Культура восприятия эстетических ценностей. Пути и средства воспитания культуры восприятия искусства

БИЛЕТ 1

Понятие системы педа. Пед инновации. Оптимизация системы пед.

Педагогическая система (ПС) - это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами. По словам В.А. Под Сластениным под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью личностного развития и функционирования в целостном педагогическом процессе. Особенностями любой системы, в том числе и педагогической, являются: а) наличие системообразующего фактора; б) общее качество; в) единство; г) целостность.

Под системообразующим фактором понимается такое условие, при котором компоненты ПС объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из компонентов системы или специфическая для системы педагогической коммуникации.

Основой существования PS является тот факт, что каждый из его компонентов должен иметь общее для него общее качество. Например, в системе общего образования основной является педагогическая система «школа» с опциями в зависимости от режимов работы: традиционный, полупансион, интернат. Вариантами ПС «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и т. Д. Педагогические системы относятся к динамическим системам, поэтому они представляют собой органическое единство трех своих состояний - прошлого, настоящего и будущего.

Принципы ПС включают в себя: а) оптимальность; б) структура; в) интегративность. Педагогические системы можно рассматривать на макро, мезо и микро уровнях. На макроуровне это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. Д. На мезоуровне в качестве ПС можно рассматривать деятельность образовательных учреждений, детских организаций, других социальных институтов общества, реализацию педагогических целей. На микроуровне это педагогические системы, которые реализуют конкретные задачи; авторский PS; ПС, сформированная в рамках деятельности группы преподавателей и студентов.

Педагогическая наука определила шесть взаимосвязанных структурных компонентов ПС: 1) студенты; 2) цель образования (обучения); 3) содержание образования (обучения); 4) педагогические (дидактические) процессы; 5) учитель и (или) технические средства обучения; 6) организационные формы педагогической работы. Педагогическая система меняет свои свойства, если меняются ее компоненты. Важной характеристикой ПС является взаимосвязь между ее компонентами: эти взаимосвязи являются теми существенными связями, от которых зависит оптимальность решения педагогических задач.

Критериями оптимального функционирования ПС являются: • достижение каждым студентом уровня развития, соответствующего его реальным возможностям; • создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса; • ограничение затрат времени и усилий на образовательную и внешкольную деятельность в рамках гигиенических стандартов.

Педагогические системы являются относительно независимыми и целостными, непосредственно порождая процесс развития человека. Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Компоненты ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Педагогическая инновация - это педагогическая инновация; целенаправленное поступательное изменение, внедрение устойчивых элементов (инноваций) в образовательную среду, улучшение характеристик отдельных частей, компонентов и системы образования в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и др. (обширный путь развития).

Сочетание интенсивных и экстенсивных путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке многогранных, многоуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть как надуманные, чисто «внешние» действия, но станут осознанными преобразованиями, возникающими из глубины потребностей и знаний о системе. Поддерживая «узкие места» новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Педагогические инновации, инновации могут быть педагогическими идеями, процессами, средствами; методы, формы, технологии, контент-программы и др. Педагогические инновации классифицируются по различным признакам.

Культура восприятия эстетических ценностей. Пути и средства воспитания культуры восприятия искусства.

Эстетический вкус - это способность адекватно овладеть эстетическими качествами реальности, выраженными в системе прямых эмоциональных оценок.

Эстетический вкус как способность адекватно эстетически овладеть реальностью проявляется не только в эстетической деятельности человека, но и в процессе эстетического восприятия. Он проявляет себя в любой творческой деятельности, в повседневной жизни, в повседневном поведении людей. Эстетический вкус, кажется, пронизывает как эстетическую деятельность человека, так и его эстетическое сознание. С одной стороны, эстетический вкус - это способность судить об эстетических достоинствах объектов и явлений природы и общества, с другой - в выражении опыта, который реализует субъективное начало личности, ее индивидуальную уникальность эстетического существования, т. Е. С проблемой эстетического воспитания. процесс формирования социально-естественного и духовного совершенства человека. Эстетическое воспитание - это целенаправленная система эффективного формирования личности, способной воспринимать, оценивать и реализовывать эстетику в жизни, природе и искусстве, эстетически осваивать мир. Здесь важно подчеркнуть, что эстетический вкус в целом, выражающий связь между эстетическим идеалом и эстетическим вкусом, формируется не только искусством, но и всей духовной и практической деятельностью человека.

Иногда мы сталкиваемся с деформацией эстетического вкуса, которая проявляется в его однобокости или недоразвитии, в разрыве эмоционального и интеллектуального мира человека, в гипертрофии того или другого. Таким образом, чрезмерная эмоциональность в восприятии произведений искусства или явлений действительности свидетельствует о неразвитости вкуса, невозможности довести его до уровня правильной оценки.

Другой аспект деформации вкуса проявляется в интеллектуальной игре, в сознательной эстетике, в поверхностной ориентации на моду, которая часто приводит человека к внешнему, формальному восприятию социальных, духовных и художественных ценностей, к неоднозначности эстетических позиций. Все это говорит об отсутствии доминирующего эстетического вкуса - идеала - или о его неопределенности и неопределенности.

Формирование комплексного, развитого эстетического вкуса требует от субъекта определенной самодисциплины и усилий. Воспитывая в себе способность тонко чувствовать природу, мир другого человека, понимать цели и смысл современности, обращаясь к классическому художественному наследию, человек обогащает свой духовный потенциал, развивает эстетический вкус, наполняет свою жизнь высоким смыслом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: