Функции искусства в обществе. Взаимосвязь этических и эстетических ценностей в системе художественного образования

Социальные функции искусства.

Когнитивная (эпистемологическая) функция. Отражая реальность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, индивидов и социальных отношений. Специфика этой функции искусства заключается в обращении к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу тайной духовности и нравственных мотивов личности.

Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на человека в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т. Е. Обобщенных представлений о совершенствовании духовного развития, нормативной модели, направленность и стремление которых задается художником как представителем общества.

Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя разнообразный жизненный опыт людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкусы, идеалы, мировоззрения, мировоззрения и мировоззрения, искусство является одним из универсальных средств общения, общения людей, обогащающего духовный мир личности. опыт всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, расширяют горизонты человеческого мировоззрения. «Искусство, все искусство, - писал Л. Н. Толстой, - само по себе обладает свойством объединять людей. Все искусство делает то, что люди воспринимают чувства, передаваемые художником, и, во-вторых, со всеми людьми, которые получили такое же впечатление.».

Гедонистическая функция заключается в том, что настоящее искусство доставляет людям удовольствие, вдохновляет их.

Эстетическая функция. По своей природе искусство является высшей формой освоения мира «по законам красоты». По сути, оно возникло как отражение реальности в ее эстетической оригинальности. Выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировоззрение, а через него и весь духовный мир личности.

Эвристическая функция. Создать произведение искусства - это опыт творчества - концентрация творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры, чувств и идеалов роста, глубины мысли и мастерства. Овладение художественными ценностями также является творческой деятельностью. Само искусство обладает удивительной способностью пробуждать мысли и чувства, присущие произведению искусства, и сама способность творить в универсальном проявлении. Влияние искусства не исчезает с прекращением прямого контакта с произведением искусства: продуктивная эмоциональная и психическая энергия защищена, как будто «в резерве», является частью устойчивой основы личности.

Учебная функция. Искусство выражает всю систему отношений человека с миром - нормы и идеалы свободы, правды, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем произведения искусства является сотворчеством, оно выступает в качестве пути интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоничном взаимодействии. В этом цель воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.

Закономерности функционирования искусства включают в себя следующие особенности: развитие искусства не прогрессивно, оно идет как бы импульсами; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры вне времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно влияет на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных барьеров); подлинное искусство обычно гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и инноваций.

Таким образом, искусство представляет собой особый вид духовной деятельности людей, для которого характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественных формах.

Слово «эстетика» является одним из наиболее часто используемых в нашей повседневной жизни, разбросанных по различным сферам. Поговорите об эстетике одежды, эстетике перформанса, эстетике кино, эстетике интерьера и т. Д. Как известно, понятие эстетики также обозначает философскую науку об искусстве.

ЭСТЕТИКА (от греческого aisthesis - чувство) - область философских знаний, которая исследует сенсорные проявления человеческого существования, особенно в контексте категорий «красота» и «прекрасное», которые наиболее полно выражены в искусстве. Поэтому эстетику часто называют наукой о сущности и формах творчества по законам красоты и гармонии.

Творчество по законам красоты порождает чувственную культуру; Эстетику также можно назвать наукой о чувственной культуре личности и общества. В обычном мировоззрении эстетику часто путают с дизайном; но если дизайн - это гармония повседневной человеческой жизни, утилитарных предметов и интерьеров, то эстетика - это способ гармонизации не только внешнего, но и внутреннего мира; в этом смысле мы можем говорить не только об эстетике чувств, но также об эстетике жизни, эстетике мировоззрения и даже эстетике судьбы.

Термин «эстетика» был введен в 1735 г. А. Г. Баумгартеном в его работе «Философские размышления о некоторых вопросах, относящихся к поэтической работе», где эстетика понималась как наука о сенсорном познании, а не как логика, наука о рациональном познании. Однако эстетика как область знаний возникла гораздо раньше - как минимум 2,5 тысячи лет назад она существовала в достаточно развитых формах в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

 

ЭТИКА - это философская наука добра и зла в человеческом существовании и во всех смежных категориях. Этика не просто дистанционно анализирует проявления добра и зла, но оценивает их как достойные (должные) и недостойные (неподобающие). Следовательно, этика - это наука о том, что достойно и недостойно в человеческом отношении к себе, другим и миру. Регулирование отношений между добром и злом, достойных и недостойных - это мораль общества, а их практическая реализация - мораль. Поэтому этику можно считать наукой о морали и этике.

Понятие «этика» было введено Аристотелем, который считал его учением о добродетели, свободной воле, высшем благе и справедливости. Стоики понимают этику как важнейший компонент философского знания наряду с физикой и логикой. Эта точка зрения в европейской философии сохраняется до эпохи немецкой классической философии. Я. Кант называет разделение философии на логику, физику и этику разделением на учение о методе, природе и свободе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: