Основной формой мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития была мифология (греч mythos - сказание, предание, logos - учение), представляющая собой совокупность мифов, с помощью которых люди объясняли явления природы и общественные события посредством вымышленных, фантастических связей.
В своем стремлении объяснить явления природы и общества на заре истории люди, не имея научных знаний, прибегали к вымыслам и фантазиям. В ходе развития первобытного общества сложилась целая серия мифов о сверхъестественных существах, героях и богах. Так, например, древние люди происхождение земли и человека объясняли с помощью мифа о сотворении богом мира в 6 дней. Один из библейских мифов дает следующее описание картины создания мира. "В то время не было воздвигнуто ни святого дома, ни дома богов на священном месте. Не рос тростник, не было еще создано ни одного дерева,... вся земля была сплошным морем. Когда середина моря приняла форму корыта, то бог... построил города и поместил в них живые существа".
|
|
Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере, растении, в каждом явлении: ударе грома, в падающем камне, шелесте листьев. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий волей и "личностными" качествами, и требовали своего описания и объяснения. Подобное единство человека и природы можно было отразить лишь в форме своеобразного рассказа, в котором предоставлялась возможность образно воспроизвести перечисляемые события и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой рассказ и составляет сущность мифа.
Рассказывая мифы, древние люди использовали специфические методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, появление облаков и дождевых туч после засухи они объясняли тем, что им на помощь прилетела долгожданная птица Имду- гуд, которая покрыла небо черными дождевыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.
В мифах люди рассказывали, прежде всего, о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно отражали столкновение одухотворенных, как им казалось, сил, давали им названия и имена и строили на них ассоциативно-метафизический ряд умозаключений, являющих собой причудливую смесь фантазии и реальности.
Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда изменчивость природы. Мифы не объясняют, а только отражают ее.
В мифологическом сознании мысль была объектом внутреннего восприятия, она не выдумывалась, а обнаруживалась в своей явленности, можно сказать, виделась и слышалась. Такая мысль отличалась именно своей непосредственной данностью. Этот тип мифологического мышления исследователи называли предшествующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в них символов.
|
|
В мифе образность неотделима от мысли, так как она и представляет собой форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, то есть миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.
Миф как своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу. Отсюда делается возможным беспрепятственное перенесение качеств одних веществ на другие.
4. Культурные ценности и мировоззренческие древневосточных цивилизаций
В Древнем Риме, цивилизация которого является одной из самых величественных, с уважением говорили: «Ex oriente lux» (т. е. «Свет с Востока»). А в XIX в. великий немецкий философ Гегель () произнес: «Солнце, свет восходит на Востоке… Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть, безусловно, конец всемирной истории».
Древний Восток — это большая географическая зона – она простирается с Запада на Восток – от Туниса, где расположен Карфаген – до современного Китая, Японии, Индонезии, – а с Юга на Север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древнейшие времена существовали многочисленные государства: великое Древнеегипетское царство; Шумеро-вавилонское государство; огромная Ассирийская империя; государство Урарту; государственные образования на территории Индостана, Китая, Кореи Юго-Восточной Азии и др. Народы древности – египтяне, халдеи (вавилоняне), китайцы, индийцы, а также греки, римляне и пр. – ушли в своем развитии вперед. От них мы получили в наследство плуг, колесо, календарь, алфавитное письмо, металлургию, водопровод, шоссейные дороги и многое другое. Древний Восток в широком смысле слова был колыбелью мировой цивилизации. Там берет начало раннеклассовое рабовладельческое общество.
Зарождение древневосточных цивилизаций (Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии, Древней Индии, Древнего Китая) относят к V, IV и даже к VI тыс. до н. э. Нижняя хронологическая граница – первобытность, верхняя связывается с возникновением первых мировых религий и нового типа общества – раннеклассового рабовладельческого с государствами монархического типа. Имущественное и социально-культурно-политическое неравенство в них проявилось в отделении племенной знати (вождей, их приближенных, жрецов и пр.) от полноправных тружеников, неполноправных и совсем бесправных (рабов – т. е. военнопленных, обнищавших соплеменников). Рабство на Востоке носило патриархальный характер, так как рабский труд использовался преимущественно в домашнем хозяйстве, а рабы пользовались некоторыми правами, могли иметь семьи.