1. Программа дополнительного образования осуществляется в рамках детского оздоровительного лагеря, по обучению изготовления работ в различных техниках с использованием акварельных красок, гуаши и подручных средств.
2. Актуальность: любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
У детей, занимающихся в кружке, формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.
3. Цель: Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края, через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
4. Задачи программы:
Обучающие задачи:
§ научить видеть и понимать красоту живой природы;
§ сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
§ познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;
§ познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
§ познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.
Воспитательные задачи:
§ воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
§ воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
§ воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.
Развивающие задачи:
§ развивать потребности общения с природой;
§ развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
§ развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
§ развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
5. Область образования: художественно-эстетическая
6. Предназначена для детей 9-10 лет.
7. Программа рассчитана на 5 занятий – мастер-классов.
8. Продолжительность занятий: вводное – 30 минут; заключительное – 30 минут; мастер-классы – 1 час. Итого: 6 часов.
9. Планируемые результаты – итоги программы: каждый ребёнок выполнит 5 работ в кружке «Юные знатоки природы», который сможет увезти домой, использовать в качестве подарков для дорогих и близких людей. Все работы будут представлены на итоговом занятии, так же будет награждение, где каждый ребёнок получит грамоту или медаль. Дети, посещающие данный кружок, получат удовлетворение потребности в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
10. Способы отслеживания результатов реализации программы кружка: создание портфолио работ.
11. Методическое и материально-техническое обеспечение: листы А4 белые, краски, кисточки, клеёнку, карандаши простые, цветная бумага, цветной картон, листья клена, миска, пищевая пленка, клей, нитки.
Тематический план
Дополнительного образования: «Волшебные краски»
№ | Тема | Задание | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Правила поведения в кабинете. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с инструментами, приспособлениями и материалами. Знакомство с программой работы кружка, демонстрация образцов будущих изделий. | 0,5 |
2 | Мастер-класс №1 | Тема: «Божья коровка». Техника: аппликация. | 1 |
3 | Мастер-класс №2 | Тема: «Домашнее животное - кот». Техника: лепка. | 1 |
4 | Мастер-класс №3 | Тема: «Бабочка». Техника: оригами. | 1 |
5 | Мастер-класс №4 | Тема: «Букет из листьев». | 1 |
6 | Мастер-класс №5 | Тема: «Тарелка из листьев». | 1 |
7 | Заключительное занятие | Выставка работ. Награждение. Подведение итогов. | 0,5 |
Итого: | 6 часов | ||
Ожидаемый результат: | Дети научаться работать в различных техниках, будет развиваться внимательность, фантазия, мышление, воображение. | ||
Фестиваль детского творчества | В конце смены организуется выставка работ. |
Шаблоны – схем работ
Мастер – класс №1
Тема: «Божья коровка». Техника: «Аппликация»
Материалы для работы:
-Лист картон зеленого цвета;
- бумага красного, черного и белого цветов);
-ножницы;
-клей-карандаш;
-нитки для вязания(черные)
-карандаш;
-ластик,
- шаблоны
Ход работы.
Божья коровка
Ползёт по травинке.
У божьей коровки
Кружочки на спинке,
Изящные пятнышки
Чёрного цвета.
Коровка вздыхает,
Услышав про это:
«Я так осторожна!
Я так аккуратна!
Откуда ж взялись
Эти чёрные пятна?».
Бровков Н.
«Букашка аленькая с черными точками», именно так описывает в «Толковом словаре живого русского языка» божью коровку Владимир Даль.
Мы все представляем ее себе как маленького красного жучка с пятью-шестью точками на спинке. Очень часто сравниваем Божью коровку с черепашкой. Мало кто знает, что на самом деле у этого насекомого очень много видов и далеко не все они имеют алую окраску.
Божьи коровки распространены по всему миру и встречаются на всех континентах кроме Антарктиды. Заселяют красные жучки луга, лесные опушки, сады, степи, реже густые леса.
Живут божьи коровки поодиночке, скопления образуют только во время зимовки.
Приступим к выполнению аппликации.
1. На листе черной бумаги рисуем с помощью шаблона круг и вырезаем его ножницами- это туловище божьей коровки.
2. Обводим по шаблону полукруглую голову жучка.
3. Вырезаем маленькие круги из белой бумаги - это основа для глазок.
4. Вырезаем и приклеиваем на глазки черные кружочки-зрачки.
5. Приклеиваем глазки на основу- голова божьей коровки готова.
6. Изготавливаем крылья: с помощью шаблона намечаем два круга на бумаге красного цвета, вырезаем ножницами.
7. Складываем каждый круг пополам.
8. Заготовим пятнышки для крыльев: вырезаем из бумаги черного цвета 6 кружочков.
9. Украшаем крылья божьей коровки пятнышками.
10. Теперь изготавливаем основу. Рисуем карандашом на картоне листок.
11. Вырезаем лист ножницами.
12. Приклеиваем туловище божьей коровки на листок.
13. Из вязальных ниток изготовим лапки жучка. Отрезаем 6 одинаковых по длине кусочков нитей.
14. С помощью клея крепим лапки к туловищу.
15. Приклеиваем голову.
16. Осталось приклеить крылья и божья коровка готова.
Мастер – класс №2
Тема: «Домашнее животное – кот». Техника: лепка.
Материалы: пластилин, стека, дощечки, клеёнки.
А вот для того, чтобы узнать, кого мы будем лепить, предлагаю вам посмотреть видеоролик. Смотрим внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. (включаю видеоролик)
Итак, ребята, о каких животных говорится в данном видеоролике?
Какие животные относятся к домашним? Кого вы запомнили из видеоролика?
Мы можем очень долго перечислять их, настолько их много.
Скажите, а зачем человеку нужны домашние животные?
Да действительно, очень много лет назад люди стали приручать нужных им животных — лошадей, коров, коз, собак и т. д. Приручение животных облегчило жизнь человека. А что даёт домашним животным человек?
Домашние животные приносят огромную пользу.
А где живут домашние животные, о которых мы только что говорили?
Чтобы узнать, какое домашнее животное мы будем делать из пластилина, отгадайте загадку:
Без расчёски причесался
И умылся без воды.
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится… Угадали?
А какую пользу это животное приносит?
А если нет мышей?
Ребята, а вы знали что:
· Коты не любят конфет, так как не ощущают сладкого вкуса.
· У всех кошек дальнозоркость, поэтому им тяжело разглядеть предметы, находящиеся рядом.
· Кошка спит большую часть суток, а остальное время уделяют уходу за собой.
· Австралия является страной, в которой около 90% жителей поселили в своих домах кошек.
· Котята, так же как и маленькие дети имеют молочные зубы.
· Кот – единственное животное способное пережить падение с девятиэтажного дома.
· В случае опасности, кошка способна бежать со скорость 48 км/ч.
Таким образом, мы с вами узнали о значимости домашних животных в жизни человека, а также познакомились с интересными фактами про кошек.
Но для начала работы, вспомним правила работы с пластилином.
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед началом работы с пластилином засучите рукава.
3. Пластилин и стеку нельзя подносить к лицу, брать в рот, засовывать в нос, уши и волосы.
4. Клади пластилин на специальную дощечку. Лепку выполняйте только на дощечке. Не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол.
5. Не касайтесь грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогайте тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна.
6. Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет липнуть к рукам.
7. При работе используя стеки-ножи для пластилина, вытри их сразу после работы. Стеки, нужно каждый раз протирать салфеткой, ведь вы используете разные цвета пластилина. Стеки не острые, но будьте при работе внимательными!
8. Перед работой разогрейте пластилин в руках; разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните, потом следующую;
9. После работы вытрите руки салфеткой, потом помойте руки тёплой водой с мылом. Подкладную доску и стеки тоже следует вымыть водой.
10. Храните пластилин и стеки в коробочке, в строго отведённом месте, отдельно от книг и тетрадей.
Обратите внимание, на партах у вас у каждого лежит пластилин. Только ли оранжевый цвет мы можем выбрать для изготовления котёнка?
Берём брусок, понравившегося вам цвета, кладем на клеёнку перед собой и делим стекой на три неравные части. Ребята, а кто догадался, почему именно на три неравные части? Правильно, нам необходимо сделать голову, туловище и хвост нашей кошке.
Что нам необходимо сделать дальше?
Верно. А как вы думаете, какими приёмами работы с пластилином мы будем оперировать?
Берём наш пластилин, самый большой кусок, из которого получится туловище и лапки. Прежде всего, размягчаем его. Как мы только размягчили наш кусок, используя приемы скатывания, сплющивания и вытягивания, формируем туловище. С помощью стеки формируем лапки. Показываю. Посмотрите, как я это делаю. После того, как закончили с туловищем, ту же работу проделываем с головой и хвостом. Итак, закончили.
Формируем мордочку. С помощью приёма вытягивания, получаем два ушка и носик. Далее прилепляем детали друг к другу. Сильно не сдавливаем, чтобы не деформировать нашего котика.
Давайте дадим немного отдохнуть нашим глазкам.
«Глазкам нужно отдохнуть»
(ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть»
(Глубокий вздох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазками)
«Глазкам стало хорошо»
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка).
Что не хватает нашей кошке?
Верно, нашей кошке не хватает рта, глаз и усиков. Итак, оформим наших котиков. Возьмем пластилин другого цвета, отщипнём небольшое количество и скатаем два шарика. Это будут глазки у нашего котика. Прилепим их к мордочке. Далее, используя пластилин другого цвета, сделаем носик и усики. Используем только необходимое количество, весь пластилин размягчать не надо. Также используем приёмы скатывания. И в заключении вы можете украсить шерстку своему котику. Можете придумать свой узор.
Мастер – класс №3
Тема: «Бабочка». Техника: оригами.
Материалы: белая гуашь, кисти, цветной картон, шарики из бумаги.
Для того, чтобы вам определить, о чем сегодня пойдет речь, что мы выполним в технике оригами, я вам предлагаю отгадать загадку.
Слушаем внимательно:
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая…(Бабочка)
Все, верно.
Каких бабочек вы знаете?
Сейчас хочу показать вам видео про бабочек.
Смотрим внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.