Русская диалектология. 14 страница

1. По́лʼе на мʼедʼвʼе́дʼе вы́пахалʼи и урʼедʼи́лʼисʼ мʼедʼвʼе́дʼу вʼерхʼи́, а старʼику́ корʼешкʼи́. Мʼедʼвʼе́тʼ но́чʼjу прʼишо́ў, по­ры́ўсʼа, по­ры́ўсʼа и нʼичʼово́ нʼе на­шо́ў. Нʼе сʼердʼи́сʼ, ста́ам сʼе́jатʼ жы́то, пусʼтʼ топʼе́рʼ тобʼе́ корʼешкʼи́, а мнʼе́ вʼершкʼи́. Мʼедʼвʼе́тʼ по­ры́ўсʼа и опʼе́тʼ осʼерчʼа́ў: «Сjе́м старʼика́». (Ка­рел.)

2. Ну и во́т отʼе́цʼ jу́ хотʼе́л за́муш од̄а́тʼ. А jе́j нʼе нра́вʼилса ка­валʼе́р. А с нʼи́м уж зго­ворʼи́лʼисʼ. Она́ завʼерну́ла за­ло́к, о́крут, но снʼесʼтʼи́ нʼе успʼе́ла, по­ра́то боjа́ласʼ, спрʼа́тала ф сʼе́но. Здʼе́сʼа нʼе мо­гу́ вас вы́датʼ за́муш, па́пʼенʼка вʼек бу́дут сʼердʼи́ц̄ʼа. (Ка­рел.)

3. Сʼе́днʼи оф­ца́ обjагнʼи́лас ф по́лʼе. Ис сʼола́-та спра­влʼа́лʼис об е́тъм, а jа́ ба́jала: «Нʼе зна́jу». (Ни­же­гор.) Вы́шла за́муш и ро­жы­ла́са. Тоɣда́ и на­ро́т фсʼо́ дʼивʼи́лʼис. Ф тʼа́­тʼенʼ­ку родʼи́лса, шумлʼи́воj бы́л. Му́ш ф пʼе́рву воjну́ убʼи́т, та́м ос­та́лса. (Яро­слав.) Ка́к нъчʼала́са воjна́, у мʼенʼа́ вот jе́таj дʼе́вушкʼи-та, jе́j бы́ло чʼоты́рʼи го́да, пʼа́тоj. (Ива­нов.)

4. На Ро­жэсʼво́ дак из до́ма в до́м бʼе́галʼи – нарʼежа́лʼисʼе. Нарʼа́дʼеце-то ко­то́ры – шулʼи́каны на­зы­ва́лʼисʼе. Мы з бра́том побʼежа́лʼи, за­дралʼи́сʼе лʼе, за­шы́халʼисʼе лʼе, упа́лʼи о́ба. Бра́т та­ко́j бо́jкоj был, мы с нʼи́м роз­ру­га́эмсʼе, роздʼерʼе́мсʼе – jа́ и зарʼеву́. (Арх.)

5. Пʼерʼед зʼе́ркалом до цʼево́ до­ошы́пываласʼ, уш надоjе́ло и смотрʼи́тʼ. Да­ва́j, роз­бо­ло­ка́jсʼо, спа́тʼ уш по­ра́. Нʼе до­ты­ка́jсʼо до моjево́ пла́тʼjа-то, у тʼебʼа́ ру́кʼи грʼа́зныjо. Пʼе́тʼеро бы́lо, за­бо́т мно́го, ста́ршоj сы́н жонʼи́ўсʼо. Розjежа́jуцʼо, пра́зʼнʼик ко́нʼцʼиўсʼо. (Во­лог.)

6. К хозʼа́jству нʼе по­ра́то гну́лсы. Му­жы́к вот ходʼи́л да за­ма­ра́лсы и у́мʼер. (Арх.) Чʼирʼиз ɣо́т Мʼи́ша на­радʼи́лсы. (Курск.)

7. Мы́ фсʼу́ бы́тнасʼ сʼвʼинʼjа́мʼи заjма́имсʼи. Фчʼара́ пʼирʼи­нʼа­во́­лʼи­лъсʼ, на пʼе́чʼку лʼаɣла́. Кал­хо́знаj мʼе́рʼин прʼи ɣла́с ухадʼи́лсʼи, чʼирʼиз рʼаку́ пʼирʼаплы́л, в ду­бо́шкʼи зъвʼилсʼи́, а за́днʼиjи но́ɣʼи бы́лʼи в вадʼе́... Нʼи удʼиржа́лсʼи, пʼиркъвырну́лсʼи на­за́т и ɣато́ф. (Ряз.)

197. Дай­те ха­рак­те­ри­сти­ку ас­си­ми­ля­тив­ных про­цес­сов на сты­ке ос­но­вы и со­глас­но­го пост­фик­са в фор­мах 2-го л. ед. ч. воз­врат­ных гла­го­лов. Оди­на­ко­во ли на­прав­ле­ние ас­си­ми­ля­ции в раз­ных го­во­рах?

Jе́лʼи вы́бʼерʼис̄ʼа с клу́ба, бы­ва́ло, а сʼича́с и на­ро́ду нʼи́т. А што́ ты зафсʼагда́ га­на­шы́с̄ʼа у пʼе́чкʼи? (Псков.) Ра́зʼвʼе ты́ набʼерʼо́с̄ ʼа грʼибо́ф? До­мо́j прʼидʼо́ш, во́дʼис̄ʼе, качʼа́ш, пʼелʼена́ш. Ты́ зацʼе́м вʼа́жэс̄ʼе – у нʼего́ тро́jо дʼетʼе́j. Jе́сʼлʼи нʼе зʼдʼе́лаш по­тпо́рку, за­ма́нʼис̄ʼо, со́нʼцʼо за­хва́тʼит. (Арх.) А jе́тат [зять] – нʼи даждʼо́с̄ʼи ка­да́ сʼмʼе́нʼиц̄ъ, фсʼо ху́жыитʼ. Пъруɣа́ис̄ʼи и паjдʼо́ш ва фсʼу́ дʼирʼе́внʼу бла́ɣасʼтʼитʼ. (Ряз.) У на́с схо́дноj уго́р, как по­ста­ра́jеш̄а, хо­ро­шо́ росʼтʼо́т. О́, по­га́но чʼу́дʼилʼиш̄о, по­да́вʼиш̄а. Вʼетʼ э́то в дʼерʼевнʼа́х-то посlу́шаjош, дак на­го­ворʼа́т, посмʼеjо́ш̄а да и то́лʼко. (Вятск.)

Мно­го­крат­ные гла­го­лы

198. Вы­пи­ши­те мно­го­крат­ные гла­го­лы. От гла­го­лов ка­ко­го ви­да они об­ра­зу­ют­ся, с по­мо­щью ка­ких суф­фик­сов? Су­ще­ст­ву­ет ли связь ме­ж­ду ха­рак­те­ром суф­фик­са и ме­стом уда­ре­ния в фор­мах мно­го­крат­ных гла­го­лов?

Jа ф то́j из­бу́шкʼе на сʼеноко́сʼе сы­па́ла. Ра́нʼе нʼе гнʼи́л лу́к, у мʼенʼа́ нʼикогды́ нʼе гнʼива́л лу́к. По­жы­ла́ дʼвʼе́ нʼедʼе́лʼи и оп­ра́вʼиласʼ и с то́j по­ры́ бо́лʼшэ не ба́лʼивала, в лʼо́шку нʼе лʼа́жывала. Но́ру-то вʼи́дывал, да jего́ нʼе ла́влʼивал. Jа́ нʼикогды́ нʼе ва́плʼивала. Нʼе зна́jу, жывʼо́т лʼи она́ но́нʼ там, нʼикого́ нʼе спра­шы́влʼивала. Та́ уш, по­ко́jенка, мнʼе́ са­ма́ ска­зы́влʼивала. (Арх.)

На ка­кой тер­ри­то­рии пред­став­ле­ны мно­го­крат­ные гла­го­лы?

199. При об­ра­зо­ва­нии мно­го­крат­ных гла­го­лов ис­поль­зу­ет­ся до­пол­ни­тель­ное мор­фо­ло­ги­че­ское сред­ст­во – че­ре­до­ва­ние глас­ных и со­глас­ных в кор­не. Вы­пи­ши­те мно­го­крат­ные гла­го­лы, оп­ре­де­ли­те ха­рак­тер че­ре­до­ва­ния глас­ных и со­глас­ных в кор­не­вой мор­фе­ме.

А ш̄у­ро́ф бʼеру́т [в ру­ки], а jа́ нʼе бʼира́ла. Ра́нʼшэ тка́лʼи, jа́ са­ма́ нʼе ты­ка́ла. Jа́ цʼа́сто носʼи́ла, а двоjнʼико́ф нʼе на́шывала. Уга́рʼивал, трʼи ра́с уго­ра́л в ба́jны. Вʼе́к нʼе блʼа́ивала, а тʼепʼе́рʼ цʼево́ блʼуjу́. За́цʼалʼи воjева́тʼ с нʼи́м. Кʼита́j вʼе́кʼи нʼе воjо́вываў. К на́м-то госʼтʼи́ла она́ сызмалʼи́чʼесва, з дʼевʼиʼчʼесва гаʼш̄ʼивалʼи: она́ у мʼенʼаʼ, jа́ у jеjо́. (Арх.)

200. Ка­кие до­пол­ни­тель­ные лек­си­че­ские сред­ст­ва ис­поль­зу­ют­ся в вы­ска­зы­ва­нии при ука­за­нии 1) на по­вто­ряе­мость, час­то­ту дей­ст­вия, 2) на от­не­сен­ность дей­ст­вия к да­ле­ко­му про­шло­му?

1. Мно́го ха́жывал в лʼесу́ да нʼе блу́жывал. Сʼе́jгот тʼепло́, про́шлоj го́д дождʼи́ па́дывалʼи чʼа́сто. Jа́ па́хʼивала мно́го, плу́гом да со­хо́j дʼерʼевʼа́н̄оj па́шэм. О́н одʼе́жду дʼе́ржывал, ста́руjу ку­фа́jку ино­гды́. Такʼи́ бы́лʼи кро́шнʼи зʼдʼе́ланы, jа́ са­ма́ ско́лʼко ра́з бʼе́гʼивала ф кро́шнʼах. Ко мнʼе́ ско́ко раз зва́нʼиваў. (Арх.)

2.Шы́пко дав­но́ Па́вла-то го­ва́рʼивала, што нʼе мо­гу́. У мʼенʼа́ ра́нʼе уша́ты ста́ивалʼи ры́бы-то. Jа́ вʼе́к в лʼи́сʼе про­бы­ла́, ру́блʼивала, ва́жывала, на спла­ву́ бы­ла́. Мы цʼо́ зна́jем, старʼикʼи́, навʼеку́ нʼе ва́рʼивалʼи. Та́к о́троду нʼе пу́гʼиваласʼ. Jа́ са­ма́ а́рывала, а́рывала дʼе́вушкоj-то. Ны́нʼ нʼе ба́jкʼивала дав­но́, так нʼе зна́jу – свои́х дʼетʼе́j нʼе́ту. (Арх.)

При­час­тие и дее­при­ча­стие

201. Вы­пи­ши­те фор­мы стра­да­тель­ных при­час­тий про­шед­ше­го вре­ме­ни, вы­де­ли­те в них ос­но­ву и суф­фикс. Сде­лай­те вы­вод об осо­бен­но­стях рас­пре­де­ле­ния суф­фик­сов при­час­тий по клас­сам гла­голь­ных ос­нов.

1. Та́м у мʼенʼа́ до́чʼ ад̄а­та́. Усʼо́ за­сла́та э́тʼимʼи хал­ста́мʼи. У нʼево́ па́лʼцы атар­ва́ты. На бʼи́блʼии што́ пʼи́сата, фсʼо́ саш­ло́сʼ. А вро́дʼи фсʼо́ уб­ра­то́, прʼибрато́. Вот э́т вот ра́нʼитыj. О́н нʼи уб­ра́таj, вʼе́сʼ ф сал­да́цкам. К сʼинʼтʼабрʼу́ ура­жа́j увʼе́сʼ бы́л саб­ра́тыj. (Курск.) Jаны́ зарʼе́залʼи тʼилʼо́нка, съмаɣо́нкъ наɣна́та. (Смо­лен.)

2. Ф сʼерʼедʼи́нʼе воткнʼо́н. И́ш, воткнʼено́. Вʼи́ш ка­ко́j гнʼо́ноj ба­до́г-от. Фсʼо́ тут ужэ́ вы́брано и вы́полоно. Ку­со́к бы́л вы́нʼан. Трʼо́шнʼиг бра́н, да нʼе о́д̄ан. У нʼи́х jеш̄о́ нʼе вы́грʼебʼено, хотʼе́лʼи домʼета́тʼ. Бʼилʼе́т у мʼенʼа́ бы́л взʼа́дʼен. За́муж вы́дадʼены. Бы́ло фсʼе́м на­по­сы́лано да вну́­цʼа­там вы́давано. Та­ка́jа жэ́ртʼ протʼе́нʼена. (Арх.)

202. От ка­ких гла­го­лов (пе­ре­ход­ных / не­пе­ре­ход­ных, воз­врат­ных / не­воз­врат­ных) мо­гут быть об­ра­зо­ва­ны в рус­ских го­во­рах при­час­тия?

1. Два́ кла́са вы́учʼеносʼ бы́ло, нʼе топʼе́рʼешна шко́ла, ра́нʼешна. Вы́учʼеносʼ – и ты́ бу́дʼeш конʼева́лʼитʼ. Што дʼе́лаjецʼе, нʼе мы́тосʼ, фсʼе́ са́жэj залʼетʼе́лʼи. Ма́лʼенʼкʼи бы́лʼи да и во́жэносʼ бы́ло. Нʼезапʼи́саносʼ бы́ло, та́к жы́лʼи дак. К На­та́лʼjушкʼе итʼи́тʼ нʼе смʼе́jу: у jе́j вʼедʼ за­ло́жэносʼ. О́j, му́чʼеносʼ бы́ло, дʼе́вʼедʼ го­до́ф ф пас­ту­ха́х ходʼи́ла. (Арх.)

2. А то­го́ нʼе зна́jет, што Ва́нʼка у жэнʼиха́ угош­чо́ныj. Та́м jа́мка вы́къпыныjа бы­ла́ yжу́. (Смо­лен.) Смʼита́ну во­ро­ша́т, своjо́-то во­ро­шо́ноjе ма́сло, по­хтус­но́jе. Она́ болʼе́ла, в болʼнʼи́цʼу во­жо́на. Ок­ра́jок ос­та́влʼон, сʼерʼо́тка-то ту́т вы́кошона. Вза́муш у jе́j бы́ло вы́jдʼено ф По­кро́фско. Слʼе́ды-то и́дʼены по рʼекʼи́ да бро́жэны в го́ры. Двʼена́цʼатʼ го­до́в за тʼелʼа́тамʼи вы́хожэно бы́ло. У нʼе́j к по­ланʼе́jкʼе схо́жэно, к рʼекʼе́. (Арх.)

203. Вы­пи­ши­те фор­мы дее­при­ча­стий, ус­та­но­ви­те, от ка­ких гла­голь­ных ос­нов они об­ра­зо­ва­ны, при по­мо­щи ка­ких суф­фик­сов. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния дее­при­ча­стий от воз­врат­ных гла­го­лов?

1. Нʼе зна́jу, ф ка­ко́м го­ду́ родʼи́фшы. У нас Га́лʼа на­пла́кафшы бы­ла́. Ты вы́спафшы, вы́гулʼафшы, на́дъ дра­ва́ пʼилʼи́тʼ. Анʼи́ запʼиса́фшы жы́лʼи, а тʼипʼе́рʼ он зъгулʼа́л. Малʼчо́нка бы́л за­балʼе́фшы. Га­ра́ст вы́пʼимшы бы́л. Аны́ дав­но́ сʼ jе́тых мʼе́ст вы́jехалшы в го́рат. З дʼефчо́нък вы́шытшы, да дʼе́фкʼи нʼи да­шо́фшы. (Псков.) Зʼа́тʼ прʼиjе́хафшы, ду́мала, уjе́хафшы пʼерʼемʼо́ты ста́вʼитʼ. Отʼе́с ра́но помʼо́ршы. Jа́ прʼивы́кшы ма́ло спа́тʼ. (Новг.) И нʼи вучʼо́мшы са́м сʼибʼе́ вы́вʼидʼитʼ. (Брян.) Усʼе́ у са­паɣа́х, абу́мшы. (Тульск.)

2. Обʼерну́фшысʼ на­за́т лʼиса́, и бʼежы́т jему́ нафстрʼе́ту. А лʼиса́ об­ра́довафшысʼ, кру­го́м оп­шы­ка́ица. (Ка­рел.) Jо́н-та то́жа здʼе́сʼa ас­та́фшысʼ бы́л. (Псков.)

3. Дру­га́jа на кал­хо́зныj па­ко́с ушо́ч̄ʼи. Нʼика́к Ту́зʼикоф прʼишо́ц̄ы на пра́знʼик. Ка́тʼа опʼа́тʼ зъ грʼиба́м ушо́ц̄ы. (Новг.)

ТЕК­СТЫ ДЛЯ АНА­ЛИ­ЗА

1. Вы­де­ли­те фор­мы гла­го­лов, яв­ляю­щих­ся со­от­вет­ст­вен­ны­ми чле­на­ми диа­лект­ных раз­ли­чий.

2. Дай­те об­щую ха­рак­те­ри­сти­ку этих форм.

 

I. Анʼи́ ɣлʼидʼа́ во́бъ. Jа пъшла́ вʼисаwшы́цъj. Паjдʼе́м и мы́. Съма́ мъла­да́jа, нʼи възмʼе́ш так, раб͡уотатʼ жа́днаjа, па­то́м как зъбалʼ͡иетʼ, про́сʼитʼ: «Скарʼе́j, скарʼе́j». Ана́ лʼажы́тʼ, итʼи́тʼ ку­ды́ ш, та́к и пъмʼирла́. Сʼистра́ нъпʼикла́ пъмʼина́тʼ, а он нʼа хо́чʼитʼ, сʼидʼи́тʼ у сваjе́j ха́ты. Старʼи́к то́жы лʼажы́тʼ цэ́лыj дʼенʼ на пʼачʼи́, да и то́лʼкʼа. Ана́: «Нʼаɣо́дныj, падʼи́ к ста­ру́хъм». Анʼи́ сʼидʼа́ сабʼе́ ко́лъ ха́тʼи. Дʼиwчʼа́ты зна́jутʼ, чʼилавʼе́к jе́дʼа сʼуды́ из­дълʼика́, он бу́дʼа дра́тца. Он нʼа хо́чʼа итʼи́тʼ сʼуды́. Ста́нʼа и стаи́тʼ сабʼе́ нъ снʼаɣу́. Матʼ усʼо́ пʼи́ша и пʼи́ша.

Во­ро­неж­ская обл., Ост­ро­гож­ский р-н, д. Ве­ре­тье.

[Горш­ко­ва 1986. – С. 172].

II. Jа за­по́мнʼила, дак дʼерʼевʼа́ным со­ха́м па­ха́лʼи. Jа жʼила́ на конʼцʼе́, как jếдʼош, дак до́м-от влʼе́вʼе остаjо́тцʼа. Ц”есы́-тʼи мы лонʼи́ купʼи́лʼи, да цʼо́-то пло́хо хốдʼат. У на́с дʼи́вушка jесʼ, до́цʼи старʼико́ва, мʼинʼе́-то нʼеро́дна. Она́ здʼи́сʼ ра­бо́тат. На́до ко­ро́ва дои́тʼ. Она́ по­мо­га́ла, кол­ды́ и ко­ро́ву поцʼи́ркатʼ и фсʼо́. К jо́j робʼетʼи́шко хốдʼит. Бра́т у мʼенʼа́ малʼе́нʼко по­ду́цʼон был, пушнʼи́ноj тор­го­ва́лса, тор­го́воj был. Е́то jа скʼипʼетʼу́ водʼи́ц”кʼи вам и по­уку́шаитʼо. Ско́ро дʼе́душко оз­до­ровʼе́jот. Ру́кʼи-то ошо́ позʼе́блʼи лонʼи́сʼ, вốт и здʼе́лалса ка­ко́j-то рʼематʼи́сʼ. Уб­ра­ла́ во́ду-ту, а ско́вороду за­бы́ла уб­ра́тʼи. Пốзно бо́лʼо у́жʼинаjом, лʼе́гу, дак нʼе мо́жно ук­ла́сʼтʼисʼ, а за­ус­ну́тʼ-то нʼе мо­гу́. Во́т каг зна́т дʼе́ло. Упа́ла jа, как нʼежʼива́jа здʼе́лаласʼа. Плʼесну́лʼи мʼинʼе́ во­до́j, jа ожʼивʼе́ла, сʼе́ла на ла́фку и глʼежу́ на jево́, нʼе наглʼедʼу́сʼа. О́н ф плʼену́-ту по­про­сты́л, дак у jево́ ц”ехо́тка об­ра­зо­ва́ласʼа. Нʼе ру́гʼивал о́н мʼенʼа́, нʼе пла́кʼивала от jево́.

Ки­ров­ская обл., Вер­хо­вин­ский р-н, д. Су­хо­но­го­во.

За­пись В. В. Си­мо­но­ва [Горш­ко­ва 1963. – С. 154].

III. Сы́н стʼерʼекчʼи́ умʼи́jот но́цʼоj. К ноцʼе́ по­мокчʼи́ на́до. О́н прʼигна́ў ло́шатʼ, а сʼи́сʼтʼи нʼи мо́жут. На ло­шадʼе́ стʼерʼего́м. Вʼи́но, во́ўк быў.

У jеjо́ вʼетʼ во́ўкʼи овʼе́цʼ прʼивалʼи́лʼи, а ты хо́дʼиш и хо­хо́цʼеш, ро́вно нʼицʼево́ нʼе цʼу́jош сʼе́рцʼом. До́ўго нʼевʼида́ў бы свʼе́ту бʼе́лова.

Даўно́ ето бы́ло. Тоўды́ моj му­жы́к ошо́ быў жы́ф. То́лʼко ху́до жы­ло́сʼа, робʼа́т бы́ло пʼе́тʼоро. Ро­бо́талʼи мы, ро­бо́талʼи, а фсʼо конʼцʼи́ с конʼцʼа́мʼи нʼе сводʼи́лʼи. Друк му­жы́к занʼемо́к. Jа за­ро­ст­ро́иваласʼа. Нʼедо́ўго моj Васʼи́лʼеj понʼемо́к до́ма и у́мʼор. Вʼи́но бо́х по­сла́ў на мʼенʼа́ тоўды́ ка́ры. Умʼерло́ тро́jо, ос­та́лʼисʼа мы тро́jо.

Одʼи́ново вʼе́цʼером лʼожы́м с робʼа́там на цʼердакʼе́, спа́тʼ уб­ра́лʼисʼа, друк шы́пко загрʼемʼе́ло, до́ш по­шо́ў, а по­то́м опʼе́тʼ загрʼемʼе́ло, вʼи́тʼор поднʼа́ўсʼа. Кры́ша за­шумʼе́ла и ру́хнула, ну ужо́тʼ мнʼе и дос­та́лосʼа, прʼидавʼи́ло шы́пко вʼи́н̄о до́скам. Робʼа́та зарʼевʼи́лʼи и по­та­шы́лʼи в ы́збу. Ста́ршоj-от Ванʼу́ха збʼе́гаў за сʼостро́j, и увʼи́дʼела jа свʼе́т бо́жjоj в болʼнʼи́цʼе. Трʼи мʼи́сʼецʼа вы́лʼожала, дос­та́лосʼа тоўды́ мои́м робʼетʼо́нкам. По­труднʼа́jе и нʼе́ бы­ло.

Во­ло­год­ская обл., К.-Го­ро­дец­кий р-н, д. Си­ри­но.
[Горш­ко­ва 1986. – С. 171–172].

IV. Выбʼира́jутʼ нʼавʼе́сту и иду́тʼ сва́тътʼ сха­да́тъи.

Нʼавʼе́стъ събʼира́jь дʼе́вък нъ пра­по́j, а са­ма́ сʼиди́тʼ у кʼе́лʼjи. А у етъ врʼе́мʼь жънʼиха́ вы­во́дʼутʼ сʼарʼо́т ха́тʼь и ка́жутʼ: «Вы­зы­ва́j нʼавʼе́сту». Нʼавʼе́стъ вы­хо́дʼа. Ца­лу́jуцъ да трʼо́х ра́с, па­то́м их ста́вʼутʼ рʼа́дъм. А у е́тъ врʼе́мʼь уɣаш̄а́jутʼ увʼе́сʼ нʼавʼе́стын ро́т, а па­то́м жънʼихо́в. Апаслʼа́ абʼе́дъ дʼе́вкʼи во́дʼутʼ жънʼиха́ па сʼалу́. Дʼе́вкʼи ɣато́вʼутʼ нʼавʼе́сту за́муш: ръш̄ы­ва́jутʼ ру­ба́хʼи, шjу́тʼ. Пат сва́дʼбу прʼихо́дʼутʼ свʼакро́вʼjа, свʼо́кар и сха­да́таj и прʼино́сʼутʼ jеj зʼе́рклъ, сʼарʼо́шкʼи, ɣрʼьбʼашо́к.

У́тръм събʼира́jуц̄ъ с пъjаздо́м jе́хатʼ к нʼавʼе́сʼтʼа. Апасʼлʼа́ абʼе́дъ жънʼиха́ и нʼавʼе́сту вʼазу́тʼ у цэ́ркву вʼанʼчʼа́тʼ. Па­то́м их вʼазу́тʼ у ха́ту, а у jе́тъ врʼе́мʼь нʼавʼе́стын ро́т прʼиво́зʼь сун­ду́к, пасʼтʼе́лʼ. Мы­ла­ды́х ста­но́вʼутʼ пасʼарʼо́т ха́тʼа и нъчʼина́jутʼ дарʼи́тʼ. До́рʼутʼ, нъпрʼимʼе́р, свʼакро́вʼjи ру­ба́ху, ана́ бʼарʼе́ jеj у ру́кʼи и ка́жъ: «Спасʼи́ба усʼе́м», ца­лу́jь нʼавʼе́сту и жънʼиха́. За­ла́зʼь на ла́вку, нъдʼава́jь и нъчʼина́jь плʼаса́тʼ и прʼика́зъвътʼ, во́т, мол, пъɣлʼадʼи́тʼа, ка­ку́jу мнʼе́ ха­ро́шуjу ру­ба́ху пъдарʼи́лъ сна­ха́. Вы­хо́дʼа дру­жо́к и ка́жъ: «Да­ро́чʼкʼи прʼинʼима́jтʼа, а ад̄а́ръчʼкʼи вынʼима́jтʼа».

Бел­го­род­ская обл., Алек­се­ев­ский р-н, с. Хме­ле­вое.

За­пись Е. С. Ро­ма­но­вой, 1965г. [Мель­ни­чен­ко 1985. – С. 58–59].



Син­так­сис

Син­так­си­че­ский строй рус­ских го­во­ров ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чи­тель­ным един­ст­вом. Удель­ный вес раз­ли­чи­тель­ных эле­мен­тов в син­так­си­се не­ве­лик. Диа­лект­ные раз­ли­чия в струк­ту­ре сло­во­со­че­та­ний в боль­шин­ст­ве сво­ем яв­ля­ют­ся про­ти­во­пос­тав­лен­ны­ми, диа­лект­ные раз­ли­чия в струк­ту­ре пред­ло­же­ния – не­про­ти­во­пос­тав­лен­ны­ми.

Сло­во­со­че­та­ние

204. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ные раз­ли­чия в вы­ра­же­нии объ­ект­но-це­ле­вых от­но­ше­ний.

1. В оре­хи, в яб­ло­ки ла­зи­ли. (Псков.) Де­воч­ка в хво­рост ез­дит. (Брян.) В ко­ру ушел. (Смо­лен.)

2. Ты схо­ди-ко по мо­ло­ко-то. По день­ги по­шел. (Арх.) По ко­лун я по­шла. (Ко­ст­ром.) По сно­пы уе­хал. (Вятск.)

205. Оха­рак­те­ри­зуй­те смы­сло­вые от­но­ше­ния, вы­ра­жае­мые пред­ло­гом в, и па­деж­ные кон­ст­рук­ции, в ко­то­рых они реа­ли­зу­ют­ся.

За­ходʼи́тʼе в до́м. О́н улʼеза́jе в дʼе́рʼево. Го­лубʼи́цʼа ростʼо́т ф полʼа́ноцʼкʼе. Тра­ва́ хо­ро­ша́ в у́лʼицʼе. В лу­гу́ косʼи́лʼи. Он ф сва́дʼбʼе-то нʼе́ был. Фсʼе́ ф со­бра́нʼии бу́дут. Брʼигадʼи́р был в воjнʼе́. В лаптʼа́х в о́сенʼ ходʼи́лʼи. А в лʼе́то-то нʼе́когда и гулʼа́тʼ. В но́цʼ нʼе скʼи́снʼет, jе́штʼе. (Арх.)

206. Оха­рак­те­ри­зуй­те раз­ли­чия в па­деж­ных кон­ст­рук­ци­ях, об­ра­зуе­мых об­ще­рус­ски­ми пред­ло­га­ми.

Пе­ред ме­ня по­ста­ви­ли бу­тыл­ку. Вы­пи­ха­ют сно­пы пе­ред овин. Умы­валь­ник дак над вед­ро ве́сим. Воз­ле бе­рег плы­ла. Воз­ле ок­но про­шел. Си­дит воз­ле не­вес­ту. Озе­ро, а воз­ле озе­ро – бо­ло­то. Под­ле го­ру еха­ли. Под­ле дом чур­ка дров. Про­еха­ли ми­мо твой дом. Вы не ми­мо ре­ку шли? (Арх.)

207. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ные раз­ли­чия, ка­саю­щие­ся се­ман­ти­ки об­ще­рус­ских пред­ло­гов.

Жи­ву про те­бя. Сам про се­бя и стро­ил. (Арх.) Кар­тош­ку про вас на­ко­па­ла. (Новг.) Клет­ка про зай­цев. (Ива­нов.) До мат­ки сбе­гай, бе­жи до со­се­да. (Псков.) Схо­ди до пред­се­да­те­ля. (Брянск.) Едут до же­ни­ха. (Бел­го­род.) Вы что, по­шли до ма­га­зи­на что ль? Я вче­ра по­шла до Зи­ны, дак за­мерз­ла. (Арх.) Слу­чи­лось де­ло о Пас­ке. Это веть о Пас­ке иг­ра­ют-то? Вань­ка о По­кро­ве ез­дил. (Арх.) Мно­го о до­ро­гу жи­вет ма­ли­ны. (Ка­рел.)

208. Вы­де­ли­те кон­ст­рук­ции с двой­ны­ми пред­ло­га­ми, оп­ре­де­ли­те их па­де­жи. Ка­кие смы­сло­вые от­но­ше­ния вы­ра­жа­ют­ся эти­ми пред­ло­га­ми?

По-над усадь­бой хо­ди­ли. По-над озе­ро лес. По-над угор де­рев­ня бу­дет. (Во­лог.) По-над ле­сом скот хо́дя. (Курск.)

Реч­ка по-под се­лу. По­хо­ди­те по-под по­ля­ми. (Во­лог.) Вол­ки по-под окош­ку бе­га­ют. (Вятск.) По­ста­ви­ли по-под стол. (Во­лог.) По-под мост про­шел. (Ко­ст­ром.)

А па­рень вот где-то вза ре­ку́ уе­хал удить. Се­час по­хо­ди­ли вза́ бор они. Свадь­ба сёд­ня вза ре­ко́й бу­дет. Вза́ бо­ром нет ко­ма­ров, не ле­та­ют. Они вза сто­лом си­дят. (Арх.)

209. К ка­ко­му ти­пу диа­лект­ных раз­ли­чий (про­ти­во­пос­тав­лен­ных или не­про­ти­во­пос­тав­лен­ных) от­но­сят­ся яв­ле­ния, пред­став­лен­ные в упр. 204–208? При­ве­ди­те при­ме­ры про­ти­во­пос­тав­лен­ных диа­лект­ных раз­ли­чий, вы­де­лен­ных на ос­но­ве фор­маль­ной общ­но­сти, на ос­но­ве се­ман­ти­че­ской общ­но­сти.

210. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти упот­реб­ле­ния сло­во­со­че­та­ний с пе­ре­ход­ны­ми гла­го­ла­ми. На­зо­ви­те па­деж управ­ляе­мо­го су­ще­ст­ви­тель­но­го, оп­ре­де­ли­те се­ман­ти­ку па­де­жа.

По­ра не­вес­та встре­чать. Ко­ро­ва весь год дои­ли. Не вы­пол­ни­ла нор­ма. При­но­сит бу­тыл­ка на стол. (Арх.) Уз­нать бы це­на. Кру­па класть мож­но. (Псков.) Пой­ти ко­ро­ва по­гля­деть. (Лен.) Што ста­ри­нуш­ка вспо­ми­нать. Судь­ба-то, ма­туш­ка, охо­та уз­нать. Ку­ри­ца не­труд­но пой­мать. (Во­лог.) Эта ко­но­п­ля в во­ду по­мо­чат. Се­ре­да и пят­ни­ца со­блю­да­ешь. (Псков.) Ку­пил из­ба на снос. (Пенз.)

211. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти упот­реб­ле­ния су­ще­ст­ви­тель­ных в функ­ции пря­мо­го объ­ек­та при пе­ре­ход­ных гла­го­лах.

Лю­бит ви­на пить. (Арх.) Дай мне ре­ше­та. Бе­ре­ги сво­его здо­ро­вья. (Оло­нецк.) Дай-ко мне но­жа. (Ни­же­гор.) Ино­гда во­зят кир­пи­чей нам. По­про­си­ла я у ма­мень­ки су­кон­но­ва паль­та, по­ка­за­ла мне ро­ди­мая ре­мен­но­ва кну­та. (Яро­слав.)

212. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти упот­реб­ле­ния оду­шев­лен­ных су­ще­ст­ви­тель­ных во мн. ч. в функ­ции пря­мо­го до­пол­не­ния.

По­гнал бы­ки. (Смол.) У вас ко­зы то­же дер­жат. (Брян.) Зай­цы кап­кань­я­ми ло­ви­ли. (Ряз.) Два пар­ня съе­ли вол­ки. Он у ме­ня ло­ша­ди брал. (Арх.) Ожи­дать гос­ти. (Псков.) Мы уж ко­ро­вы дер­жа­ли да ов­цы да ко­зы. (Ка­рел.)

Пред­ло­же­ние

213. Оха­рак­те­ри­зуй­те при­ве­ден­ные ни­же пред­ло­же­ния по со­ста­ву. Чем вы­ра­жен глав­ный член пред­ло­же­ния? Оп­ре­де­ли­те круг смы­сло­вых от­но­ше­ний, вы­ра­жае­мых пред­ло­же­ния­ми та­ко­го ти­па.

1. Быть за­муж ид­ти. Ей быть по­ми­рать то­же. Быть си­деть мне все ле­то до­ма. (Лен.) С игол­кой быть уши­вать меш­ки. (Иван.) Быть те­бе са­мо­вар ста­вить. Быть с бай­ни чай пить. (Псков.) Быть за­блу­дить­ся мне се­го­дня. (Новг.)





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: