Солидаристический либерализм

Итак, русская/российская национальная идея может примирить между собой социализм, либерализм и консерватизм. Весьма схематически это «органическое, творческое сращение всех трех идей» может выглядеть следующим образом: российский либерализм должен быть консервативным, опирающимся на отечественные духовные ценности, историко-культурные традиции и нравственные заветы – и именно поэтому он не может не быть социальным. Идеология, полностью разрывающая с российскими социальными и коммюнотарными ценностями, образующими важный пласт народного сознания, как раз не может быть названа консервативной.

Действительно, среди творцов русской идеи нам не удастся найти сторонников «манчестерского» либерализма. Русские философы, как правило, тяготели к христианскому и персоналистическому социализму или к социальному либерализму. Антибуржуазные установки русской философской мысли были связаны нередко с противопоставлением российской духовности западной материалистической, мещанской цивилизации. Мысль о том, что для русского человека духовные ценности имеют приоритет перед материальными, а совесть важнее экономического успеха, можно найти у многих отечественных мыслителей – от классиков славянофильства до Александра Солженицына. Вообще отечественной философии, которой всегда был присущ этикоцентризм, свойственно стремление подчинить экономику нравственным императивам. Так, Сергей Булгаков определял политическую экономию как прикладную этику, именно этику экономической жизни, а Владимир Соловьев утверждал, что «нравственное упорядочение экономических отношений было бы вместе с тем и экономическим прогрессом».

К сказанному можно добавить, что философы-новоградцы тяготели именно к синтезу консервативных, либеральных и социалистических ценностей. Они хранили верность гуманистическим заветам российской духовной культуры, отстаивали индивидуальную свободу и принципы демократического правового государства. «Против фашизма и коммунизма мы защищаем вечную правду личности и ее свободы», – говорилось в редакционной статье первого номера журнала. Новоградцы не принимали ни коммунизм, ни капитализм и искали «иного, третьего строя, где интересы личности и общества, свободы и солидарности были бы равномерно обеспечены».

Таким образом, русская/российская идея несет примирение между собой ценностей социализма, либерализма и консерватизма, справедливости и свободы, модернизации и национальной самобытности. Синтез этих ценностей может быть назван солидаристическим либерализмом. Социально-экономическое преломление солидаристического либерализма, очевидно, предполагает такую экономическую систему, в которой рыночная экономика и частное предпринимательство сочетаются с социальным партнерством, элементами корпоративизма, различными формами экономической демократии (участие персонала компаний в управлении, в прибылях и акционерном капитале, развитие кооперации и т.д.) и требованиями экологии.

Очевидна близость концепции социальной солидарности традиционным русским представлениям о соборности (которая ведь есть не что иное, как стремление свободных людей к сплочению на основе взаимного согласия и взаимопомощи). В то же время солидаристские ценности не только вполне вписываются в европейскую социокультурную традицию, но и могли бы сыграть важную роль в процессе модернизации российского общества. Несомненно, социальная солидарность является одной из тех общечеловеческих ценностей, которые обязательно должны входить в российскую национальную идею.

Противостоять социальному разложению

Попытаемся теперь резюмировать сказанное и выделить ключевые элементы русской идеи. Задачу России, ее универсальную, общечеловеческую миссию она видит в воплощении в жизнь социальной Правды. Русская идея предполагает свободную социальную солидарность, гармоничное сосуществование народов, культур и традиций России. Более того, Россия считается призванной содействовать осуществлению всечеловеческого братства и защищать всех «униженных и оскорбленных». Русская идея не только не враждебна европейским ценностям, но стремится примирить их между собой, она способна осуществить высший синтез социалистических, либеральных и консервативных ценностей. Русская идея предполагает не только братские отношения между людьми и народами, но и нравственную организацию экономики на основе солидарности. Наконец, ее интегральной частью является представление, что Россия и российская культура могут открыть новые горизонты также и людям Запада.

Таким образом, важнейшими ценностями, лежащими в основе русской идеи, являются всечеловечность, свобода, социальная солидарность, гармония, братство, справедливость, духовность, терпимость, открытость. Эти ценности являются, в сущности, общечеловеческими и потому могут выполнить в России национально-интегративную функцию. А значит, они могут лечь и в фундамент российской общенациональной идеи.              

Сказанное, разумеется, вовсе не исключает того, что в современную национальную идею должны войти и элементы, ассоциируемые обычно с европейской либеральной традицией, – формирование российской гражданской нации (предполагающее помимо прочего социальную интеграцию общества) и укрепление либерально-правовых начал государственного устройства. А вот безграничное потребительство в российскую идею никак не вписывается. «Когда при равнодушии общества к высшим идеям является крайнее неравнодушие к низшим интересам и материальным благам, тогда ясно, что наступило социальное разложение» – эти слова Владимира Соловьева, написанные более 100 лет назад, как представляется, не потеряли своей актуальности. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: