Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов
Государство отвечает за:
- Фискальную политику (бюджет, налоги);
- Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка);
- Регулирование внешней торговли;
- Контроль распределения доходов.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
- Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
Методы регулирования разделяются на:
- Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты);
- Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика;
- Внешнеэкономическое регулирование.
Формы регулирования:
- Государственные целевые программы (социальные);
- Прогнозирование;
- Моделирование ситуаций.
Причины регулирования:
- Наличие частного и общественного характера производства;
- Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);
- Научно-технический прогресс;
- Тенденция к монополизации;
- Наличие международной конкуренции.
Налог - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы, которая зависит от степени развития демократических форм государства.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства.
За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) налог - это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:
- обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. налогам присущ принудительный характер;
- индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
- безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;
- отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.
Элементы налогообложения по НК РФ: | ||
- Налогоплательщики-организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги | ||
- Объект налогообложения- реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога | ||
- Налоговая база- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения | ||
- Налоговый период- период времени, по окончании, которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате | ||
- Налоговая ставка- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы | ||
- Порядок исчисления налога -установленный законодательством порядок по определению сумм налога, подлежащих уплате | ||
- Порядок уплаты налога -установленный законодательством порядок по уплате налога | ||
- Сроки уплаты налоговопределяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено |
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную.
1. Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства формируется единый централизованный денежный фонд.
Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80—90%. Таким образом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функциюналогов.
2. Экономическая функция налогов включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную.
а) Регулирующая подфункция выражается в налоговом регулировании,являющемся составной частью государственного регулирования.
б) Распределительная подфункция реализуется при распределении и перераспределении ВВП.
в) Стимулирующая подфункция органично дополняет регулирующую и проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности.
г) Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования населения. и, следовательно, позволяет с их помощью снижать напряженность в обществе.
д) Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п. К таким налогам относятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный и ряд других.
3. Контрольная функция налогов позволяет оперативно оценивать эффективность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.
Налоги и сборы подразделяют: