2. Дождя сегодня было здесь. Красных ягот у меня есть. (Арх.) Теперь разговоров-то будет. (Лен.) Есть у него сыновьев, зятьев. (Влад.) Есь топеря его? У меня еще яичек есть. (Новг.)
214. Охарактеризуйте диалектную специфику предложений с предикативным наречием надо.
Ей надо рюмочка. Не надо и печь никака. Ему бы надо узда да поводья. Кака ей помочь надо? Теперь бы жара надо. (Волог.) Вам не надо вода теплая? (Влад.) Им надо кутья. (Арх.) Кочерга надо. (Смолен.) Мне сердце ваше надо, а красота не надо. (Калуж.) Мне такой муж не надо. (Твер.)
215. Охарактеризуйте предложения по составу, определите, чем выражено сказуемое в этих предложениях.
Мʼе́лʼнʼицʼа фсʼа́ на дрова́ вы́пʼилʼена. У мʼенʼа́ нʼе фсʼе́ jешчэ вы́пʼилʼены, на́до пʼилʼи́тʼ. Фсʼе́ глаза́ вы́плаканы. Сказа́лʼи: у Васʼи́лʼиjа пошэвʼо́ночʼкʼи свои́, а нʼиско́лʼко нʼе свои́ – в лʼу́дʼах вы́прошэны, в нога́х вы́ползʼены. У мʼенʼа́ па́рʼено молоко́-то дак, а ф пʼе́чʼ поста́влʼено, вы́прʼено дак, хорошо́, така́ пʼе́нка. Бы́л поросʼо́нок да́дʼен. (Арх.)
|
|
216. К какому типу (односоставных, двусоставных) относятся приведенные ниже предложения? От каких глаголов (переходных/непереходных, возвратных/невозвратных, совершенного/несовершенного вида) образовано причастие, входящее в состав сказуемого?
1. Шестеро вы́поено, вы́кормлено. Вы́ползано все везде. В библии все вы́писано. Два круга было вы́плясано. Животик у самой гулькат – до того вы́пито воды. Все тут уж вы́брано да вы́полоно. Все было дочиста вы́пахано. Сода эта не тро́гана, руками не по́лзана. (Арх.) Избу давно уж о́тдано. (Лен.)
2.С сельсовету уже уе́хано у них. (Псков.) Наврежо́но много у них. (Новг.) У них в сарае обе́дано. (Лен.) Быстренько уша́гано. (Волог.) У него зале́зено на елку. У тебя на производстве много вы́работано. (Арх.)
3. У них было не запи́санось. Так втя́нутось пить, невозможно. (Арх.) Было нарабо́танось. (Псков.) У них ва́лянось на снегу. Там у хозяйки отстря́панось. (Лен.) Бо́янось всех, не смешь ни попить, ни поесть. (Карел.) У него десять раз разже́ненось и же́ненось. (Новг.)
Как различаются рассмотренные предложения с точки зрения выраженности объекта и субъекта действия?
|
|
217. Какими средствами выражены субъект и объект действия в предложениях, в состав которых входят сказуемые с краткими страдательными причастиями?
Нʼемно́го мʼе́ста у на́с бы́ло вы́палʼено. У мʼенʼа́ нʼе вы́нʼат цʼа́jнʼик – то. У мʼенʼа́ ка́рбас был вы́пʼехан туды́. У jево́ инстʼиту́т ко́нʼчʼен. У нас тʼелʼо́нок был вы́поjен. Ско́лʼко ужэ́ буты́лок вы́поjено у jе́j. (Арх.)
218. Формой какого падежа выражен объект действия в приведенных ниже предложениях? Какими средствами выражена в них скоординированность подлежащего и сказуемого? По какому признаку можно различить односоставные и двусоставные предложения?
А ту́ ру́ску пʼе́цʼку топʼи́тʼ нелʼзʼа́ – та́м у нʼих са́жа-то нʼе вы́пахано. Лоша́тка была́ вы́прʼажэно. Рʼи́га-то иш̄о́ хотʼе́лʼи пʼилʼи́тʼ, нʼе вы́пʼилʼено. (Арх.) Про маму у меня поставлено скамейка. (Псков.) Все руки были перецарапано у кошки. (Лен.)
219. Какое значение выражается краткими страдательными причастиями в составе сказуемого (процесс, состояние)? Как выражается временная соотнесенность этого значения? Есть ли основания говорить о превращении кратких страдательных причастий в неизменяемые формы в составе сказуемого?
В моjе́j брʼига́ды лʼново́тчʼескоjе звʼено́ сʼемʼ чʼеловʼе́к, лʼу́дʼи фсʼи́ на́бран хоро́шыjи, пʼерʼедовы́и. По фсʼи́м колхо́зам договора́ заклучʼо́н. (Новг.) Но́несʼ вот е́то мʼе́сто косʼjо́ болʼе́ло, су́мкʼи-тʼе но́шон, вот топʼе́рʼ и бо́лʼи. (Твер.) В мʼанʼа́ ны́нчы паса́жън в ъгаро́дʼи фсʼа́кʼих аваш̄э́j пъмалʼе́нʼку. Ско́ръ и карто́шка бу́дʼи: в мʼанʼа́ паса́жан парʼа́дъшна. Мы з дʼарʼе́внʼи бы́лʼи вы́сʼалʼин за Дʼе́дъвʼичы как сʼамʼjа́ партʼиза́на. (Псков.) У Кла́вдʼи што ро́жэна, ма́лʼчʼик аj дʼе́въчʼка? (Новг.)
– Гдʼе́ онʼи́?
– А у́jдʼено.
– Коро́ва на па́свʼе. А тʼелʼо́нок?
– Нʼе́ту, свʼедʼо́н. (Арх.)
220. К какому типу (односоставных, двусоставных) относятся приведенные ниже предложения? Какую функцию выполняют в них деепричастия на ‑ши, -чи?
В ваjну́ фсʼа дʼарʼе́внʼа была́ згарʼе́фшы. Травы́ мно́гъ аста́фшы – трахтара́ ма́лъ па́шут, ка́мнʼа мно́гъ. Бра́т адʼи́н и трʼи́ сʼастры́ бы́лʼи. Сʼо́стры памʼо́ршы. В мʼанʼа́ сʼаво́н̄ʼи ана́jа дачка́ уjе́хъч̄ы в Дʼе́давʼичы, друга́jа нъ калхо́зныj пако́с ушо́ч̄ы, дъ васкрʼасʼе́нʼjа нʼе прʼидʼо́. (Псков.)
221. Какое значение выражают деепричастия на -ши, -чи в предикативной функции? Как выражается временная соотнесенность этого значения?
К Игнашо́нкъвъм сʼестра́ з дʼетʼа́м прʼиjе́хатшы. И прʼа́лка у мʼинʼа́ така́, пото́м вʼирʼе́тна jе́сʼ, фсʼо́ иш̄о оста́фшы. (Новг.)
Нʼеда́вно коро́ва-то тʼелʼи́фшы. (Твер.) Апослʼа́ jе́тъва малʼчʼо́нка бы́л зъбалʼе́фшы и памʼо́р пато́м. Пато́м ско́ра jа́ узна́ла, што мужы́к моj пагʼи́пшы. У jе́j харо́шыj был мужычʼо́к, а у мʼенʼа́ худо́j был, jа́ трʼи раза́ бы́лъ збʼе́хшы. (Псков.) Нʼеда́вно бы́л прʼиjе́хатчэ аграно́м с мэтээ́са, бра́л прʼа́тку [льна], хвалʼи́л, лу́тчэ ва́шэва, говорʼи́т, нʼе́ту. (Новг.)
|
|
222. На какой территории представлены предикативные конструкции с краткими страдательными причастиями и деепричастиями на -ши, -чи? Какой тип диалектных различий (противопоставленные / непротивопоставленные) образуют предложения с этими конструкциями?
223. Прочитайте текст. Найдите в нем глагольные формы, в которых процессуальное значение противопоставлено значению состояния, вызванного предшествующим действием. Определите временную соотнесенность последнего значения.
Сказка о рыбаке и рыбке
Был старик такой, ловил рыбку. Пошел он рыбку ловить. Поймал золотую рыбку. Эта рыбка потом про́ся: «Старина, пусти меня. Я тебе пригожусь». Жалко старику было пускать, а взял пустил. Прихо́дя к своей старухе. «Вот, баба, бы́ла мне счастье попалши!» – «Какое, дед?» – «А золотая рыбка у меня была́ поймана». – «Так куды ж ты ону дел?» – «Дура-баба, стала просить – я пустил; што табе надо, то, говорить, я табе и дам». – «Дурак-дед, што ты сделал? Ты не знаешь, что у нас корыто пропалши! Ходи к ней, проси, штоб корыто дала». Старик побег туда. – «Золотая рыбка, я к табе». – «Што, старина?» – «Корыто пропалшы». – «Старина, ступай домой, корыто буде!»
Псков., запись В.И. Чернышева, 1927 г.
[Гринкова 1957. – С. 93–94]
224. Охарактеризуйте синтаксическую функцию частиц ти, чи. Предложения какого типа они оформляют? На какой территории представлен такой способ оформления предложений?
1. А тʼи чʼу́ла ты́, што Иванʼи́хʼин сын жанʼи́ўсʼа? Тʼи пра́ўда? А бо́жа ш моj, jо́н жа ду́жа мъладэ́j. (Смол.)
Пашла я на сходку, пакланилась миру:
|
|
Ну што ш, рибятушки, хлеба мне не дають и з дитями.
Пракоп, што ты ето делаиш? Ти ашалеў ты, ти што?
Ды ни дам, ены мне ни надо.
Смол., запись В. Н. Добровольского.
[Гринкова 1957. – С. 138]
Ну што, брат, ты ти корьмить тябе хазяин? – Корьмить.
Смол., запись В. Н. Добровольского, 1891 г.
[Гринкова 1957. – С. 140]
2. Чи я знаю, на кого она учится? Чи я тебя не кормлю? (Брян.) Чи местный говор собираете? (Курск.) Чи вы не видите, что он смеется? Чи их упомниш? (Липецк.)
225. Охарактеризуйте смысловые отношения, выражаемые частицей дак. Каким частицам литературного языка она может соответствовать?
Пасту́х нʼе пасʼо́т дак. Жо́нка отту́да бра́на дак. У нас дак на Сʼе́вʼерʼе до́лго поспʼива́т. Дак она́ на у́лку нʼе хо́дʼит? Дак отку́да вы прʼиjе́халʼи? По́тʼтʼе, рас срʼедʼи́лʼисʼ дак. Кака́jа э́то но́шыцʼа, нʼеболʼша́jа дак. Па́рʼенʼ jе́сʼ, дак па́рнʼа хотʼа́ бы подро́сʼтʼила. Иногда́ у́трʼенʼик падʼо́, дак моро́с тако́j. В рʼекʼе́ са́мо глубо́ко мʼе́сто, дак о́мут. (Арх.)
226. Какие смысловые отношения выражает союз дак 1) в сложносочиненном; 2) в сложноподчиненном предложениях? Выделите примеры, в которых союз дак занимает конечную позицию.
1. На́до заворотʼи́тʼ дак прʼигонʼи́тʼ. Да́j мнʼе́-ка, jа увʼезу́ дак сjе́м. А когды́ колонʼо́т, сво́j мужы́к, дак нʼе чʼужо́j. Фсʼа́кʼи пра́знʼикʼи ра́нʼшэ-от пра́зновалʼи, дак ш̄ʼа́с нʼет. У мʼенʼа́ лонʼи́ тро́jе бы́ло, дак ма́лʼенʼкʼи, а этот бо́лʼшэнʼкоj. Одна́-то, дак уш нʼе смʼело́. Замʼо́рзла, дак на пʼе́цʼ зашла́. Она́ сама́ похʼи́тʼиц̄а, заболʼе́jот дак. Рога́чʼ он вʼезʼдʼе́ называ́jеца рога́чʼ: ухва́т дак. (Арх.)
2. Она́ давно́ нʼе робо́тат, болʼна́ дак. Тʼе́ прогна́лʼи jего́, лʼентʼа́j дак. Jа́ и просʼи́ца нʼе ста́ла, нʼе спуска́jут дак. Jе́штʼе, го́жо дак. До того́ догрʼебу́т, дак ру́кʼи гото́вы отпа́сʼ. Та́к но́гʼи зʼебу́т, дак прʼа́мо нʼе зна́jу. На́до этʼ за́муж вы́jтʼи, дак двʼе́ косы́ имʼе́тʼ. Это хотʼ и ска́жут, дак за шу́тка, нʼе за зло́. Как мно́го лʼудʼе́j, дак и по́жнʼа шыро́ка. Гдʼе́ лʼежы́т, дак тут и мʼе́рзнʼо. Кто́ похʼитрʼе́jе, дак возʼмʼо́т jаjцʼо́-то. (Арх.)
227. Охарактеризуйте смысловые отношения, выражаемые союзом буде в сложносочиненном предложении.
Бу́дʼе хо́ш, пʼе́j изо фсʼе́j чʼа́шкʼи. Jа задавлʼу́сʼе, бу́дʼе ты́ нʼе поjдʼо́ш за мʼенʼа́ за́муш. Бу́дʼе нʼе́т замка́, дак jа́ заjду́ в ы́збу. Одного́ будʼе дву́х на воjны́ убʼи́ло. Вы похо́жы, бу́дʼе сʼо́стры. Бо́рʼка на одно́j ногʼи́ ска́цʼет, бу́дʼе птʼи́цʼка. (Арх.)
228. Охарактеризуйте значение частицы да.
Зо́лотцʼо, одʼино́ко ты́ у на́с да. Фсʼу зʼе́млʼу загубʼи́лʼи да. Грʼа́ткʼи подры́ла сама́ да. Мы́-то уш остарʼе́лʼи да. (Арх.)
229. Какова роль частицы да в оформлении предложения?
Из нʼи́х половʼикʼи́ дʼе́лаjут, брʼу́кʼи да пла́тʼjа да. Проводʼи́ла до́цʼку да сынка́ да внуцʼа́т да. Вʼи́ш собʼира́jем да су́шым да. Jа то́лʼко ро́бʼила ф колхо́зʼе шы́пко, паха́ла да косʼи́ла да. Свʼо́кор бы́л да свʼекро́ва была́ да. Кото́ры на ба́jну да, кото́ру на по́грʼеб да. Jа́ наубʼе́к да боjу́сʼ да, насмʼе́ртʼ боjу́сʼ. (Арх.)
230. Охарактеризуйте значение союза да.
Нарубʼи́лʼи лʼе́су да здʼе́лалʼи сво́j до́м. Лʼесна́jа помʼе́нʼшэ, да слачʼа́jе [ягода]. О́j, дʼе́фкʼи, jа́ посулʼи́ласʼ, да нʼе нашла́. Косʼjа́-то нʼе́ту, хорошо́ варʼи́тʼ, да давно́ нʼе ва́рʼивала. Слʼо́зы одолʼи́лʼи, отворотʼи́ласʼ да пошла́. (Арх.)
231. Охарактеризуйте особенности употребления постпозитивной частицы в северном говоре. Как выражается согласование этой частицы со словом, к которому она относится?
Э́ка спʼе́ла-та, мно́го-то, ску́сна-та! А полʼа́-та, хлʼе́ба-та! А jа́-та сы́на-та сама́ прʼишопта́ла. Даj трʼа́пку-ту. Су́пу-ту хо́цʼеш? Мʼод-от хоро́шоj. В Москву́-ту jе́зʼдʼилʼи давно́. Врацʼи́-тʼи нʼе вʼелʼа́т пʼитʼ. (Арх.)
232. Охарактеризуйте особенности выражения значения отрицания в северных говорах.
Никто его и толкал. (Арх.) Некуда́ и ходил. Некто́ и велел. (Волог.) Ничто ему сделается. (Костром.) Никто тебя совал. (Новг.)
ЛЕКСИКология
и лексикография
Лексикология
Лексический состав говоров
Лексика современного русского языка представляет собой сложное образование, включающее в себя как слова, общие для всего национального языка, так и слова ограниченного употребления. Лексика говоров состоит из нескольких пластов.
I. Общерусская лексика, не варьируемая в пределах национального языка: я, ты, мы, спать, есть, идти, вода, земля, луна, солнце, один, два, три..., январь, февраль и т.д.
II. Лексика, общая для диалектов и просторечия: заруга́ть, забоя́ться, наказа́ть (Oн наказал прийти), вида́ть (Hичего не видать), бо́льно (Oн больно умный), мале́нько (Mаленько устал).
III. Лексика, общая для части говоров и литературного языка: волк (в части говоров – бирю́к), ковш (в части говоров – коре́ц), пого́да (в части говоров – вре́мя, пора́), кочерга́ (в части говоров – клюка́, крюк).
IV. Лексика, представляющая варианты общерусских слов.
1. Акцентологические: ку́рить, брызга́ть, спи́на, ру́чей, редко́й.
2. Фонематические, различающиеся составом фонем: сусе́д, ле́вень, гряд, церп, луче́на.
3. Грамматические: це́рква, свекро́ва, ко́локоло, крыле́ц, конфе́т, я́блок.
4. Словообразовательные, различающиеся составом аффиксов: просто́рo, вместя́x, робо́тной, утеря́ть (Утеря́ла по́яс).
5. Семантические: бе́дно ʼобидноʼ (А мне бе́дно, што перемани́ла жэниха́), го́рло ʼход в подпольеʼ (А в по́гребе вхо́д, го́рло есь), чу́тко ʼслышноʼ (А ниц® не цю́тко), повали́ть ʼуложить спатьʼ (Я́ его́ повалю́, пу́сь зауснёт).
6. Различающиеся лексической или семантической сочетаемостью: броди́ть (Ды́м по избе́ бро́дит. Клопы́ по стене́ бро́дят), вроспло́х (Он на меня́ вроспло́х набежа́л), роствори́ть (Рот роствори́ли), вы́скочить (Кровь на голо́вушке вы́скочила).
7. Различающиеся экспрессивно-стилистическими характеристиками. Различие этого типа обычно заключается в том, что слова, стилистически окрашенные в литературном языке (ЛЯ), в говорах выступают как нейтральные: воздыма́ть (в ЛЯ – устар., в говорах: Опера́цию сде́лали, нельзя́ воздыма́ть тяжо́лое. Се́но на пове́ть воздыма́ли); де́ва (в ЛЯ – поэтич., в говорах: Куда́, де́ва, пошла́!); восле́д (в ЛЯ – устар., в говорах: Она восле́д за ни́м побежа́ла. Вы́, наве́рно, восле́д за мно́й пришли́); во́рог (в ЛЯ – народно-поэтич., в говорах: Каки́е де́ти во́роги, как их жа́ль на́смерть?).
V. Cобственно диалектная лексика. Она состоит из двух групп.
1. Слова, отсутствующие в литературном языке (непроизводные или содержащие неизвестные в ЛЯ корневые морфемы): глы́за ʼкомокʼ, лони́ ʼв прошлом годуʼ, лы́ва ʼсырое местоʼ, сура́док ʼболотоʼ, га́литься ʼиздеватьсяʼ.
2. Слова, состоящие из общерусских корневых и аффиксальных морфем в специфических для диалекта комбинациях: за́берега ʼкромка льда у берегаʼ, веснова́ть ʼохотиться веснойʼ, оте́рпнуть ʼзатечь, онеметьʼ, бесе́дница ʼучастница вечерних посиделокʼ, избойчи́ться – ʼнабраться храбрости.ʼ
Лексика, относящаяся к III–V группам, является территориально ограниченной. При характеристике слов, относящихся к этим группам, необходимо учитывать региональный компонент в их семантике.
Соотношение общерусских слов, их вариантов и собственно диалектных слов, вероятно, неодинаково в центральных и периферийных говорах. По данным рязанских говоров (приводятся по книге О. И. Блиновой «Русская диалектология», Томск, 1984, с. 37), их соотношение таково: 42% – общерусские слова, 43% – варианты общерусских слов, 15% – собственно диалектная лексика. Эти данные свидетельствуют о значительном лексическом единстве русского национального языка.
233. Выделите в тексте слова, относящиеся к разным лексическим пластам говоров.
Jа́ у ва́с нʼемно́го и вы́госʼтʼил. Когда́ кула́чʼилʼи, jа́ до́ма нʼе была́. Тʼо́та Крʼистʼи́на, истопʼи́ ба́jенку. Нʼе́т, э́та молодʼа́шка нʼе ва́рдуjет. Па́нʼа у мʼенʼа́ помʼерла́, ко́нʼчʼиласʼ. А в иjу́нʼе мʼе́сʼацʼе коро́вушка ко́нʼчʼиласʼ. Вы на́ дʼенʼ прʼе́жэ прʼиjе́халʼи. Онʼи́ мʼенʼа́ изобʼи́дʼелʼи. Jа́ и наказа́ла jему́ скорʼе́jе jе́хатʼ домо́j. Ту́ ба́бу вы́гонʼил, а с jе́j скла́лсʼе. Э́та сто́л просто́j [свободный]. Са́ша, нʼемно́шэцʼко вы́вʼернʼи [радио], штобы цʼу́тʼ, што́ говорʼа́т. Фподрʼа́т иду́т дʼерʼе́внʼи. Штоп с мʼе́тру бы́л длʼино́j чʼерʼешо́к. И пу́сʼ по́лыjе двʼе́рʼи, сквозʼнʼи́к хо́дʼит. Фсʼо́ хорошо́, чʼеловʼе́к добрʼе́jот [полнеет]. Опʼи́ўку прʼивʼезла́ два́ вʼедра́. Карто́шка врʼеды́ нʼе даjо́т. На нʼи́х ры́бу и ло́вʼат, на цʼервако́ф на э́тʼих. Та́к-то она́ кра́снаjа [здоровая, она́ робо́тала хорошо́. (Арх.)
234. Выделите в тексте диалектно-просторечные слова. Установите их стилистическую характеристику по словарям литературного языка.
Забы́ла у́голʼjа накла́сʼ, натушы́тʼ. Ты́ нʼе пʼе́лʼсʼа [пялься], тʼебʼа́ мо́жэт гроза́ прʼитʼену́тʼ. А ты́ далʼе́цʼе лʼи ходʼи́ла? Она́ да́вʼецʼа с утра́ ушла́. Jа́ прʼиjе́хала да нажа́лʼиласʼ, ф ту́ по́ру jево́ и вы́звалʼи и да́лʼи jему́ хоро́шуjу пробо́рку. Та́м дʼе́нʼежок прʼизaро́бʼит, прʼикалы́мʼит. Jа ла́жу в лʼе́с поjтʼи́. Сʼнʼе́г запа́дал. (Арх.)
235. Выделите в тексте варианты общерусских слов, определите тип варьирования.
Сходʼи́тʼе нʼенадо́лоцʼко. На́до бʼежа́тʼ фсуго́нʼ. Сла́пко, нʼе сʼидʼи́т [крышка на банке]. Нарушы́лʼи чʼасы́. Ты што́ это позда́эш? Воды́ напʼи́ўсʼе ж жа́ру-то. Мно́го выходʼи́ло за́роботкʼи. Jа́ загрʼемʼе́ла: закро́jтʼе двʼе́рʼи! А то́ уш лʼежа́ла пла́сʼjу. Jа́ вʼетʼ попо́ходʼа наjеда́jусʼ. Пого́да быва́jот зʼимо́j, когда́ лʼетʼи́т пого́да, гoорʼа́т: ну́, сʼего́дʼнʼе така́ пого́да! Нʼе напосты́ло бʼез оца́-то? Ужы́ jесʼ и жмʼе́и jесʼ, jа́ш̄элʼицʼи. А мʼедвʼе́тʼ коро́ву ту́шыт, сра́зу за го́рло хвата́эт. А цʼо́рноj сморо́ды бы́ло мно́го. Возʼмʼо́т стрʼела́ да и залʼети́т [во время грозы]. – Вот отнʼела́ соба́ка. – Кого? – Мы́шу, под лʼе́с уташы́ла. У тʼебʼа́ гу́бы-то посʼи́нʼелʼи. Дʼе́ўка обза́рʼиласʼ на дʼе́нʼгʼи. Вот э́ту лʼи́тру вы́нʼесʼетʼе на сара́j. Разбудʼи́ласʼ и бо́лʼшэ нʼе усыпа́ла. О́лʼа, остʼерʼо́жно повʼезʼи́. Нʼикто́ нʼе́крута нʼе лʼу́бʼит, осмʼелʼи́ласʼа одна́. Опʼе́тʼ га́данʼjем занʼелʼи́сʼ, два́ га́далʼнʼика тут. (Арх.)
236. Охарактеризуйте особенности стилистического варьирования выделенных в тексте общерусских слов. Для ответа на вопрос используйте показания Архангельского областного словаря (вып. 5, 1987 г.)
Да ка́к сосʼе́дʼи-то, да возлʼу́бʼит ли сы́н? Jего́ возлʼубʼи́л нацʼа́лʼнʼик. Jа́ кого́ возлʼублʼу́, жы́тʼ оста́влʼу, а кого́ нʼе возлʼублʼу́ – по́ мʼиру пушʼу́. Вознʼегодова́лʼи тут на нʼево́, мʼе́лʼнʼицʼу отобра́лʼи. Ма́чʼеха на jеjо́ вознʼегодова́ла. До́чʼка вознʼегоду́jет -то. Jеш̄ʼо́ и возно́ʼсица, а косʼи́т-то ху́до. Кото́роj возно́сица, са́м высо́ко сʼебʼа́ нʼесʼо́т. Душа́-то, ду́маjу, улʼетʼи́т, возра́доваласʼ. Нʼе возра́дуjешсʼа, слʼо́с натрʼо́ш на кула́к. (Арх.)
237. В чем состоят особенности функционирования в говорах выделенных общерусских слов? К какому типу вариантов их можно отнести? Для ответа на вопрос сравните приведенные в упражнении определения их значений с толкованиями в 4-томном Словаре русского языка (МАСʼе).
1. Заверши́ть ʼдовести до конца, закончитьʼ. Дава́j, jа́ завʼоршу́ [вязание чулка]. На́тʼ ош̄о́ повʼаза́тʼ, завʼоршы́м, ко́ротко бу́дʼо. Ну́, ка́жэца, дово́лʼно, на́тʼ и завʼоршы́тʼ.
2. Зареве́ть ʼначать издавать звуки (о животных)ʼ. На крылʼцʼе́ спала́ но́цʼjу, вы́таш̄ʼилʼи, зарʼевʼе́ла [собака], унʼеслʼи́. Соба́ка зарʼивʼе́ла. Она́ зарʼивʼе́ла [коза].
3. Казни́ть ʼумертвить, лишить жизни (о животных)ʼ. Jа́-то казʼнʼу́ фсʼа́ку [мошку].
4. Ко́нчиться ʼумереть (о людях и животных)ʼ. Сы́н уш чʼетвʼо́ртый го́т попа́л пот парово́с да ко́нʼчʼилсʼа. Отʼелʼи́ласʼ у мʼенʼа́ ко́зынʼка, одʼи́н, да и то́т ко́нʼчʼилсʼа. А в иjу́нʼе мʼе́сʼацʼе коро́вушка ко́нʼцʼиласʼе.