Русская диалектология. 15 страница

2. До­ж­дя се­го­дня бы­ло здесь. Крас­ных ягот у ме­ня есть. (Арх.) Те­перь раз­го­во­ров-то бу­дет. (Лен.) Есть у не­го сы­новь­ев, зять­ев. (Влад.) Есь то­пе­ря его? У ме­ня еще яи­чек есть. (Новг.)

214. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ную спе­ци­фи­ку пред­ло­же­ний с пре­ди­ка­тив­ным на­ре­чи­ем на­до.

Ей на­до рю­моч­ка. Не на­до и печь ни­ка­ка. Ему бы на­до уз­да да по­во­дья. Ка­ка ей по­мочь на­до? Те­перь бы жа­ра на­до. (Во­лог.) Вам не на­до во­да те­п­лая? (Влад.) Им на­до ку­тья. (Арх.) Ко­чер­га на­до. (Смо­лен.) Мне серд­це ва­ше на­до, а кра­со­та не на­до. (Ка­луж.) Мне та­кой муж не на­до. (Твер.)

215. Оха­рак­те­ри­зуй­те пред­ло­же­ния по со­ста­ву, оп­ре­де­ли­те, чем вы­ра­же­но ска­зуе­мое в этих пред­ло­же­ни­ях.

Мʼе́лʼнʼицʼа фсʼа́ на дро­ва́ вы́пʼилʼена. У мʼенʼа́ нʼе фсʼе́ jешчэ вы́пʼилʼены, на́до пʼилʼи́тʼ. Фсʼе́ гла­за́ вы́плаканы. Ска­за́лʼи: у Васʼи́лʼиjа по­шэвʼо́ночʼкʼи свои́, а нʼиско́лʼко нʼе свои́ – в лʼу́дʼах вы́прошэны, в но­га́х вы́ползʼены. У мʼенʼа́ па́рʼено мо­ло­ко́-то дак, а ф пʼе́чʼ по­ста́влʼено, вы́прʼено дак, хо­ро­шо́, та­ка́ пʼе́нка. Бы́л по­росʼо́нок да́дʼен. (Арх.)

216. К ка­ко­му ти­пу (од­но­со­став­ных, дву­сос­тав­ных) от­но­сят­ся при­ве­ден­ные ни­же пред­ло­же­ния? От ка­ких гла­го­лов (пе­ре­ход­ных/не­пе­ре­ход­ных, воз­врат­ных/не­воз­врат­ных, со­вер­шен­но­го/не­со­вер­шен­но­го ви­да) об­ра­зо­ва­но при­час­тие, вхо­дя­щее в со­став ска­зуе­мо­го?

1. Шес­те­ро вы́поено, вы́кормлено. Вы́ползано все вез­де. В биб­лии все вы́писано. Два кру­га бы­ло вы́плясано. Жи­во­тик у са­мой гуль­кат – до то­го вы́пито во­ды. Все тут уж вы́брано да вы́полоно. Все бы­ло до­чи­ста вы́пахано. Со­да эта не тро́гана, ру­ка­ми не по́лзана. (Арх.) Из­бу дав­но уж о́тдано. (Лен.)

2.С сель­со­ве­ту уже уе́хано у них. (Псков.) На­вре­жо́но мно­го у них. (Новг.) У них в са­рае обе́дано. (Лен.) Бы­ст­рень­ко уша́гано. (Во­лог.) У не­го за­ле́зено на ел­ку. У те­бя на про­из­вод­ст­ве мно­го вы́работано. (Арх.)

3. У них бы­ло не за­пи́санось. Так втя́нутось пить, не­воз­мож­но. (Арх.) Бы­ло на­ра­бо́танось. (Псков.) У них ва́лянось на сне­гу. Там у хо­зяй­ки от­стря́панось. (Лен.) Бо́янось всех, не смешь ни по­пить, ни по­есть. (Ка­рел.) У не­го де­сять раз раз­же́ненось и же́ненось. (Новг.)

Как раз­ли­ча­ют­ся рас­смот­рен­ные пред­ло­же­ния с точ­ки зре­ния вы­ра­жен­но­сти объ­ек­та и субъ­ек­та дей­ст­вия?

217. Ка­ки­ми сред­ст­ва­ми вы­ра­же­ны субъ­ект и объ­ект дей­ст­вия в пред­ло­же­ни­ях, в со­став ко­то­рых вхо­дят ска­зуе­мые с крат­ки­ми стра­да­тель­ны­ми при­час­тия­ми?

Нʼемно́го мʼе́ста у на́с бы́ло вы́палʼено. У мʼенʼа́ нʼе вы́нʼат цʼа́jнʼик – то. У мʼенʼа́ ка́рбас был вы́пʼехан ту­ды́. У jево́ инстʼиту́т ко́нʼчʼен. У нас тʼелʼо́нок был вы́поjен. Ско́лʼко ужэ́ бу­ты́лок вы́поjено у jе́j. (Арх.)

218. Фор­мой ка­ко­го па­де­жа вы­ра­жен объ­ект дей­ст­вия в при­ве­ден­ных ни­же пред­ло­же­ни­ях? Ка­ки­ми сред­ст­ва­ми вы­ра­же­на в них ско­ор­ди­ни­ро­ван­ность под­ле­жа­ще­го и ска­зуе­мо­го? По ка­ко­му при­зна­ку мож­но раз­ли­чить од­но­со­став­ные и дву­сос­тав­ные пред­ло­же­ния?

А ту́ ру́ску пʼе́цʼку топʼи́тʼ нелʼзʼа́ – та́м у нʼих са́жа-то нʼе вы́пахано. Ло­ша́тка бы­ла́ вы́прʼажэно. Рʼи́га-то иш̄о́ хотʼе́лʼи пʼилʼи́тʼ, нʼе вы́пʼилʼено. (Арх.) Про ма­му у ме­ня по­став­ле­но ска­мей­ка. (Псков.) Все ру­ки бы­ли пе­ре­ца­ра­па­но у кош­ки. (Лен.)

219. Ка­кое зна­че­ние вы­ра­жа­ет­ся крат­ки­ми стра­да­тель­ны­ми при­час­тия­ми в со­ста­ве ска­зуе­мо­го (про­цесс, со­стоя­ние)? Как вы­ра­жа­ет­ся вре­мен­ная со­от­не­сен­ность это­го зна­че­ния? Есть ли ос­но­ва­ния го­во­рить о пре­вра­ще­нии крат­ких стра­да­тель­ных при­час­тий в не­из­ме­няе­мые фор­мы в со­ста­ве ска­зуе­мо­го?

В моjе́j брʼига́ды лʼново́тчʼескоjе звʼено́ сʼемʼ чʼеловʼе́к, лʼу́дʼи фсʼи́ на́бран хо­ро́шыjи, пʼерʼедовы́и. По фсʼи́м кол­хо́зам до­го­во­ра́ за­клучʼо́н. (Новг.) Но́несʼ вот е́то мʼе́сто косʼjо́ болʼе́ло, су́мкʼи-тʼе но́шон, вот топʼе́рʼ и бо́лʼи. (Твер.) В мʼанʼа́ ны́нчы па­са́жън в ъга­ро́дʼи фсʼа́кʼих ава­ш̄э́j пъмалʼе́нʼку. Ско́ръ и кар­то́шка бу́дʼи: в мʼанʼа́ па­са́жан парʼа́дъшна. Мы з дʼарʼе́внʼи бы́лʼи вы́сʼалʼин за Дʼе́дъвʼичы как сʼамʼjа́ партʼиза́на. (Псков.) У Кла́вдʼи што ро́жэна, ма́лʼчʼик аj дʼе́въчʼка? (Новг.)

– Гдʼе́ онʼи́?

– А у́jдʼено.

– Ко­ро́ва на па́свʼе. А тʼелʼо́нок?

– Нʼе́ту, свʼедʼо́н. (Арх.)

220. К ка­ко­му ти­пу (од­но­со­став­ных, дву­сос­тав­ных) от­но­сят­ся при­ве­ден­ные ни­же пред­ло­же­ния? Ка­кую функ­цию вы­пол­ня­ют в них дее­при­ча­стия на ‑ши, -чи?

В ваjну́ фсʼа дʼарʼе́внʼа бы­ла́ згарʼе́фшы. Тра­вы́ мно́гъ ас­та́фшы – трах­та­ра́ ма́лъ па́шут, ка́мнʼа мно́гъ. Бра́т адʼи́н и трʼи́ сʼастры́ бы́лʼи. Сʼо́стры памʼо́ршы. В мʼанʼа́ сʼаво́н̄ʼи ана́jа дач­ка́ уjе́хъч̄ы в Дʼе́давʼичы, дру­га́jа нъ кал­хо́зныj па­ко́с ушо́ч̄ы, дъ васкрʼасʼе́нʼjа нʼе прʼидʼо́. (Псков.)

221. Ка­кое зна­че­ние вы­ра­жа­ют дее­при­ча­стия на -ши, -чи в пре­ди­ка­тив­ной функ­ции? Как вы­ра­жа­ет­ся вре­мен­ная со­от­не­сен­ность это­го зна­че­ния?

К Иг­на­шо́нкъвъм сʼестра́ з дʼетʼа́м прʼиjе́хатшы. И прʼа́лка у мʼинʼа́ та­ка́, по­то́м вʼирʼе́тна jе́сʼ, фсʼо́ иш̄о ос­та́фшы. (Новг.)

Нʼеда́вно ко­ро́ва-то тʼелʼи́фшы. (Твер.) Апослʼа́ jе́тъва малʼчʼо́нка бы́л зъбалʼе́фшы и памʼо́р па­то́м. Па­то́м ско́ра jа́ уз­на́ла, што му­жы́к моj пагʼи́пшы. У jе́j ха­ро́шыj был му­жычʼо́к, а у мʼенʼа́ ху­до́j был, jа́ трʼи раза́ бы́лъ збʼе́хшы. (Псков.) Нʼеда́вно бы́л прʼиjе́хатчэ аг­ра­но́м с мэ­тээ́са, бра́л прʼа́тку [льна], хвалʼи́л, лу́тчэ ва́шэва, го­ворʼи́т, нʼе́ту. (Новг.)

222. На ка­кой тер­ри­то­рии пред­став­ле­ны пре­ди­ка­тив­ные кон­ст­рук­ции с крат­ки­ми стра­да­тель­ны­ми при­час­тия­ми и дее­при­ча­стия­ми на -ши, -чи? Ка­кой тип диа­лект­ных раз­ли­чий (про­ти­во­пос­тав­лен­ные / не­про­ти­во­пос­тав­лен­ные) об­ра­зу­ют пред­ло­же­ния с эти­ми кон­ст­рук­ция­ми?

223. Про­чи­тай­те текст. Най­ди­те в нем гла­голь­ные фор­мы, в ко­то­рых про­цес­су­аль­ное зна­че­ние про­ти­во­пос­тав­ле­но зна­че­нию со­стоя­ния, вы­зван­но­го пред­ше­ст­вую­щим дей­ст­ви­ем. Оп­ре­де­ли­те вре­мен­ную со­от­не­сен­ность по­след­не­го зна­че­ния.

Сказ­ка о ры­ба­ке и рыб­ке

Был ста­рик та­кой, ло­вил рыб­ку. По­шел он рыб­ку ло­вить. Пой­мал зо­ло­тую рыб­ку. Эта рыб­ка по­том про́ся: «Ста­ри­на, пус­ти ме­ня. Я те­бе при­го­жусь». Жал­ко ста­ри­ку бы­ло пус­кать, а взял пус­тил. При­хо́дя к сво­ей ста­ру­хе. «Вот, ба­ба, бы́ла мне сча­стье по­пал­ши!» – «Ка­кое, дед?» – «А зо­ло­тая рыб­ка у ме­ня бы­ла́ пой­ма­на». – «Так ку­ды ж ты ону дел?» – «Ду­ра-ба­ба, ста­ла про­сить – я пус­тил; што та­бе на­до, то, го­во­рить, я та­бе и дам». – «Ду­рак-дед, што ты сде­лал? Ты не зна­ешь, что у нас ко­ры­то про­пал­ши! Хо­ди к ней, про­си, штоб ко­ры­то да­ла». Ста­рик по­бег ту­да. – «Зо­ло­тая рыб­ка, я к та­бе». – «Што, ста­ри­на?» – «Ко­ры­то про­пал­шы». – «Ста­ри­на, сту­пай до­мой, ко­ры­то бу­де!»

Псков., за­пись В.И. Чер­ны­ше­ва, 1927 г.

[Грин­ко­ва 1957. – С. 93–94]

224. Оха­рак­те­ри­зуй­те син­так­си­че­скую функ­цию час­тиц ти, чи. Пред­ло­же­ния ка­ко­го ти­па они оформ­ля­ют? На ка­кой тер­ри­то­рии пред­став­лен та­кой спо­соб оформ­ле­ния пред­ло­же­ний?

1. А тʼи чʼу́ла ты́, што Иванʼи́хʼин сын жанʼи́ўсʼа? Тʼи пра́ўда? А бо́жа ш моj, jо́н жа ду́жа мъла­дэ́j. (Смол.)

Паш­ла я на сход­ку, пак­ла­ни­лась ми­ру:

Ну што ш, ри­бя­туш­ки, хле­ба мне не да­ють и з ди­тя­ми.

Пра­коп, што ты ето де­ла­иш? Ти ашалеў ты, ти што?

Ды ни дам, ены мне ни на­до.

Смол., за­пись В. Н. Доб­ро­воль­ско­го.

[Грин­ко­ва 1957. – С. 138]

Ну што, брат, ты ти корь­мить тя­бе ха­зя­ин? – Корь­мить.

Смол., за­пись В. Н. Доб­ро­воль­ско­го, 1891 г.

[Грин­ко­ва 1957. – С. 140]

2. Чи я знаю, на ко­го она учит­ся? Чи я те­бя не корм­лю? (Брян.) Чи ме­ст­ный го­вор со­би­рае­те? (Курск.) Чи вы не ви­ди­те, что он сме­ет­ся? Чи их упом­ниш? (Ли­пецк.)

225. Оха­рак­те­ри­зуй­те смы­сло­вые от­но­ше­ния, вы­ра­жае­мые час­ти­цей дак. Ка­ким час­ти­цам ли­те­ра­тур­но­го язы­ка она мо­жет со­от­вет­ст­во­вать?

Пас­ту́х нʼе пасʼо́т дак. Жо́нка от­ту́да бра́на дак. У нас дак на Сʼе́вʼерʼе до́лго поспʼива́т. Дак она́ на у́лку нʼе хо́дʼит? Дак от­ку́да вы прʼиjе́халʼи? По́тʼтʼе, рас срʼедʼи́лʼисʼ дак. Ка­ка́jа э́то но́шыцʼа, нʼеболʼша́jа дак. Па́рʼенʼ jе́сʼ, дак па́рнʼа хотʼа́ бы под­ро́сʼтʼила. Ино­гда́ у́трʼенʼик падʼо́, дак мо­ро́с та­ко́j. В рʼекʼе́ са́мо глу­бо́ко мʼе́сто, дак о́мут. (Арх.)

226. Ка­кие смы­сло­вые от­но­ше­ния вы­ра­жа­ет со­юз дак 1) в слож­но­со­чи­нен­ном; 2) в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­ни­ях? Вы­де­ли­те при­ме­ры, в ко­то­рых со­юз дак за­ни­ма­ет ко­неч­ную по­зи­цию.

1. На́до за­во­ротʼи́тʼ дак прʼигонʼи́тʼ. Да́j мнʼе́-ка, jа увʼезу́ дак сjе́м. А ко­гды́ ко­лонʼо́т, сво́j му­жы́к, дак нʼе чʼужо́j. Фсʼа́кʼи пра́знʼикʼи ра́нʼшэ-от пра́зновалʼи, дак ш̄ʼа́с нʼет. У мʼенʼа́ лонʼи́ тро́jе бы́ло, дак ма́лʼенʼкʼи, а этот бо́лʼшэнʼкоj. Од­на́-то, дак уш нʼе смʼело́. Замʼо́рзла, дак на пʼе́цʼ за­шла́. Она́ са­ма́ похʼи́тʼиц̄а, за­болʼе́jот дак. Ро­га́чʼ он вʼезʼдʼе́ на­зы­ва́jеца ро­га́чʼ: ух­ва́т дак. (Арх.)

2. Она́ дав­но́ нʼе ро­бо́тат, болʼна́ дак. Тʼе́ про­гна́лʼи jего́, лʼентʼа́j дак. Jа́ и просʼи́ца нʼе ста́ла, нʼе спус­ка́jут дак. Jе́штʼе, го́жо дак. До то­го́ догрʼебу́т, дак ру́кʼи го­то́вы от­па́сʼ. Та́к но́гʼи зʼебу́т, дак прʼа́мо нʼе зна́jу. На́до этʼ за́муж вы́jтʼи, дак двʼе́ ко­сы́ имʼе́тʼ. Это хотʼ и ска́жут, дак за шу́тка, нʼе за зло́. Как мно́го лʼудʼе́j, дак и по́жнʼа шы­ро́ка. Гдʼе́ лʼежы́т, дак тут и мʼе́рзнʼо. Кто́ похʼитрʼе́jе, дак возʼмʼо́т jаjцʼо́-то. (Арх.)

227. Оха­рак­те­ри­зуй­те смы­сло­вые от­но­ше­ния, вы­ра­жае­мые сою­зом бу­де в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.

Бу́дʼе хо́ш, пʼе́j изо фсʼе́j чʼа́шкʼи. Jа за­давлʼу́сʼе, бу́дʼе ты́ нʼе поjдʼо́ш за мʼенʼа́ за́муш. Бу́дʼе нʼе́т зам­ка́, дак jа́ заjду́ в ы́збу. Од­но­го́ будʼе дву́х на воjны́ убʼи́ло. Вы по­хо́жы, бу́дʼе сʼо́стры. Бо́рʼка на од­но́j ногʼи́ ска́цʼет, бу́дʼе птʼи́цʼка. (Арх.)

228. Оха­рак­те­ри­зуй­те зна­че­ние час­ти­цы да.

Зо́лотцʼо, одʼино́ко ты́ у на́с да. Фсʼу зʼе́млʼу за­губʼи́лʼи да. Грʼа́ткʼи под­ры́ла са­ма́ да. Мы́-то уш ос­тарʼе́лʼи да. (Арх.)

229. Ка­ко­ва роль час­ти­цы да в оформ­ле­нии пред­ло­же­ния?

Из нʼи́х по­ловʼикʼи́ дʼе́лаjут, брʼу́кʼи да пла́тʼjа да. Про­водʼи́ла до́цʼку да сын­ка́ да внуцʼа́т да. Вʼи́ш собʼира́jем да су́шым да. Jа то́лʼко ро́бʼила ф кол­хо́зʼе шы́пко, па­ха́ла да косʼи́ла да. Свʼо́кор бы́л да свʼекро́ва бы­ла́ да. Ко­то́ры на ба́jну да, ко­то́ру на по́грʼеб да. Jа́ на­убʼе́к да боjу́сʼ да, насмʼе́ртʼ боjу́сʼ. (Арх.)

230. Оха­рак­те­ри­зуй­те зна­че­ние сою­за да.

На­рубