Тема 6. Опровержение Церковью монофизитства, Халкидонский Орос. Христологическая терминология

Суть ереси Евтихия. Монофизитская формула «из двух природ до соединения, одна природа после соединения». Интерпретация свт. Проклом Константинопольским христологического языка свт. Кирилла – «единая ипостась воплотившегося Бога Слова». Формула свт. Флавиана Константинопольского «один Христос из двух природ». Томос свт. Льва Великого – две природы сохраняют свои свойства неизменными, общение свойств, человеческая воля Христа. Орос Халкидонского Собора (знать наизусть). Образ соединения двух природ во Христе – неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Основные христологические термины: «сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «свойства», «воля», «действие».

Рекомендуемая литература:

1. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. Гл. II // Избранные творения. М. 2003. С. 222-243.

2. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 582-622.

3. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 285-353.

4. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 340-343.

5. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 47-48.

6. Иоанн Дамаскин, преп. Философские главы // Источник знания. М. 2002. С. 53-122.

7. Карташов А.В. Вселенские Соборы. СПб. 2002. С. 250-284.

8. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001. С. 311-321.

9. Феодор Раифский. Преуготовление // Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. М. 2003. С. 416-446.

Тема 7. Единство Лица Христа, учение о воипостасности Его человеческой природы.

Несторианская интерпретация Халкидонского Ороса. Осуждение такого понимания Халкидонского Ороса на V Вселенском Соборе. Суть христологии Севира Антиохийского – одна сложная природа Христа, включающая в себя частные (божественное и человеческое) свойства, единство воли. Учение о воипостасности человеческой природы Христа. Ипостась Христа – Ипостась Бога Слова, в Которой получает свое бытие человеческая природа Христа. Понятие «сложной Ипостаси».

Рекомендуемая литература:

1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 623-664.

2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 391-404, 418-506.

3. Говорун С.Н. Единый сложный Христос // Богословский вестник № 4. Сергиев Посад, 2004. С.150-176.

4. Говорун С.Н. Леонтий Византийский и его трактат против Нестория и Евтихия // Церковь и время. № 2 (15). М. 2001. С. 204-230.

5. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 326-348.

6. Давыденков Олег, иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М. 2007.

7. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 49-50.

8. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы II (46) – IX (53). Книга 4. Главы V (78), VII (80) // Источник знания. М. 2002. С. 235-248, 289, 291.

9. Леонтий Византийский: сборник исследований. М. 2006.

10. Леонтий Византийский. Против Нестория и Евтихия // Церковь и время. № 2 (15). М. 2001. С. 231-245.

11. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богос­ловие. Клин. 2001. С. 322-337.

Тема 8. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: общение свойств, теопасхитские выражения, обожение человеческой природы Христа, единое поклонение.

Общение свойств – свойства человеческой природы приписываются Божеству, а свойства Божественной природы приписываются человеческому естеству Иисуса Христа. Теопасхитские споры. Монофизитское, несторианское и православное отношение к теопасхитским выражениям. Обожение человеческой природы Христа. Единое поклонение.

Рекомендуемая литература:

1. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 345-348.

2. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы III (47) – IV (48). Кн. 4. Главы III (76), XVIII (91) // Источник знания. М. 2002. С. 237-241, 287, 316-321.

Тема 9. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: два действия, две воли. Опровержение Церковью монофелитства.

Два действия, две воли. История монофелитства. Богословское опровержение монофелитства преп. Максимом Исповедником и всей Церковью. Учение преп. Максима о природной и гномической волях. Отсутствие у Христа гномической воли.

Рекомендуемая литература:

1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 130-209.

2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 507-575.

3. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 346-347.

4. Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М. 2004.

5. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 51-52, 560-572.

6. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы XIII (57) – XIX (63) // Источник знания. М. 2002. С. 255-276.

7. Карташов А.В. Вселенские Соборы. СПб. 2002. С. 410-459.

8. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001. С. 350-369.

Тема 10. Отличия человеческой природы Христа от нашей – сверхъестественный способ рождения, безгрешность.

Необходимость сверхъестественного зачатия Христа для Его безгрешности. Ветхозаветные пророчества о таинственном способе рождения Спасителя, новозаветные и святоотеческие свидетельства об этом. Новозаветные свидетельства о безгрешности Христа. Важность святости Христа с сотериологической точки зрения. Осуждение Церковью мнения Феодора Мопсуэстийского о постепенном нравственном совершенствовании Христа.

Рекомендуемая литература:

1. Асмус В., прот. Вселенский V Собор // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 622-628.

2. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 361-363.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Глава II (46) // Источник знания. М. 2002. С. 235-237.

4. Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М. 2005.

5. Юстиниан, св. император. Исповедание веры против трех глав // Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. СПб. 1996. Т. 3. С. 539-559.

Тема 11. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.

Триадологические ереси внутри монофизитства как следствие христологической терминологии Севира Антиохийского. Взаимоотношение Лиц Троицы после Воплощения Бога Слова.

Рекомендуемая литература:

1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 71-99.

2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 412-418.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Глава X (54) // Источник знания. М. 2002. С. 249-250.

4. Карташов А.В. Вселенские Соборы. М. СПб. 2002. С. 385-389.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: