Нарушения речи - это отклонения речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Проявляются при частичных расстройствах (произношение, голос, темп и ритм) и обусловлены нарушениями нормального функционирования психофизических механизмов речи.
Принципы анализа речевых нарушений лежат в основе их классификации и развития, научно обоснованных способов и методов профилактики, преодоления и коррекции.
Анализ речевых нарушений с точки зрения развития позволяет выявить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиальное значение в диагностике нарушений речи.
Принцип системного подхода основан на системной структуре и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексической и грамматической структуры. Этот принцип лежит в основе педагогической классификации нарушений речи и определяет пути и методы преодоления и предотвращения нарушений речи.
При анализе нарушений речи комплексный подход к изучению личности важен и необходим. Таким образом, комплексный всесторонний анализ нарушений речи необходим для понимания структуры дефекта различных нарушений речи, их диагностики, научно обоснованной системы преодоления и профилактики.
|
|
Разрабатывая классификацию нарушений речи, исследователи, похоже, делятся на две области. Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедической терапии существуют две классификации нарушений речи:
1. клинико-педагогический
2. психолого-педагогический
Рассмотрим первый тип классификации более подробно. Все типы расстройств, основанные на психологических и языковых критериях, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какой тип речи нарушен:
· Написано
· Устные 2 типа: А) Фононация, то есть внешний дизайн заявления.
Б) Структурно-семантический, т.е. внутренний дизайн заявления.
Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от которых в речевой терапии выделяются следующие виды расстройств:
№1. Дисфония (афония) - отсутствие фонообразования или расстройства фонации из-за патологических изменений в голосовом аппарате (нарушение голоса).
№2. Брадилалия - патологически медленная скорость речи.
№ 3. Тахилалия - патологически ускоренная скорость речи.
№4. Заикание - это нарушение ритмической организации речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
№5. Дислалия - нарушение произношения при нормальном слухе (дефекты произношения).
№ 6. Ринолалия - нарушение тонуса голоса и произношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (отвращение).
№ 7. Дизартрия - нарушение произношения стороны речи из-за недостаточной иннервации речевого аппарата.
В общей сложности логопедия выделяет 11 форм нарушения речи, 6 из которых, на мой взгляд, имеют место в актерах.