Какие факторы определяют Индекс верховенства права?

Что такое Индекс верховенства права?

WJP впервые опубликовал Индекс верховенства права в 2010 году. Индекс является уникальным исследованием, основывающимся на результатах социологических опросов и изучении экспертных источников в различных странах мира. Эксперты WJP исследуют правовую среду этих стран, характер взаимодействия общества и государства, наличие независимого и непредвзятого суда и т.д. В 2014 году в Индексе представлены 99 стран мира.

Какие факторы определяют Индекс верховенства права?

Индекс состоит из девяти агрегированных индикаторов (или факторов), которые далее раскладываются на 47 специфических индикаторов (или субфакторов).

Фактор 1: Ограничения государственной власти Первый фактор измеряет меру, в которой находящиеся у власти лица ограничены законом. Он включает конституционные и институциональные инструменты, посредством которых власть, ее официальные лица и агенты ограничиваются и несут ответственность по закону. Он также включает негосударственные сдержки государственной власти, такие, как существование свободной и независимой прессы.

Издержки внутри государственной власти имеют множество проявлений. Они существуют не только в системе формального разделения властей, и совершенно не обязательно кодифицированы в законодательстве. Необходимо, тем не менее, чтобы власть была разделена, будь то формальными правилами или сложившимися конвенциями, таким образом, чтобы ни один из органов власти не обладал на практике неограниченной властью. В него входят институциональные сдержки, которые создают для исполнительной законодательная (1.1) и судебная (1.2) власти, а также независимый орган, уполномоченный проводить аудит (1.3). Еще одним субфактором является способность СМИ и гражданского общества (1.5) проводить внешний контроль. Кроме того, в него включается то, насколько должностные лица в реальности привлекаются к ответственности за злоупотребления должностным положением (1.4), а также то, насколько переход власти осуществляется в рамках, установленных законодательством (1.6).

Фактор 2: Отсутствие коррупции Фактор измеряет отсутствие коррупции в ряде органов государственной власти. В нем учитывается три формы коррупционных проявлений: взяточничество, злоупотребление влиянием в интересах извлечения личной или коллективной выгоды и нецелевое использование публичных средств или иных ресурсов. Исследование показывает, насколько каждая из этих трех форм коррупции присуща государственным чиновникам в исполнительной власти (2.1), судьям (2.2), армии и полиции (2.3), а также представителям законодательной (2.4) власти.

Фактор 3: Открытое правительство Третий фактор (в более ранних выпусках - Фактор 5) нацелен на оценку того, насколько открыты в стране государственные органы. Это необходимо для осуществления общественного контроля. В частности, этот фактор измеряет, насколько законы в обществе четко сформулированы, доступны, публичны и стабильны (3.1 и 3.2); насколько административные процедуры открыты для участия общества (3.3); а также насколько официальная информация, в том числе законопроекты и проекты подзаконных актов доступны обществу (3.4). Первые два индикатора описывают четкость, доступность и стабильность, которые позволяют обществу знать, что содержится в законах, какие действия законны, а какие - нет. Остальные два индикатора описывают возможность граждан участвовать в процессах подготовки и изменения законодательства.

Фактор 4: Фундаментальные права Четвертый фактор посвящен оценке защиты фундаментальных прав человека. Он исходит из того, что система позитивного права, которая эти базовые права, определенные на международном уровне, не уважает, в лучшем случае является системой «правления закона» и не заслуживает того, чтобы называться системой с верховенством права. Существует множество других индексов, которые описывают права человека, и в рамках этого исследования было бы невозможно оценить приверженность всему спектру прав. В силу этого обстоятельства данный фактор фокусируется на относительно узком наборе прав, точно определенных во Всеобщей Декларации и наиболее тесно связанных с вопросами верховенства закона. Точнее, в него входят следующие фундаментальные права: эффективное соблюдение законов, обеспечивающих равную защиту (4.1); право на жизнь и личную безопасность (4.2); надлежащее процессуальное право и права обвиняемых (4.3); право на собственное мнение и свободу его выражения (4.4); право выбора веры и религии (4.5); право на защиту частной жизни (4.6); право на свободу собраний и ассоциаций (4.7); кроме того, фундаментальные трудовые права, в том числе право на коллективный торг, запрет на принудительный и детский труд, запрет дискриминации (4.8).

