Нормативно-правовая база проектирования образовательных программ
Проектирование образовательных программ
Нормативно-правовая база проектирования образовательных программ ООО и СОО
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС ООО
ФГОС СОО
Примерная ООП ООО
Примерная ООП СОО
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Фундаментальное ядро содержания общего образования ООП ООО образовательной организации
ООП СОО образовательной организации
Примерные программы по предметам
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Устав образовательной организации
Программа развития образовательной организации
Педагогическая магистратура
Проектирование образовательных программ
Общественный договор
Новые образовательные запросы семьи, общества и государства ФЗ Об образовании в РФ: цель.
Порядок принятия
|
|
Проектирование образовательных программ ФЗ Об образовании в РФ: структура
Порядок принятия
• Принят государственной Думой 21 декабря 2012 г.
• Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
• Подписан Президентом Российской федерации
В.В.Путиным 29 декабря 2012 года
• Вступил в силу с 01 сентября 2013 года
Структура закона
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» (№273-ФЗ) состоит из 15 глав, каждая глава
разбита на статьи (всего 109 статей)
Педагогическая магистратура
Ст.10 Система уровней образования
Проектирование образовательных программФЗ Об образовании в РФ: система уровней
Ст.10 Система уровней образования
было основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Сейчас
Дошкольное образование общее образование
Общее образование
Начальное общее образование
Среднее профессиональное образование
Основное общее образование
Подготовка квалифицированных рабочих
Среднее
Общее образование
Подготовка специалистов среднего звена
Высшее профессиональное образование бакалавриат
Высшее профессиональное Образование (подготовка
специалиста,магистратура
Послевузовское профессиональное образование
Педагогическая магистратура
Высшее образование Бакалавриат
Магистратура, специалитет
Подготовка научно Педагогических кадров
Основные функции и цели образовательной программы
Проектирование - сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:
- прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа. Создается как бы в мыслительном или текстовом варианте;
|
|
- воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.
Педагогическое проектирование реализует три основные функции: аналитическую, прогнозирующую, конструирующую.
Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь конструирующую функцию, является программа.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательным является то учреждение, в основе деятельности которого лежат образовательные программы.
Программа - нормативно-управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности педагога, учреждения, объединения и целого региона.
Образовательная программа - документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматривать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности и педагога, и всего административно-управленческого звена учреждения дополнительного образования детей.
Понятие образовательной программы дополнительного образования детей
Важно различать образовательную программу учреждения дополнительного образования детей и образовательную программу педагога дополнительного образования.
Под образовательной программой учреждения принято понимать «совокупность профильных образовательных программ: учебных, досуговых, спортивно-оздоровительных, исследовательских и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, развития и адаптации».
Программа учреждения определяет цели и ценности образования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план учреждения, реализующий заявленные цели.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности учреждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся материально-технической базы.
Образовательная программа педагога дополнительного образования - это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объем, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).
2. Функции образовательной программы
Любая образовательная программа выполняет следующие основные функции:
- нормативная функция означает, что образовательная программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- функция целеполагания заключается в том, что в программе определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения;
- функция фиксации определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению детьми;
- процессуальная функция означает, что в программе определяется логическая последовательность усвоения материала, основные формы и методы обучения детей;
- оценочная функция определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки.
Общие требования к образовательным программам педагога:
|
|
1. Единство методологических основ построения учебных программ.
2. Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства.
3. Взаимосвязь с другими образовательными программами в рамках образовательной программы учреждения, отражение целостного (не фрагментарного) объема знаний.
4. Включение в программу всех элементов содержания, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей.
5. Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками.
6. Преемственность элементов содержания программы.
7. Соответствие требованиям системности и преемственности в построении образовательного процесса.
8. Направленность на развитие природных способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.