Тема: Роль государства в развитии экономики. Налоги и налогообложение

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов

Государство отвечает за:

- Фискальную политику (бюджет, налоги);

- Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка);

- Регулирование внешней торговли;

- Контроль распределения доходов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

- Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

- Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты);

- Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика;

- Внешнеэкономическое регулирование.

Формы регулирования:

- Государственные целевые программы (социальные);

- Прогнозирование;

- Моделирование ситуаций.

Причины регулирования:

- Наличие частного и общественного характера производства;

- Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);

- Научно-технический прогресс;

- Тенденция к монополизации;

- Наличие международной конкуренции.

Налог - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы, которая зависит от степени развития демократических форм государства.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства.

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Акку­мулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) налог - это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Исходя из этого определе­ния, можно сделать вывод, что налог основывается на следующих прин­ципах:

- обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соот­ветствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. на­логам присущ принудительный характер;

- индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

- безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;

- отчуждение доли денежных средств, принадлежащих органи­зации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы соб­ственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизован­ный фонд (бюджет) государства.

Элементы налогообложения по НК РФ:

  - Налогоплательщики-организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги  
  - Объект налогообложения- реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплатель­щика обязанности по уплате налога  
  - Налоговая база- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения  
  - Налоговый период- период времени, по окончании, которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате  
  - Налоговая ставка- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы  
  - Порядок исчисления налога -установленный законодательством порядок по определению сумм налога, подлежащих уплате  
  - Порядок уплаты налога -установленный законодательством порядок по уплате налога  
  - Сроки уплаты налоговопределяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено  

 

Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную.

1. Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Именно благо­даря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства формируется единый централизованный денежный фонд.

Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В стра­нах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80—90%. Таким обра­зом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволя­ет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и со­циальную жизнь общества и обусловливает экономическую функциюналогов.

2. Экономическая функция налогов включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизвод­ственную.

а) Регулирующая подфункция выражается в налоговом регулировании,являющемся составной частью госу­дарственного регулирования.

б) Распределительная подфункция реализуется при распределе­нии и перераспределении ВВП.

в) Стимулирующая подфункция органично дополняет регулиру­ющую и проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяй­ственного назначения, инновационной и внешнеэкономической дея­тельности.

г) Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социаль­ного страхования населения. и, следо­вательно, позволяет с их помощью снижать напряженность в обществе.

д) Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фон­дов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п. К таким налогам относятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспорт­ный и ряд других.

3. Контрольная функция налогов позволяет оперативно оценивать эффективность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в целом, выявлять необходимость внесения изменений в на­логовую систему и бюджетную политику.

Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи оп­ределяет эффективность финансово-бюджетных отношений и нало­говой политики.

Налоги и сборы подразделяют:     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: