Декоративное рисование

В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.), расписывают свои работы из глины.

Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, и, кроме того вводится новая композиция — асимметричная, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы заполняют поверхность формы.

Занятия воспитатель должен планировать в определенной последовательности. Каждому виду декоративно-прикладного искусства посвящается несколько занятий. Первое занятие отводится знакомству детей с изделием. Затем проводятся 3—4 занятия по рисованию.

На каждом занятии четко определяют задачи по композиции: форма листа и расположение узора. Например, при составлении узора по городецкой росписи педагог учит детей изображать наиболее простую композицию на полосе, украшать ее цветами, бутонами и листьями. Затем дети могут составить композицию из цветов на квадрате, круге, овале в зависимости от тех предметов, которые они рассматривали в натуре или на иллюстрации (стол, стул, доска, сундучок).

Когда дети усвоят принципы композиционного расположения и способы составления узора, их начинают обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами.

На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, не нарушая особенностей росписи.

На занятиях по замыслу дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Такие занятия позволяют педагогу определить уровень представлений воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они используют приобретенные умения.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью применяется фланелеграф, на котором воспитатель располагает готовые формы, а затем показывает тот или иной вариант композиции или же предлагает это сделать кому-нибудь из детей.

В начале занятия целесообразно проводить упражнения продолжительностью 2—3 мин, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги.

При обучении дошкольников декоративному рисованию широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «посещение выставки».

В группе периодически следует устраивать выставки предметов народного искусства (одного или нескольких видов). К концу года может быть организована выставка детских работ, выполненных на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: