1. По́лʼе на мʼедʼвʼе́дʼе вы́пахалʼи и урʼедʼи́лʼисʼ мʼедʼвʼе́дʼу вʼерхʼи́, а старʼику́ корʼешкʼи́. Мʼедʼвʼе́тʼ но́чʼjу прʼишо́ў, поры́ўсʼа, поры́ўсʼа и нʼичʼово́ нʼе нашо́ў. Нʼе сʼердʼи́сʼ, ста́ам сʼе́jатʼ жы́то, пусʼтʼ топʼе́рʼ тобʼе́ корʼешкʼи́, а мнʼе́ вʼершкʼи́. Мʼедʼвʼе́тʼ поры́ўсʼа и опʼе́тʼ осʼерчʼа́ў: «Сjе́м старʼика́». (Карел.)
2. Ну и во́т отʼе́цʼ jу́ хотʼе́л за́муш од̄а́тʼ. А jе́j нʼе нра́вʼилса кавалʼе́р. А с нʼи́м уж зговорʼи́лʼисʼ. Она́ завʼерну́ла зало́к, о́крут, но снʼесʼтʼи́ нʼе успʼе́ла, пора́то боjа́ласʼ, спрʼа́тала ф сʼе́но. Здʼе́сʼа нʼе могу́ вас вы́датʼ за́муш, па́пʼенʼка вʼек бу́дут сʼердʼи́ц̄ʼа. (Карел.)
3. Сʼе́днʼи офца́ обjагнʼи́лас ф по́лʼе. Ис сʼола́-та справлʼа́лʼис об е́тъм, а jа́ ба́jала: «Нʼе зна́jу». (Нижегор.) Вы́шла за́муш и рожыла́са. Тоɣда́ и наро́т фсʼо́ дʼивʼи́лʼис. Ф тʼа́тʼенʼку родʼи́лса, шумлʼи́воj бы́л. Му́ш ф пʼе́рву воjну́ убʼи́т, та́м оста́лса. (Ярослав.) Ка́к нъчʼала́са воjна́, у мʼенʼа́ вот jе́таj дʼе́вушкʼи-та, jе́j бы́ло чʼоты́рʼи го́да, пʼа́тоj. (Иванов.)
4. На Рожэсʼво́ дак из до́ма в до́м бʼе́галʼи – нарʼежа́лʼисʼе. Нарʼа́дʼеце-то кото́ры – шулʼи́каны называ́лʼисʼе. Мы з бра́том побʼежа́лʼи, задралʼи́сʼе лʼе, зашы́халʼисʼе лʼе, упа́лʼи о́ба. Бра́т тако́j бо́jкоj был, мы с нʼи́м розруга́эмсʼе, роздʼерʼе́мсʼе – jа́ и зарʼеву́. (Арх.)
5. Пʼерʼед зʼе́ркалом до цʼево́ доошы́пываласʼ, уш надоjе́ло и смотрʼи́тʼ. Дава́j, розболока́jсʼо, спа́тʼ уш пора́. Нʼе дотыка́jсʼо до моjево́ пла́тʼjа-то, у тʼебʼа́ ру́кʼи грʼа́зныjо. Пʼе́тʼеро бы́lо, забо́т мно́го, ста́ршоj сы́н жонʼи́ўсʼо. Розjежа́jуцʼо, пра́зʼнʼик ко́нʼцʼиўсʼо. (Волог.)
6. К хозʼа́jству нʼе пора́то гну́лсы. Мужы́к вот ходʼи́л да замара́лсы и у́мʼер. (Арх.) Чʼирʼиз ɣо́т Мʼи́ша нарадʼи́лсы. (Курск.)
7. Мы́ фсʼу́ бы́тнасʼ сʼвʼинʼjа́мʼи заjма́имсʼи. Фчʼара́ пʼирʼинʼаво́лʼилъсʼ, на пʼе́чʼку лʼаɣла́. Калхо́знаj мʼе́рʼин прʼи ɣла́с ухадʼи́лсʼи, чʼирʼиз рʼаку́ пʼирʼаплы́л, в дубо́шкʼи зъвʼилсʼи́, а за́днʼиjи но́ɣʼи бы́лʼи в вадʼе́... Нʼи удʼиржа́лсʼи, пʼиркъвырну́лсʼи наза́т и ɣато́ф. (Ряз.)
197. Дайте характеристику ассимилятивных процессов на стыке основы и согласного постфикса в формах 2-го л. ед. ч. возвратных глаголов. Одинаково ли направление ассимиляции в разных говорах?
Jе́лʼи вы́бʼерʼис̄ʼа с клу́ба, быва́ло, а сʼича́с и наро́ду нʼи́т. А што́ ты зафсʼагда́ ганашы́с̄ʼа у пʼе́чкʼи? (Псков.) Ра́зʼвʼе ты́ набʼерʼо́с̄ ʼа грʼибо́ф? Домо́j прʼидʼо́ш, во́дʼис̄ʼе, качʼа́ш, пʼелʼена́ш. Ты́ зацʼе́м вʼа́жэс̄ʼе – у нʼего́ тро́jо дʼетʼе́j. Jе́сʼлʼи нʼе зʼдʼе́лаш потпо́рку, зама́нʼис̄ʼо, со́нʼцʼо захва́тʼит. (Арх.) А jе́тат [зять] – нʼи даждʼо́с̄ʼи када́ сʼмʼе́нʼиц̄ъ, фсʼо ху́жыитʼ. Пъруɣа́ис̄ʼи и паjдʼо́ш ва фсʼу́ дʼирʼе́внʼу бла́ɣасʼтʼитʼ. (Ряз.) У на́с схо́дноj уго́р, как постара́jеш̄а, хорошо́ росʼтʼо́т. О́, пога́но чʼу́дʼилʼиш̄о, пода́вʼиш̄а. Вʼетʼ э́то в дʼерʼевнʼа́х-то посlу́шаjош, дак наговорʼа́т, посмʼеjо́ш̄а да и то́лʼко. (Вятск.)
Многократные глаголы
198. Выпишите многократные глаголы. От глаголов какого вида они образуются, с помощью каких суффиксов? Существует ли связь между характером суффикса и местом ударения в формах многократных глаголов?
Jа ф то́j избу́шкʼе на сʼеноко́сʼе сыпа́ла. Ра́нʼе нʼе гнʼи́л лу́к, у мʼенʼа́ нʼикогды́ нʼе гнʼива́л лу́к. Пожыла́ дʼвʼе́ нʼедʼе́лʼи и опра́вʼиласʼ и с то́j поры́ бо́лʼшэ не ба́лʼивала, в лʼо́шку нʼе лʼа́жывала. Но́ру-то вʼи́дывал, да jего́ нʼе ла́влʼивал. Jа́ нʼикогды́ нʼе ва́плʼивала. Нʼе зна́jу, жывʼо́т лʼи она́ но́нʼ там, нʼикого́ нʼе спрашы́влʼивала. Та́ уш, поко́jенка, мнʼе́ сама́ сказы́влʼивала. (Арх.)
На какой территории представлены многократные глаголы?
199. При образовании многократных глаголов используется дополнительное морфологическое средство – чередование гласных и согласных в корне. Выпишите многократные глаголы, определите характер чередования гласных и согласных в корневой морфеме.
А ш̄уро́ф бʼеру́т [в руки], а jа́ нʼе бʼира́ла. Ра́нʼшэ тка́лʼи, jа́ сама́ нʼе тыка́ла. Jа́ цʼа́сто носʼи́ла, а двоjнʼико́ф нʼе на́шывала. Уга́рʼивал, трʼи ра́с угора́л в ба́jны. Вʼе́к нʼе блʼа́ивала, а тʼепʼе́рʼ цʼево́ блʼуjу́. За́цʼалʼи воjева́тʼ с нʼи́м. Кʼита́j вʼе́кʼи нʼе воjо́вываў. К на́м-то госʼтʼи́ла она́ сызмалʼи́чʼесва, з дʼевʼиʼчʼесва гаʼш̄ʼивалʼи: она́ у мʼенʼаʼ, jа́ у jеjо́. (Арх.)
200. Какие дополнительные лексические средства используются в высказывании при указании 1) на повторяемость, частоту действия, 2) на отнесенность действия к далекому прошлому?
1. Мно́го ха́жывал в лʼесу́ да нʼе блу́жывал. Сʼе́jгот тʼепло́, про́шлоj го́д дождʼи́ па́дывалʼи чʼа́сто. Jа́ па́хʼивала мно́го, плу́гом да сохо́j дʼерʼевʼа́н̄оj па́шэм. О́н одʼе́жду дʼе́ржывал, ста́руjу куфа́jку иногды́. Такʼи́ бы́лʼи кро́шнʼи зʼдʼе́ланы, jа́ сама́ ско́лʼко ра́з бʼе́гʼивала ф кро́шнʼах. Ко мнʼе́ ско́ко раз зва́нʼиваў. (Арх.)
2.Шы́пко давно́ Па́вла-то гова́рʼивала, што нʼе могу́. У мʼенʼа́ ра́нʼе уша́ты ста́ивалʼи ры́бы-то. Jа́ вʼе́к в лʼи́сʼе пробыла́, ру́блʼивала, ва́жывала, на сплаву́ была́. Мы цʼо́ зна́jем, старʼикʼи́, навʼеку́ нʼе ва́рʼивалʼи. Та́к о́троду нʼе пу́гʼиваласʼ. Jа́ сама́ а́рывала, а́рывала дʼе́вушкоj-то. Ны́нʼ нʼе ба́jкʼивала давно́, так нʼе зна́jу – свои́х дʼетʼе́j нʼе́ту. (Арх.)
Причастие и деепричастие
201. Выпишите формы страдательных причастий прошедшего времени, выделите в них основу и суффикс. Сделайте вывод об особенностях распределения суффиксов причастий по классам глагольных основ.
1. Та́м у мʼенʼа́ до́чʼ ад̄ата́. Усʼо́ засла́та э́тʼимʼи халста́мʼи. У нʼево́ па́лʼцы атарва́ты. На бʼи́блʼии што́ пʼи́сата, фсʼо́ сашло́сʼ. А вро́дʼи фсʼо́ убрато́, прʼибрато́. Вот э́т вот ра́нʼитыj. О́н нʼи убра́таj, вʼе́сʼ ф салда́цкам. К сʼинʼтʼабрʼу́ уража́j увʼе́сʼ бы́л сабра́тыj. (Курск.) Jаны́ зарʼе́залʼи тʼилʼо́нка, съмаɣо́нкъ наɣна́та. (Смолен.)
2. Ф сʼерʼедʼи́нʼе воткнʼо́н. И́ш, воткнʼено́. Вʼи́ш како́j гнʼо́ноj бадо́г-от. Фсʼо́ тут ужэ́ вы́брано и вы́полоно. Кусо́к бы́л вы́нʼан. Трʼо́шнʼиг бра́н, да нʼе о́д̄ан. У нʼи́х jеш̄о́ нʼе вы́грʼебʼено, хотʼе́лʼи домʼета́тʼ. Бʼилʼе́т у мʼенʼа́ бы́л взʼа́дʼен. За́муж вы́дадʼены. Бы́ло фсʼе́м напосы́лано да вну́цʼатам вы́давано. Така́jа жэ́ртʼ протʼе́нʼена. (Арх.)
202. От каких глаголов (переходных / непереходных, возвратных / невозвратных) могут быть образованы в русских говорах причастия?
1. Два́ кла́са вы́учʼеносʼ бы́ло, нʼе топʼе́рʼешна шко́ла, ра́нʼешна. Вы́учʼеносʼ – и ты́ бу́дʼeш конʼева́лʼитʼ. Што дʼе́лаjецʼе, нʼе мы́тосʼ, фсʼе́ са́жэj залʼетʼе́лʼи. Ма́лʼенʼкʼи бы́лʼи да и во́жэносʼ бы́ло. Нʼезапʼи́саносʼ бы́ло, та́к жы́лʼи дак. К Ната́лʼjушкʼе итʼи́тʼ нʼе смʼе́jу: у jе́j вʼедʼ зало́жэносʼ. О́j, му́чʼеносʼ бы́ло, дʼе́вʼедʼ годо́ф ф пастуха́х ходʼи́ла. (Арх.)
2. А того́ нʼе зна́jет, што Ва́нʼка у жэнʼиха́ угошчо́ныj. Та́м jа́мка вы́къпыныjа была́ yжу́. (Смолен.) Смʼита́ну вороша́т, своjо́-то ворошо́ноjе ма́сло, похтусно́jе. Она́ болʼе́ла, в болʼнʼи́цʼу вожо́на. Окра́jок оста́влʼон, сʼерʼо́тка-то ту́т вы́кошона. Вза́муш у jе́j бы́ло вы́jдʼено ф Покро́фско. Слʼе́ды-то и́дʼены по рʼекʼи́ да бро́жэны в го́ры. Двʼена́цʼатʼ годо́в за тʼелʼа́тамʼи вы́хожэно бы́ло. У нʼе́j к поланʼе́jкʼе схо́жэно, к рʼекʼе́. (Арх.)
203. Выпишите формы деепричастий, установите, от каких глагольных основ они образованы, при помощи каких суффиксов. Каковы особенности образования деепричастий от возвратных глаголов?
1. Нʼе зна́jу, ф како́м году́ родʼи́фшы. У нас Га́лʼа напла́кафшы была́. Ты вы́спафшы, вы́гулʼафшы, на́дъ драва́ пʼилʼи́тʼ. Анʼи́ запʼиса́фшы жы́лʼи, а тʼипʼе́рʼ он зъгулʼа́л. Малʼчо́нка бы́л забалʼе́фшы. Гара́ст вы́пʼимшы бы́л. Аны́ давно́ сʼ jе́тых мʼе́ст вы́jехалшы в го́рат. З дʼефчо́нък вы́шытшы, да дʼе́фкʼи нʼи дашо́фшы. (Псков.) Зʼа́тʼ прʼиjе́хафшы, ду́мала, уjе́хафшы пʼерʼемʼо́ты ста́вʼитʼ. Отʼе́с ра́но помʼо́ршы. Jа́ прʼивы́кшы ма́ло спа́тʼ. (Новг.) И нʼи вучʼо́мшы са́м сʼибʼе́ вы́вʼидʼитʼ. (Брян.) Усʼе́ у сапаɣа́х, абу́мшы. (Тульск.)
2. Обʼерну́фшысʼ наза́т лʼиса́, и бʼежы́т jему́ нафстрʼе́ту. А лʼиса́ обра́довафшысʼ, круго́м опшыка́ица. (Карел.) Jо́н-та то́жа здʼе́сʼa аста́фшысʼ бы́л. (Псков.)
3. Друга́jа на калхо́зныj пако́с ушо́ч̄ʼи. Нʼика́к Ту́зʼикоф прʼишо́ц̄ы на пра́знʼик. Ка́тʼа опʼа́тʼ зъ грʼиба́м ушо́ц̄ы. (Новг.)
ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
1. Выделите формы глаголов, являющихся соответственными членами диалектных различий.
2. Дайте общую характеристику этих форм.
I. Анʼи́ ɣлʼидʼа́ во́бъ. Jа пъшла́ вʼисаwшы́цъj. Паjдʼе́м и мы́. Съма́ мълада́jа, нʼи възмʼе́ш так, раб͡уотатʼ жа́днаjа, пато́м как зъбалʼ͡иетʼ, про́сʼитʼ: «Скарʼе́j, скарʼе́j». Ана́ лʼажы́тʼ, итʼи́тʼ куды́ ш, та́к и пъмʼирла́. Сʼистра́ нъпʼикла́ пъмʼина́тʼ, а он нʼа хо́чʼитʼ, сʼидʼи́тʼ у сваjе́j ха́ты. Старʼи́к то́жы лʼажы́тʼ цэ́лыj дʼенʼ на пʼачʼи́, да и то́лʼкʼа. Ана́: «Нʼаɣо́дныj, падʼи́ к стару́хъм». Анʼи́ сʼидʼа́ сабʼе́ ко́лъ ха́тʼи. Дʼиwчʼа́ты зна́jутʼ, чʼилавʼе́к jе́дʼа сʼуды́ издълʼика́, он бу́дʼа дра́тца. Он нʼа хо́чʼа итʼи́тʼ сʼуды́. Ста́нʼа и стаи́тʼ сабʼе́ нъ снʼаɣу́. Матʼ усʼо́ пʼи́ша и пʼи́ша.
Воронежская обл., Острогожский р-н, д. Веретье.
[Горшкова 1986. – С. 172].
II. Jа запо́мнʼила, дак дʼерʼевʼа́ным соха́м паха́лʼи. Jа жʼила́ на конʼцʼе́, как jếдʼош, дак до́м-от влʼе́вʼе остаjо́тцʼа. Ц”есы́-тʼи мы лонʼи́ купʼи́лʼи, да цʼо́-то пло́хо хốдʼат. У на́с дʼи́вушка jесʼ, до́цʼи старʼико́ва, мʼинʼе́-то нʼеро́дна. Она́ здʼи́сʼ рабо́тат. На́до коро́ва дои́тʼ. Она́ помога́ла, колды́ и коро́ву поцʼи́ркатʼ и фсʼо́. К jо́j робʼетʼи́шко хốдʼит. Бра́т у мʼенʼа́ малʼе́нʼко поду́цʼон был, пушнʼи́ноj торгова́лса, торго́воj был. Е́то jа скʼипʼетʼу́ водʼи́ц”кʼи вам и поуку́шаитʼо. Ско́ро дʼе́душко оздоровʼе́jот. Ру́кʼи-то ошо́ позʼе́блʼи лонʼи́сʼ, вốт и здʼе́лалса како́j-то рʼематʼи́сʼ. Убрала́ во́ду-ту, а ско́вороду забы́ла убра́тʼи. Пốзно бо́лʼо у́жʼинаjом, лʼе́гу, дак нʼе мо́жно укла́сʼтʼисʼ, а заусну́тʼ-то нʼе могу́. Во́т каг зна́т дʼе́ло. Упа́ла jа, как нʼежʼива́jа здʼе́лаласʼа. Плʼесну́лʼи мʼинʼе́ водо́j, jа ожʼивʼе́ла, сʼе́ла на ла́фку и глʼежу́ на jево́, нʼе наглʼедʼу́сʼа. О́н ф плʼену́-ту попросты́л, дак у jево́ ц”ехо́тка образова́ласʼа. Нʼе ру́гʼивал о́н мʼенʼа́, нʼе пла́кʼивала от jево́.
Кировская обл., Верховинский р-н, д. Сухоногово.
Запись В. В. Симонова [Горшкова 1963. – С. 154].
III. Сы́н стʼерʼекчʼи́ умʼи́jот но́цʼоj. К ноцʼе́ помокчʼи́ на́до. О́н прʼигна́ў ло́шатʼ, а сʼи́сʼтʼи нʼи мо́жут. На лошадʼе́ стʼерʼего́м. Вʼи́но, во́ўк быў.
У jеjо́ вʼетʼ во́ўкʼи овʼе́цʼ прʼивалʼи́лʼи, а ты хо́дʼиш и хохо́цʼеш, ро́вно нʼицʼево́ нʼе цʼу́jош сʼе́рцʼом. До́ўго нʼевʼида́ў бы свʼе́ту бʼе́лова.
Даўно́ ето бы́ло. Тоўды́ моj мужы́к ошо́ быў жы́ф. То́лʼко ху́до жыло́сʼа, робʼа́т бы́ло пʼе́тʼоро. Робо́талʼи мы, робо́талʼи, а фсʼо конʼцʼи́ с конʼцʼа́мʼи нʼе сводʼи́лʼи. Друк мужы́к занʼемо́к. Jа заростро́иваласʼа. Нʼедо́ўго моj Васʼи́лʼеj понʼемо́к до́ма и у́мʼор. Вʼи́но бо́х посла́ў на мʼенʼа́ тоўды́ ка́ры. Умʼерло́ тро́jо, оста́лʼисʼа мы тро́jо.
Одʼи́ново вʼе́цʼером лʼожы́м с робʼа́там на цʼердакʼе́, спа́тʼ убра́лʼисʼа, друк шы́пко загрʼемʼе́ло, до́ш пошо́ў, а пото́м опʼе́тʼ загрʼемʼе́ло, вʼи́тʼор поднʼа́ўсʼа. Кры́ша зашумʼе́ла и ру́хнула, ну ужо́тʼ мнʼе и доста́лосʼа, прʼидавʼи́ло шы́пко вʼи́н̄о до́скам. Робʼа́та зарʼевʼи́лʼи и поташы́лʼи в ы́збу. Ста́ршоj-от Ванʼу́ха збʼе́гаў за сʼостро́j, и увʼи́дʼела jа свʼе́т бо́жjоj в болʼнʼи́цʼе. Трʼи мʼи́сʼецʼа вы́лʼожала, доста́лосʼа тоўды́ мои́м робʼетʼо́нкам. Потруднʼа́jе и нʼе́ было.
Вологодская обл., К.-Городецкий р-н, д. Сирино.
[Горшкова 1986. – С. 171–172].
IV. Выбʼира́jутʼ нʼавʼе́сту и иду́тʼ сва́тътʼ схада́тъи.
Нʼавʼе́стъ събʼира́jь дʼе́вък нъ прапо́j, а сама́ сʼиди́тʼ у кʼе́лʼjи. А у етъ врʼе́мʼь жънʼиха́ выво́дʼутʼ сʼарʼо́т ха́тʼь и ка́жутʼ: «Вызыва́j нʼавʼе́сту». Нʼавʼе́стъ выхо́дʼа. Цалу́jуцъ да трʼо́х ра́с, пато́м их ста́вʼутʼ рʼа́дъм. А у е́тъ врʼе́мʼь уɣаш̄а́jутʼ увʼе́сʼ нʼавʼе́стын ро́т, а пато́м жънʼихо́в. Апаслʼа́ абʼе́дъ дʼе́вкʼи во́дʼутʼ жънʼиха́ па сʼалу́. Дʼе́вкʼи ɣато́вʼутʼ нʼавʼе́сту за́муш: ръш̄ыва́jутʼ руба́хʼи, шjу́тʼ. Пат сва́дʼбу прʼихо́дʼутʼ свʼакро́вʼjа, свʼо́кар и схада́таj и прʼино́сʼутʼ jеj зʼе́рклъ, сʼарʼо́шкʼи, ɣрʼьбʼашо́к.
У́тръм събʼира́jуц̄ъ с пъjаздо́м jе́хатʼ к нʼавʼе́сʼтʼа. Апасʼлʼа́ абʼе́дъ жънʼиха́ и нʼавʼе́сту вʼазу́тʼ у цэ́ркву вʼанʼчʼа́тʼ. Пато́м их вʼазу́тʼ у ха́ту, а у jе́тъ врʼе́мʼь нʼавʼе́стын ро́т прʼиво́зʼь сунду́к, пасʼтʼе́лʼ. Мылады́х стано́вʼутʼ пасʼарʼо́т ха́тʼа и нъчʼина́jутʼ дарʼи́тʼ. До́рʼутʼ, нъпрʼимʼе́р, свʼакро́вʼjи руба́ху, ана́ бʼарʼе́ jеj у ру́кʼи и ка́жъ: «Спасʼи́ба усʼе́м», цалу́jь нʼавʼе́сту и жънʼиха́. Зала́зʼь на ла́вку, нъдʼава́jь и нъчʼина́jь плʼаса́тʼ и прʼика́зъвътʼ, во́т, мол, пъɣлʼадʼи́тʼа, каку́jу мнʼе́ харо́шуjу руба́ху пъдарʼи́лъ снаха́. Выхо́дʼа дружо́к и ка́жъ: «Даро́чʼкʼи прʼинʼима́jтʼа, а ад̄а́ръчʼкʼи вынʼима́jтʼа».
Белгородская обл., Алексеевский р-н, с. Хмелевое.
Запись Е. С. Романовой, 1965г. [Мельниченко 1985. – С. 58–59].
Синтаксис
Синтаксический строй русских говоров характеризуется значительным единством. Удельный вес различительных элементов в синтаксисе невелик. Диалектные различия в структуре словосочетаний в большинстве своем являются противопоставленными, диалектные различия в структуре предложения – непротивопоставленными.
Словосочетание
204. Охарактеризуйте диалектные различия в выражении объектно-целевых отношений.
1. В орехи, в яблоки лазили. (Псков.) Девочка в хворост ездит. (Брян.) В кору ушел. (Смолен.)
2. Ты сходи-ко по молоко-то. По деньги пошел. (Арх.) По колун я пошла. (Костром.) По снопы уехал. (Вятск.)
205. Охарактеризуйте смысловые отношения, выражаемые предлогом в, и падежные конструкции, в которых они реализуются.
Заходʼи́тʼе в до́м. О́н улʼеза́jе в дʼе́рʼево. Голубʼи́цʼа ростʼо́т ф полʼа́ноцʼкʼе. Трава́ хороша́ в у́лʼицʼе. В лугу́ косʼи́лʼи. Он ф сва́дʼбʼе-то нʼе́ был. Фсʼе́ ф собра́нʼии бу́дут. Брʼигадʼи́р был в воjнʼе́. В лаптʼа́х в о́сенʼ ходʼи́лʼи. А в лʼе́то-то нʼе́когда и гулʼа́тʼ. В но́цʼ нʼе скʼи́снʼет, jе́штʼе. (Арх.)
206. Охарактеризуйте различия в падежных конструкциях, образуемых общерусскими предлогами.
Перед меня поставили бутылку. Выпихают снопы перед овин. Умывальник дак над ведро ве́сим. Возле берег плыла. Возле окно прошел. Сидит возле невесту. Озеро, а возле озеро – болото. Подле гору ехали. Подле дом чурка дров. Проехали мимо твой дом. Вы не мимо реку шли? (Арх.)
207. Охарактеризуйте диалектные различия, касающиеся семантики общерусских предлогов.
Живу про тебя. Сам про себя и строил. (Арх.) Картошку про вас накопала. (Новг.) Клетка про зайцев. (Иванов.) До матки сбегай, бежи до соседа. (Псков.) Сходи до председателя. (Брянск.) Едут до жениха. (Белгород.) Вы что, пошли до магазина что ль? Я вчера пошла до Зины, дак замерзла. (Арх.) Случилось дело о Паске. Это веть о Паске играют-то? Ванька о Покрове ездил. (Арх.) Много о дорогу живет малины. (Карел.)
208. Выделите конструкции с двойными предлогами, определите их падежи. Какие смысловые отношения выражаются этими предлогами?
По-над усадьбой ходили. По-над озеро лес. По-над угор деревня будет. (Волог.) По-над лесом скот хо́дя. (Курск.)
Речка по-под селу. Походите по-под полями. (Волог.) Волки по-под окошку бегают. (Вятск.) Поставили по-под стол. (Волог.) По-под мост прошел. (Костром.)
А парень вот где-то вза реку́ уехал удить. Сечас походили вза́ бор они. Свадьба сёдня вза реко́й будет. Вза́ бором нет комаров, не летают. Они вза столом сидят. (Арх.)
209. К какому типу диалектных различий (противопоставленных или непротивопоставленных) относятся явления, представленные в упр. 204–208? Приведите примеры противопоставленных диалектных различий, выделенных на основе формальной общности, на основе семантической общности.
210. Охарактеризуйте особенности употребления словосочетаний с переходными глаголами. Назовите падеж управляемого существительного, определите семантику падежа.
Пора невеста встречать. Корова весь год доили. Не выполнила норма. Приносит бутылка на стол. (Арх.) Узнать бы цена. Крупа класть можно. (Псков.) Пойти корова поглядеть. (Лен.) Што старинушка вспоминать. Судьба-то, матушка, охота узнать. Курица нетрудно поймать. (Волог.) Эта конопля в воду помочат. Середа и пятница соблюдаешь. (Псков.) Купил изба на снос. (Пенз.)
211. Охарактеризуйте особенности употребления существительных в функции прямого объекта при переходных глаголах.
Любит вина пить. (Арх.) Дай мне решета. Береги своего здоровья. (Олонецк.) Дай-ко мне ножа. (Нижегор.) Иногда возят кирпичей нам. Попросила я у маменьки суконнова пальта, показала мне родимая ременнова кнута. (Ярослав.)
212. Охарактеризуйте особенности употребления одушевленных существительных во мн. ч. в функции прямого дополнения.
Погнал быки. (Смол.) У вас козы тоже держат. (Брян.) Зайцы капканьями ловили. (Ряз.) Два парня съели волки. Он у меня лошади брал. (Арх.) Ожидать гости. (Псков.) Мы уж коровы держали да овцы да козы. (Карел.)
Предложение
213. Охарактеризуйте приведенные ниже предложения по составу. Чем выражен главный член предложения? Определите круг смысловых отношений, выражаемых предложениями такого типа.
1. Быть замуж идти. Ей быть помирать тоже. Быть сидеть мне все лето дома. (Лен.) С иголкой быть ушивать мешки. (Иван.) Быть тебе самовар ставить. Быть с байни чай пить. (Псков.) Быть заблудиться мне сегодня. (Новг.)