В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:
потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;
достижения комплекса наук о человеке;
передовой педагогический опыт;
интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
опытно-экспериментальная работа;
зарубежный опыт.
Способы введения новшеств в школу: развитие своего собственного опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путь проб и ошибок, эксперимент.
В процессе развития школы или вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают:
абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);
относительную новизну;
псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи.
Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:
|
|
в целях и содержании образования;
в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;
в формах и способах организации обучения и воспитания;
в деятельности администрации, педагогов и учащихся.
Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:
локальные и единичные, не связанные между собой;
комплексные, взаимосвязанные между собой;
системные, охватывающие всю школу или вуз.
Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:
модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);
комбинаторные нововведения;
радикальные преобразования.
Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:
потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значении;
достижения комплекса наук о человеке;
передовой педагогический опыт;
|
|
интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
опытно-экспериментальная работа;
зарубежный опыт.
Итак, инновационные тенденции в университетском образовании:
Развитие многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности.
Мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.
Университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.
Перевод высшей школы России на самофинансирование.
Включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.
4. Типология и многообразие учебных заведений:
- модели и организации общеобразовательных учреждений; - инновационные учебные заведения;
- современные авторские школы (инновационные дидактические системы).
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков. Система образования включает:
дошкольные образовательные учреждения;
общеобразовательные учреждения;
образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
негосударственные образовательные учреждения;
дополнительное образование.
Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества. Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).