Элементы и черты стиля

История возникновения стиля

Деконструктивизм – это единственный архитектурный стиль, основой которого стала не художественная дисциплина, а гуманитарная. Французский философ Жак Деррида ввел понятие «деконструктивизм» для обозначения необычного способа прочтения произведения с целью создать конфликт его смысла с уже знакомой интерпретацией и выявить метафоры, запечатлевающие следы последующих эпох. Архитекторы вдохновились и поддержали идею отречения от фундаментальных принципов – эстетики и пользы. Началось соревнование в духе «кто создаст самое децентрализованное строение» или «чей проект наименее целесообразен». Основы тектоники, равновесия и геометрии стали для деконструктивистов чем-то вроде старых надоевших игрушек. На развитие стиля повлияли многочисленнее научные открытия XX века и изобретение новых строительных материалов и технологий работы с ними. Пластические концепции были заимствованы из русского конструктивизма. Деконструктивизм привлёк всеобщее внимание, когда на архитектурном конкурсе в Парке ла-Виллет в Париже в 1982 году были выставлены работы Жака Дерриды, Питера Эйзенмана и Бернара Чуми (который и победил в этом конкурсе). Шестью годами позже Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал показ «Деконструктивистская архитектура». На нём демонстрировались проекты Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда, Питера Эйзенмана, Захи Хадид, Рема Колхаса, Бернара Чуми и Coop Himmelb (l)au. В следующем году был открыт Центр искусств Векснера при университете Огайо — первое крупное общественное здание, спроектированное в стиле деконструктивизма Питером Эйзенманом.

Центр искусств Векснера, Огайо. Архитектор — Питер Эйзенман.

Некоторые эксперты видят его связь с конструктивизмом — движением, которое впервые появилось в России благодаря таким художникам, как Владимир Татлин, Любовь Попова и Эль Лисицкий, но другие специалисты отрицают такую связь. Третьи утверждают, что деконструктивистское движение частично основано на концепциях, выдвинутых философом-постструктуралистом Жаком Дерридой. Ещё один важный, если не определяющий труд для деконструктивистов — «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966) Роберта Вентури, американского архитектора и лауреата Притцкеровской премии.

Портовый дом. Заха Хадид. 2016 г.

Элементы и черты стиля

Деконструктивизм называют не направлением архитектуры, а её отрицанием, поэтому если в сооружении отсутствуют стены или окна – это нормально. Чем изощреннее, тем лучше. Тем не менее у деконструктивистов все же есть точка опоры – конструктивизм и постмодернизм. Архитекторы сознательно искажают принципы и композиционные мотивы этих стилей и на выходе получают динамичный и индивидуальный строительный объект.

Художественный музей Вейсмана. Фрэнк Оуэн Гери. 1993 г.

Самым известным представителем деконструктивизма считается Фрэнк Оуэн Гери, один из ведущих американских архитекторов эпохи постмодерна и лауреат Притцкеровской премии. В число его выдающихся единомышленников входят Заха Хадид, Даниэль Либескинд, Рем Колхас, Бернар Чуми и Питер Айзенман.

Реализуя проект, архитектор-деконструктивист словно превращается в рассказчика, который запечатлевает свои мысли и идеи в строительном сооружении. То есть, архитектура становится языком, на котором художник общается с миром: обломы, перекосы, невообразимые геометрические формы – все это языковые единицы, складывающиеся в какое-то невероятное, трудно переводимое изречение.

Главной чертой стиля является нефункциональность объектов, то есть их бесполезность для той жизни, которую привык вести современный человек.

Конструкции криволинейны, их углы «подрезаны» или, наоборот, выбиваются своими многочисленными остриями из непропорциональных стен. Монотонные плоскости часто разбиты пролетами, имеющими различную фактуру или структуру. Деконструктивизм – это своеобразное восстание архитектурных объектов с целью пробуждения близлежащего пространства и преобразования социальной структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: