Знакомство с именованными числами. Изучение мер стоимости. Соотношение между ценой, количеством и стоимостью

Понятие о стоимости — одно из трудных для учащихся коррекционной школы. Если нормальный ребенок еще до поступления в школу имеет значительный практический опыт, сталкиваясь с деньгами как мерой стоимости, то большинство умственно отсталых школьников из-за малой наблюдательности, инертности, пассивности не знают достоинства монет, не дифференцируют понятии «количество» и «достоинство монет» (большую по размеру Монету они склонны считать и монетой большего достоинства).

Между тем изучение мер стоимости имеет исключительное значение при подготовке детей к самостоятельной жизни. Кроме того, изучение мер стоимости способствует закреплению нумерации натуральных чисел.

В пропедевтический период выявляются детские представления о деньгах, их назначении, достоинстве монет.

Знакомство с монетами

Знакомство с монетами происходит в следующей последовательности:

1. Внешний вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая написана на монете.

2. Отбор среди других монет указанного достоинства.

3. Отбор монет по названию («Найди монеты в 1 к., 2 р.» и т. д.).

4. Обводка монет в тетрадях.

5. Знакомство с предметами, цена которых равняется достоинству данной монеты (тетрадь — 2 р., карандаш — 1 р.) и т. д.

6. Организация игры «Магазин», когда учащиеся покупают предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не производя размена).

7. Размен и замена монет.

Изучение мер длины. Соотношение между длиной, временем и расстоянием.

Со всеми мерами длины и их соотношениями учащиеся школы VIII вида знакомятся в младших классах (1—4-е), закрепление же этих мер проходит в течение всех лет обучения в школе. Знание мер длины, умение находить длину, ширину, высоту и т. п. необходимы учащимся и в быту, и при овладении профессией.

Задачи изучения мер длины:

1. сформировать у учащихся пред ставление о том, что величина измеряется однородной величиной

2. познакомить с единицами линейных мер и их соотношением

3. научить сравнению линейных размеров предметов;

4. научить пользоваться измерительными инструментами.

Первое знакомство с признаками предметов: длинный — короткий, широкий — узкий, высокий, низкий учащиеся получают еще в подготовительный период.

В 1-м классе учащиеся определяют длину и ширину сначала шагами. Дети считают количество шагов, уложившихся по шири не или длине класса, растягивают веревку и считают количестве шагов от начала до конца веревки и т. д. Когда учащиеся научатся измерять расстояние шагами, учитель на многих примерах показывает им несовершенство меры длины, которую они выбрали, т. е. шага.

Например, учитель просит 3—4 учеников измерить длину клас са и результаты измерений, т. е. количество шагов, записать на доске. У всех получились разные числа. Чтобы все убедились, что длина шага у всех разная, учитель отмечает длину шага учеников, затем берет полоску бумаги, равную длине шага каждого, и показывает, что получились полоски разной длины, поэтому и числа разные. Если же всем взять одинаковые полоски и определить ими длину, то получатся одинаковые числа.

Изучение мер вместимости.

Еще в пропедевтический период, развивая количественные представления учащихся, учили детей измерять песок, воду ложками, формочками, кружками, выясняли, в какую формочку песка входит меньше (больше). Во 2-м классе эта работа продолжается: учащиеся сравнивают емкость, или вместительность различи сосудов. Вначале сравнение проводится на глаз (сосуды им  отличаются по своей емкости). Например, предлагается-сравнить, куда войдет воды больше: в банку или в кастрюлю. Перед учащимися ставятся пол-литровая банка и кастрюля емк тью 2—3 л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю Выявляя имеющийся у учащихся опыт, учитель предъявляй1 стандартные банки вместимостью 1 л, 2 л, 3 л. Некоторые  знают вместимость этих банок, некоторые же не имеют о никакого представления. Учитель выясняет также, знают ли „, какими мерами измеряют молоко, керосин, бензин, растительное масло, вообще жидкости. Затем он показывает дет1 литровую кружку, бутылку, банку, наливает воду в кружку, затем поочередно переливает воду из нее в бутылку и банку. 1 учащиеся подводятся к выводу, что в банку вмещается столько. воды, сколько в кружку, и столько же, сколько в бутылку, т. равное, одинаковое количество воды — 1 л. Чтобы этот выв был понятен учащимся, необходимо, чтобы каждый ученик про; лал эту несложную работу сам. Важно, чтобы дети запомнили „ новое слово, научились правильно его произносить и записывай при числах. Учащиеся должны уметь отыскивать среди друг сосудов сосуд емкостью 1 л. Далее учащиеся учатся измерь вместимость сосудов и

отмеривать заданное количество литре Они определяют, наполняя водой, емкость банок, небольших бидонов, кастрюль, ведер. Важно развивать глазомер учащихся, т. с умение определять емкость сосудов на глаз. Учащиеся должны запомнить емкость стандартных, наиболее часто встречающихся н быту сосудов: банки емкостью 1 л, 2 л, 3 л, 5 л, бидоны емкостью 1л, 2 л, 3 л, 5 л, 10 л, 20 л, 40 л (в 3-м классе), ведра емкостью 8 л, 10 л, 12 л.

Изучение мер массы.

Первое знакомство учащихся с массой, со сравнением предметов по тяжести (тяжелый — легкий, тяжелее — легче) происходит в пропедевтический период (в 1-м классе).

В 3-м классе учащиеся учатся работать только с чашечными весами. На них четко видно, что масса груза сравнивается с единицей измерения массы — килограммом. Полученные при взвешивании числа записываются. Предварительно учитель знакомит учащихся с записью единиц измерения массы при числах.

В 5-м классе учащиеся знакомятся с новой единицей массы — граммом. Учитель приводит такой пример: в буфете каждому из учеников кладут по 2 кусочка сахара или  2 чайные ложки сахарного песку в стакан с чаем. Знаете ли  какова масса этого сахара? Сколько сахара требуется всему классу на один завтрак?» — спрашивает учитель. Становится ясно, что с помощью гири в 1 кг нельзя определить массу кусочка сахара, это слишком большая мера. Учитель знакомит учащихся с гирей в 1 г. Опыт и наблюдения показывают, что учащиеся плохо представляют себе эту массу. Например, карандаш, яблоко, конфету, крупинку пшена они приводят как пример предметов, имеющих массу 1 г. Чтобы учащиеся ощутили массу в 1 г, им следует не только показать, но и дать возможность гирю в 1 г подержать в руке. Только после этого дети знакомятся с другими разновесами: 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.

В 5-м классе ученики впервые знакомятся с циферблатными весами. Учитель приносит в класс весы, показывает их основные части: шкалу с делениями и числами, стрелку, чашки. Важно, чтобы учащиеся поняли, что стрелка точно показывает массу груза. Затем учитель знакомит учащихся с правилами взвешивания на циферблатных весах и проводит взвешивание. Прежде чем перейти к практическим работам с весами, выполняемым учениками самостоятельно, надо провести упражнения с моделью весов. Соотношение между килограммом и граммом ученики устанавливают сами:

Наибольшие трудности представляет усвоение таких мер массы, как тонна и центнер. Ощутить массу таких единиц измерения массы практически невозможно. Учитель пытается конкретизировать эти меры, соотнося центнер с массой двух мешков картофеля или с массой одного мешка риса, тонну с массой 10 таких мешков риса. В этом случае полезно пойти на экскурсию на сварную станцию (в зависимости от местных условий).

Работа над усвоением мер, над овладением измерительными навыками в условиях школы VIII вида может быть лишь в том случае успешной, если осуществляются межпредметные связи, т. е. если на уроках ручного и профессионального труда, географии, природоведения и во внеурочное время (например, на при-школьно-опытном участке) учителя и воспитатели будут закреплять знания, умения и навыки, полученные по данной теме на уроках математики.

Практическая часть

2. Составьте фрагмент урока на одну из тем (на выбор) + презентация.

Фрагмент урока по теме: «Сантиметр»

3. Актуализация знаний.

Изучение нового материала

- Ребята, что-то наша мартышка притихла, к чему-то прислушивается. Послушайте, кто-то ползет. Кто это? (слайд 2)

- Правильно ползет удав. (Иллюстрация удава).

– Вспомните, какой комплимент ему сказала мартышка? (Слайд 3)

– Что хотел узнать удав?

– Кто из друзей ему помог? Как?

– Кем был измерен удав?

Да, его измерили - 38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.

– Почему удав получился разной длины?

Правильно, чем больше мерка, тем меньше число и на оборот.

– Чем мы можем измерить длину класса?

- Чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр (см). (На доске появляется запись сантиметр см.)(Слайд 5)

(Слайд 6)

Сантиметр – это единица измерения.

- Рассмотрите мерку в 1 см.

– Положите полоску на лист тетради.

– Сколько клеток она занимает?

(Показать на доске.) (Слайд 7,8)

Практическая работа.

- Что такое отрезок?

Задание приготовил попугай. (Иллюстрация попугая). (Слайд 9)

Измерьте красный отрезок, зеленый, черный. Сколько раз по 2 клеточки поместилось?

(На доске начерчены такие же отрезки, и учитель записывает длину каждого отрезка.) (Слайд 10)

Красный отрезок – по 2 3 раза. Значит 3 см.

(Запись на доске.)

Зелёный – по 2 4 раза.

Чёрный – по 2 5 раз.

(Слайд 11)

Сравните красный и зеленый отрезок 3см 4 см,

Сравните зеленый и черный отрезки 4см 5 см

Сравните красный и черный отрезок 3см 5см

Вывод: единицы длины можно сравнивать. А также складывать и вычитать.

– Как измерить отрезок линейкой? Давайте вспомним, как попугай измерял удава?

(На доске показать детям, как правильно прикладывать линейку, чтобы измерить отрезок).

– Какой отрезок больше? Меньше?

4. Закрепление

А теперь послушайте задание слонёнка. (Иллюстрация слонёнка). (Слайд 12)

Начертите отрезок 4 см. Ниже начертите отрезок на 1 см короче.

– Чему равен второй отрезок?

– На сколько клеточек он короче?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: