Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа

О Т Ч Ё Т

Главы муниципального образования «Котлас»

О результатах деятельности

Главы муниципального образования «Котлас»

И администрации муниципального образования «Котлас»

За 2019 год

г. Котлас

апрель 2020 г.

О Т Ч Ё Т

Главы муниципального образования «Котлас»

О результатах деятельности Главы муниципального образования «Котлас» и администрации муниципального образования «Котлас»

За 2019 год

Данный отчёт разработан в соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от 16 февраля 2017 года № 195-н «Об утверждении Положения о по­рядке и форме представления Главой муниципального образования «Котлас» в Собрание депутатов муниципального образования «Котлас» ежегодного отчёта о результатах деятельности Главы муниципального образования «Котлас» и администрации муниципального образования «Котлас».

 

I. Информация об осуществлении органами местного самоуправления МО «Котлас» полномочий по решению вопросов местного значения

(в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)

 

Составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета городского округа

 

С целью решения вопросов местного значения в сфере бюджетного процесса и регулирования бюджетных правоотношений на территории муниципального образования «Котлас» учреждено финансовое управление администрации муниципального образования «Котлас», деятельность которого связана с осуществлением функций финансового органа муниципального образования «Котлас».

Непосредственное составление проекта бюджета муниципального образования «Котлас», организация исполнения бюджета, составление отчётности об исполнении бюджета и осуществление контроля за его исполнением осуществляется финансовым управлением администрации муниципального образования «Котлас».

В 2019 году было обеспечено составление проекта бюджета муниципального образования «Котлас» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также его внесение с необходимыми документами и материалами на рассмотрение Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» с соблюдением установленных сроков и порядков составления местного бюджета.

В целях организации работы по формированию проекта бюджета муниципального образования «Котлас» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в 2019 году были изданы:

– постановление администрации муниципального образования «Котлас» от 15.07.2019 № 1286 «О разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Котлас» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», проект решения «О бюджете муниципального образования «Котлас» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в котором определены сроки и действия участников бюджетного процесса по формированию прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Котлас», и проект бюджета муниципального образования «Котлас»;

– постановление администрации муниципального образования «Котлас» от 16.10.2019 № 1947 «Об основных направлениях бюджетной политики муниципального образования «Котлас» и основных направлениях налоговой политики муниципального образования «Котлас» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в котором определены приоритеты в области формирования доходного потенциала и расходования бюджетных средств.

В целях предварительного обсуждения бюджетных приоритетов распоряжением администрации муниципального образования «Котлас» от 18.07.2019 № 138-р была создана рабочая комиссия по согласованию основных параметров проекта бюджета муниципального образования «Котлас» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее – рабочая комиссия) под председательством Главы муниципального образования «Котлас». В состав рабочей комиссии вошли представители администрации муниципального образования «Котлас» и Собрания депутатов муниципального образования «Котлас».

В период формирования проекта бюджета муниципального образования «Котлас» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов проведено 2 заседания рабочей комиссии, на которых были рассмотрены все значимые вопросы формирования бюджета муниципального образования «Котлас» и межбюджетных отношений.

В ходе работы по рассмотрению проекта бюджета муниципального образования «Котлас» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Собранием депутатов муниципального образования «Котлас» главные распорядители средств бюджета муниципального образования «Котлас» принимали участие в заседаниях депутатских комиссий по вопросам рассмотрения проекта бюджета.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства, в целях соблюдения принципа прозрачности (открытости) и доступности для общества информации о бюджетной политике и характеристиках местного бюджета администрацией муниципального образования «Котлас» были организованы и проведены 22 ноября 2019 года публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования «Котлас». Кроме того, подробная информация по проекту бюджета муниципального образования «Котлас» была представлена на официальном сайте администрации муниципального образования «Котлас» в доступной для граждан форме - «Бюджет для граждан».

Проект бюджета муниципального образования «Котлас» рассмотрен Собранием депутатов муниципального образования «Котлас» в двух чтениях и утверждён на сессии Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» 19 декабря 2019 года.

 

1. Процесс исполнения бюджета муниципального образования «Котлас» организован в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

1.1. В 2019 году общее поступление доходов в бюджет муниципального образования «Котлас» составило 2465097,3 тыс. руб., или 83,2 % к уточнённому годовому плану (уточнённый план – 2961178,9 тыс. руб.). В 2019 году общий объём доходов бюджета муниципального образования «Котлас» по сравнению с 2018 годом увеличился на 389188,1 тыс. руб., или на 18,7 % (в 2018 году поступило 2075909,2 тыс. руб.).

Налоговые и неналоговые доходы в 2019 году поступили в сумме 824727,0 тыс. руб., или 106,6 % к уточнённому годовому плану (уточнённый план – 773737,4 тыс. руб.).

В течение 2019 года администрацией муниципального образования «Котлас» проводилась активная работа по привлечению дополнительных средств из вышестоящих бюджетов (федерального, областного бюджетов и из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), в том числе путём участия в конкурсах на предоставление субсидий, проводимых областными министерствами). В результате проведённой работы первоначальный план по безвозмездным поступлениям от других бюджетов в течение 2019 года был откорректирован в сторону увеличения на 1067684,3 тыс. руб., из них можно отметить следующие привлечённые средства:

– субсидия на мероприятие по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 315745,9 тыс. руб.;

– субсидия на строительство школы на 860 мест в городе Котласе – 101727,9 тыс. руб.;

– субсидия на строительство детского сада на 220 мест в городе Котласе – 142857,1 тыс. руб.;

– межбюджетные трансферты на строительство детского сада на 280 мест в городе Котласе – 226946,0 тыс. руб.;

– межбюджетные трансферты на реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, ставших победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды – 85000,0 тыс. руб.;

– дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 43845,5 тыс. руб.;

– субсидия на погашение кредиторской задолженности по строительству автомобильной дороги «Восточное Шоссе» – 28000,0 тыс. руб.;

– субсидия на реализацию программ формирования современной городской среды – 25187,8 тыс. руб.;

– субвенция на реализацию образовательных программ – 21262,8 тыс. руб.;

– субвенция на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) – 1104,6 тыс. руб.;

– субвенция на компенсацию родительской платы за присмотр и уход за ребёнком в образовательныхорганизациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования – 14180,8 тыс. руб.;

– субвенция на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений – 11287,6 тыс. руб.;

– межбюджетные трансферты на создание модельных муниципальных библиотек – 10500,0 тыс. руб.;

– субсидия на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населённых пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек – 5838,8 тыс. руб.;

– субсидия на оснащение образовательных учреждений в сфере культуры (школы искусств) музыкальными инструментами, оборудованием и материалами для творчества в соответствии с современными стандартами профессионального и дополнительного образования в сфере культуры – 5577,6 тыс. руб.;

– субсидия на софинансирование капитальных вложений по мероприятию «Проектирование и строительство автодороги по проспекту Мира, на участке от улицы Невского до объездной автодороги Котлас-Коряжма» - 5000,0 тыс. руб.;

– субсидия на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на строительство футбольного поля и беговых дорожек на стадионе «Салют», расположенном по адресу: г. Котлас, пр. Мира, 45 – 4373,0 тыс. руб.;

– средства резервного фонда Правительства Архангельской области – 3740,2 тыс. руб., в том числе:

· 2745,6 тыс. руб. – на проведение ремонтных работ в здании библиотеки, расположенной по адресу: г. Котлас, ул. Кузнецова,        д. 6 А; 

· 500,0 тыс. руб. – на строительство теневого навеса в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Журавлик»;

· 300,0 тыс. руб. – на разработку проектно-сметной документации по ремонту крыши МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»;

· 194,6 тыс. руб. – на приобретение книг краеведческой тематики для пополнения фондов общедоступных библиотек;

 

– субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей – 2577,7 тыс. руб.;

– субсидия на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления – 1923,2 тыс. руб.;

– субсидия на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населённых пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек – 1728,0 тыс. руб.;

– субсидия на ремонт зданий муниципальных учреждений культуры – 1525,0 тыс. руб.;

– субсидия на установку ограждений территории муниципальных образовательных организаций – 1320,0 тыс. руб.;

– субсидия на оснащение муниципальных общеобразовательных организаций специальными транспортными средствами для перевозки детей – 1000,0 тыс. руб.;

– субсидия на создание и обеспечение деятельности технозон Детского Арктического Технопарка Архангельской области в муниципальных образовательных организациях – 700,0 тыс. руб.;

– субсидия на софинансирование приобретения спортивного инвентаря и оборудования для муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности – 613,6 тыс. руб.;

– субсидия на реализацию программ поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций – 560,9 тыс. руб.;

– субсидия на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству несовершеннолетних граждан – 550,0 тыс. руб.;

– субсидия на обустройство плоскостных спортивных сооружений муниципальных образований – 510,0 тыс. руб.;

– субсидия на общественно значимые культурные мероприятия в рамках проекта «ЛЮБО-ДОРОГО» – 500,0 тыс. руб.;

– субсидия на реализацию мероприятий по установке и обслуживанию систем видеонаблюдения в муниципальных образовательных организациях – 426,7 тыс. руб.;

– субсидия на поддержку деятельности муниципальных учреждений по работе с молодёжью – 400,0 тыс. руб.;

– поощрение за прирост поступления в областной бюджет налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения – 330,9 тыс. руб.;

– и другие.

 

1.2. В отчётном году в целях обеспечения поступления запланированных доходов в бюджет муниципального образования «Котлас», на регулярной основе осуществлялся комплекс мер, направленный на проведение мониторинга исполнения доходной части бюджета муниципального образования «Котлас», осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет, а также на выявление внутренних резервов, позволяющих обеспечить увеличение поступлений в местный бюджет. Среди ключевых моментов можно отметить следующие:

 

1) В целях выполнения обязательств, установленных соглашениями с Министерством финансов Архангельской области о предоставлении бюджету муниципального образования «Котлас» дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии на софинансирование вопросов местного значения, администрацией муниципального образования «Котлас» реализуется план мероприятий по росту доходного потенциала бюджета муниципального образования «Котлас» на период 2019 - 2021 годов, утверждённый распоряжением администрации муниципального образования «Котлас » от 28.09.2017 № 207-р (с изменениями от 23.04.2019 № 88-р). Планом мероприятий предусмотрен комплекс мер, направленных на улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «Котлас», на повышение взаимодействия органов местного самоуправления по обеспечению роста доходного потенциала, сокращение задолженности по обязательным платежам и легализации объектов налогообложения. Отчёт о выполнении плана мероприятий направляется ежеквартально и по итогам за год в Министерство финансов Архангельской области.

2) В рамках работы межведомственной комиссии по легализации заработной платы на территории муниципального образования «Котлас» и совершенствованию системы платежей в бюджет за 2019 год проведено 9 заседаний межведомственной комиссии по легализации заработной платы на территории муниципального образования «Котлас» и совершенствованию системы платежей в бюджет. На них были рассмотрены вопросы соблюдения платёжной дисциплины 112 налогоплательщиков, из них 90 налогоплательщиков, имеющих задолженность по налоговым и неналоговым платежам, и 22 плательщика, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой.

По результатам работы комиссии за 2019 год погашена задолженность по налоговым и неналоговым платежам в размере 11506,2 тыс. руб., из них:

– по страховым взносам – 6283,6 тыс. руб.,

– НДФЛ – 2942,3 тыс. руб. (в том числе в местный бюджет – 1029,8 тыс. руб.).

 2. Объём кассовых расходов бюджета муниципального образования «Котлас» за 2019 год составил 2404 678,0 тыс. руб., или 79,6 % к утверждённому плану (план на 2019 год – 3020102,0 тыс. руб.).

Исполнение бюджета муниципального образования «Котлас» по расходам за счёт собственных источников составило 94,1 % от уточнённого годового плана, или 1039618,4 тыс. руб.

За счёт безвозмездных поступлений, имеющих целевое назначение, исполнение по расходам бюджета составило 71,3 % от уточнённого годового плана, или 1365059,6 тыс. руб.

В соответствии с требованиями законодательства исполнение бюджета муниципального образования «Котлас» в 2019 году осуществлялось на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана, сформированных и утверждённых в установленные сроки.

Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета осуществлялось Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании заключённого соглашения. Все расходы местного бюджета санкционируются органами Федерального казначейства.

В целях организации работы по своевременному исполнению бюджета муниципального образования «Котлас» ежегодно издаётся постановление администрации муниципального образования «Котлас» о мерах по реализации решения Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» «О бюджете муниципального образования «Котлас».

В запланированных объёмах в 2019 году были профинансированы все первоочередные и приоритетные бюджетные обязательства, в том числе связанные с реализацией «майских» указов Президента Российской Федерации. Обеспечено бесперебойное функционирование бюджетной сферы, своевременная выплата заработной платы, предоставление социальных выплат, осуществление иных социально значимых расходов.

 

2.1. Для решения наиболее важных и значимых вопросов, требующих бюджетного финансирования, в 2019 году было подготовлено 9 изменений в решение о бюджете муниципального образования «Котлас» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Корректировками бюджета обеспечивалась сбалансированность бюджета муниципального образования «Котлас» за счёт дополнительных доходов и оптимизации (экономии) расходов местного бюджета, а также уточнения объёма безвозмездных поступлений в соответствии с поступившими уведомлениями о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета.

В целях оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Котлас» в муниципальном образовании «Котлас» реализуется программа оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Котлас» на 2017-2019 годы, утверждённая постановлением администрации муниципального образования «Котлас» от 29.06.2017 № 1459. В целях выполнения обязательств, установленных соглашением с Министерством финансов Архангельской области о предоставлении финансовой помощи из областного бюджета, ежегодно мероприятия программы актуализируются, годовой отчёт о выполнении программы направляется в Министерство финансов Архангельской области.

 

По итогам исполнения за 2019 год сложился профицит бюджета муниципального образования «Котлас» в сумме 60419,3 тыс. руб.

 

2.2. В 2019 году при исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» были соблюдены требования Бюджетного Кодекса Российской Федерации в части предельных размеров объёма муниципального долга и расходов на его обслуживание.

По состоянию на 1 января 2020 года муниципальный долг муниципального образования «Котлас» снизился, по сравнению с показателем на 1 января 2019 года, на 39000,0 тыс. руб. и составил 180000,0 тыс. руб., или 21,8 % к объёму доходов без учёта безвозмездных поступлений (на 1 января 2019 года муниципальный долг составлял 219000,0 тыс. руб., или 26,7 % к объёму доходов без учёта безвозмездных поступлений).

Кредитные средства кредитных организаций привлекались в 2019 году в целях обеспечения своевременного исполнения расходных обязательств муниципального образования «Котлас» и муниципальных учреждений муниципального образования «Котлас» в рамках кредитных линий, открытых по результатам проведённых электронных аукционов.

С целью снижения долговой нагрузки на местный бюджет проводилась работа по снижению стоимости обслуживания долговых обязательств и оптимизации структуры муниципального долга:

1) использовались возобновляемые кредитные линии, позволяющие оперативно управлять муниципальным долгом.

По муниципальным контрактам по кредитам в кредитных организациях в 2019 году процентные ставки за пользование кредитными средствами составляли от 9,14 % до 10,0 % годовых.

2) привлекались краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счёте местного бюджета. За 2019 год было привлечено три краткосрочных бюджетных кредита по договору с Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по 72658,0 тыс. руб. сроком на 266 дней под 0,1 % годовых. Таким образом, более «дорогие» по стоимости кредиты кредитных организаций были замещены более «дешёвыми» бюджетными кредитами.

Расчётная сумма экономии расходов по обслуживанию муниципального долга в 2019 году за периоды замещения кредитов кредитных организаций данными бюджетными кредитами, исходя из наименьшей ставки по муниципальным контрактам с кредитными организациями (9,14 % годовых), составила 4786,7 тыс. руб.

3) осуществлялось использование временно свободных остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования «Котлас» на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, в соответствии с соглашением, заключенным с Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Применение данного механизма заимствования позволяет покрывать временные кассовые разрывы без привлечения в соответствующих объёмах кредитных ресурсов.

Результатами реализации мер по снижению долговой нагрузки в 2019 году стало значительное сокращение расходов по сравнению с плановыми назначениями на обслуживание долговых обязательств. Так, расходы на обслуживание муниципального долга составили 12086,0 тыс. руб., что на 15625,8 тыс. руб. меньше уточнённого плана (уточнённый план – 27711,8 тыс. руб.). Из общей суммы расходов на обслуживание муниципального долга 12033,0 тыс. руб. составили расходы на уплату процентов за пользование кредитами кредитных организаций; 53,0 тыс. руб. – расходы на обслуживание бюджетных кредитов. Сэкономленные в течение финансового года средства позволили сократить муниципальный долг муниципального образования «Котлас» по сравнению с утверждённым размером верхнего предела муниципального долга.

 

3. Отчётность об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» формируется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Ежеквартальные отчёты об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» в 2019 году утверждались постановлениями администрации муниципального образования «Котлас» и направлялись в Собрание депутатов муниципального образования «Котлас» и в Контрольно-счётную палату муниципального образования «Котлас» в установленном порядке.

Годовой отчёт об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» за 2018 год был подготовлен в I квартале 2019 года и после его внешней проверки, проведённой Контрольно-счётной палатой муниципального образования «Котлас», в установленные бюджетным законодательством сроки был внесён на рассмотрение Собрания депутатов муниципального образования «Котлас».

Публичные слушания по отчёту об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» за 2018 год были организованы и проведены администрацией муниципального образования «Котлас» 30 апреля 2019 года. Кроме того, подробная информация по отчёту об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» за 2018 год была представлена на официальном сайте администрации муниципального образования «Котлас» в доступной для граждан форме - «Бюджет для граждан».

По результатам рассмотрения годовой отчёт об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» за 2018 год был утверждён решением Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от 20 июня 2019 года № 44-н «Об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» за 2018 год».

4. Контрольные мероприятия за исполнением бюджета муниципального образования «Котлас» в течение 2019 года обеспечивались на всех стадиях бюджетного процесса — от планирования ассигнований до отчётности о расходовании бюджетных средств.

Мониторинг текущего исполнения бюджета муниципального образования «Котлас» проводился ежедневно с целью своевременного реагирования и принятия эффективных решений по устранению возможных негативных явлений.

Последующий контроль за использованием бюджетных средств осуществлялся контрольно-ревизионным отделом финансового управления администрации муниципального образования «Котлас», являющегося органом внутреннего муниципального  финансового контроля.

В 2019 году контрольно-ревизионным отделом финансового управления администрации муниципального образования «Котлас» было проведено 39 контрольных мероприятий, из них:

–в сфере финансово-бюджетного контроля - 19;

– в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд - 17;

– анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – 2;

– административное расследование – 1.

Объём проверенных в 2019 году финансовых средств при контроле в сфере бюджетных правоотношений составил 511958,7 тыс. руб., в том числе:

– средств бюджета муниципального образования «Котлас» - 453112,1 тыс. руб., или 19,6 % всех расходов бюджета муниципального образования «Котлас» за проверяемый период;

– внебюджетных средств – 58846,6 тыс. руб.

2 ) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа

 

В целях приведения отдельных законодательных актов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах») в 2019 году решением Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от 20 июня 2019 года № 48-н «О внесении изменения в решение Собрания депутатов МО «Котлас» от 30 сентября 2005 года № 94 «О земельном налоге» были внесены изменения в решения Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от 30 сентября 2005 года № 94 «О земельном налоге» в части ограничения применения льготной ставки в размере 0,3 процента. Таким образом, с налогового периода 2020 года ставка 0,3 процента применяется в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, при условии, что они не используются в предпринимательской деятельности.

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа

3.1. Владение, пользование и распоряжение имуществом муниципального образования «Котлас»

 

В 2019 году управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования «Котлас» осуществлялось комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» в соответствии с порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального об­разо­вания «Котлас», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от 17 февраля 2011 года № 182-369-р, и положением о комитете по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» от 22 сентября 2011 года № 230/1-473-р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: