и рассредоточенность розничной торговой сети сдерживает широкое применение данной формы снабжения |
Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах:
· количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;
· потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;
|
|
· товар требует высокоспециализированного сервиса;
· объем каждой поставляемой партии будет достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);
· у покупателя имеется достаточная сеть складов и подсобных помещений;
· происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.
При складской форме источником поступления товаров в магазин являются оптовые предприятия или склады других предприятий. Данная форма используется для товаров сложного ассортимента, требующих подсортировки, сезонных, для тех товаров, производство которых осуществляется не в районах потребления.
Товароснабжение может осуществляться децентрализованным и централизованным методом.
1) Децентрализованный завоз (самовывоз) – осуществляется силами и средствами магазина.
2). Централизованный завоз – силами и средствами поставщиков по заявкам и заказам магазинов в сроки, предусмотренные графиками. При этом все транспортно-экспедиционные операции выполняются без участия розницы, обеспечивается ритмичность, планомерность, экономичность и централизация завоза товаров. Сравнительная характеристика двух методов доставки представлена в таблице 1.
Таблица 1- Преимущества и недостатки методов товароснабжения
Децентрализованный метод (самовывоз) | Централизованный метод |
недостатки | преимущества |
не организованы операции отборки товаров и оформление документов | планомерно организуется порядок завоза товаров в розничную сеть в соответствии с утвержденными технологическими картами, графиками, маршрутами |
не организованы погрузочно-разгрузочные работы; | ответственность за доставку товаров в магазины возлагается на поставщиков или транспортные организация |
низкие технико-экономические показатели эксплуатации автомобиля (простои, время в ожидании погрузки); | работники розничных предприятий освобождаются от поиска транспорта, поездок к поставщикам и экспедирования товаров и все рабочее время посвящают выполнению своих прямых обязанностей по обслуживанию покупателей и улучшению работы магазинов |
отрыв работников магазина от выполнения своих обязанностей. | более ритмично организуется завоз товаров, что способствует ускорению товародвижения, нормализации товарных запасов, обеспечению широкого и устойчивого ассортимента товаров в розничной сети |
уменьшается потребность в складской площади (ликвидируются распределительные склады) и появляются резервы увеличения торговой площади магазинов за счет сокращения кладовых | |
внедряется комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, развивается перевозка товаров в контейнерах и таре-оборудовании, сокращается время простоя автомобилей | |
ускоряется и упрощается документооборот и расчеты между поставщиками и покупателями |
|
|
Централизованная доставка товаров считается рациональной организацией товароснабжения.
Централизованную доставку применяют как при транзитном товародвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и розничных организаций.
Для правильной организации централизованной доставки товаров в магазины на складе проводятся подготовительные мероприятия, включающие в себя:
1) определение перечня и минимальных норм доставляемых в магазины товаров;
2) анализ дислокации (расположения) розничной торговой сети;
3) определение грузооборота (количества товаров, доставляемого в магазин за определенный период);
4) расчет частоты завоза товаров для каждого магазина и оптимальных размеров поставок;
5) разработку маршрутов и графиков завоза товаров в магазины;
6) расчет потребности в таре и автотранспортных средствах.
Для централизованной доставки товаров на предприятиях, поставляющих товары в магазины (складах оптовых предприятий), разрабатываются графики – расписание времени отборки и доставки товаров. График содержит номер маршрута, наименования торговых предприятий и их адреса, дни завоза, часы доставки, вид транспорта. Графики согласовывают с товарополучателями. При выборе маршрутов выбирают кратчайшие пути.
Виды маршрутов:
1. линейный – доставка товаров за 1 рейс в один магазин одни или несколькими автомобилями,
2. кольцевой – в такой маршрут объединяются 2 и более магазинов, в которые завозят товар объёмом меньше грузоподъёмности автомобиля;
3. маятниковый - повторяющееся движение между двумя пунктами. Маятниковые подразделяются на маршруты с обратным холостым ходом и с обратным груженым ходом. Схема основных видов маршрутов товароснабжения изображена на рисунке 2.
Рис. 2. Основные виды маршрутов централизованного завоза товаров