Фактор 5: Порядок и безопасность Пятый фактор (третий в предыдущих выпусках исследования) измеряет то, насколько хорошо общество гарантирует безопасность личности и частной собственности. Безопасность - это один из аспектов, выделяющих общество с верховенством закона, и одновременно - фундаментальная функция государства. Она также является необходимым условием для

реализации прав и свобод, которые обеспечиваются верховенством закона. Этот фактор включает три измерения, охватывающих различные угрозы порядку и безопасности: уголовная преступность, прежде всего традиционная уголовная преступность; политическое насилие, включающее терроризм, вооруженные конфликты и политические беспорядки; а также насилие как социально приемлемое средство компенсировать персональные обиды (самосуд).

Фактор 6: Правоприменение Шестой фактор измеряет то, насколько честно и эффективно нормативно-правовая база применяется на практике. Как устанавливаемые законами, так и описываемые административными процедурами правила, определяют поведение внутри и вне власти. Точное следование принципам верховенства закона требует, чтобы эти правила и процедуры применялись эффективно (6.1), и не могли подвергаться злоупотреблению со стороны публичных должностных лиц или частных интересов (6.2). В дополнение к этому, административные процедуры должны исполняться вовремя, без неоправданных задержек (6.3); соответствующие процедуры описывают соответствующие процессы (6.4); наконец, отсутствует экспроприация частной собственности без адекватной компенсации (6.5).

Этот фактор не оценивает, какие именно виды деятельности государство регулирует, равно как и не затрагивает вопрос оптимального уровня регулирования того или иного процесса. Он исследует, как применяются существующие правила. Чтобы упростить сравнение, в фактор включаются те сферы, которые в той или иной степени регулируются всеми государствами: здравоохранение, охрана труда, защита окружающей среды и коммерческая деятельность.

Фактор 7: Гражданское правосудие Седьмой фактор отвечает на вопрос о том, могут ли обычные люди разрешить свои неурядицы мирно и эффективно посредством системы общегражданского правосудия. Существование эффективной системы гражданского правосудия предусматривает, что эта система доступна во всех смыслах этого слова (7.1), свободна от дискриминации (7.2) и коррупции (7.3) и не подвержена незаконному влиянию со стороны должностных лиц (7.4). Кроме того, процедуры должны исполняться вовремя и без неоправданных задержек (7.5), а решения судов строго исполняются (7.6). Наконец, в ней должны существовать механизмы альтернативного разрешения споров (7.7) и эффективного разрешения арбитражных споров (7.8).

Фактор 8: Уголовное правосудие Восьмой фактор оценивает систему уголовного правосудия. Эффективная система уголовного правосудия - это ключевой аспект верховенства закона, поскольку она является традиционным механизмом реакции на нарушения и принятия мер против индивидов, совершивших антиобщественные деяния. Такая система способна вовремя и успешно расследовать и вынести судебное решение по уголовным преступлениям (8.1 и 8.2), не является избирательной в применении и дискриминационной (8.4). Она свободна от коррупции злоупотреблений со стороны власти (8.5 и 8.6), и надлежащим образом защищает права и жертв, и обвиняемых (8.7). Кроме того, эффективное криминальное правосудие включает в себя пенитенциарную систему, способствующую снижению уровня преступности. Соответственно, оценка этой системы должна учитывать всех задействованных в ней, включая правоохранительные органы, адвокатов, прокуроров, судей и сотрудников исправительных учреждений.

Фактор 9: Неформальное правосудие Наконец, девятый фактор учитывает роль, которую во многих странах играет традиционная и «неформальная» система правосудия, включающая традиционные, племенные и религиозные суды, а также системы, где судьей выступает некое сообщество. Такие системы зачастую играют важную роль в культурах, в которых формальные правовые инструменты не могут предоставить эффективное средство защиты для больших групп населения, или же в случаях, когда формальные институты воспринимаются как далекие, коррумпированные или неэффективные. Этот фактор объединяет три концепции: выносят ли эти системы правосудия своевременные решения и являются ли они эффективными (9.1); могут ли они судить непредвзято и не подвергаться постороннему влиянию (9.2); в какой степени эти системы защищают фундаментальные права (9.3).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: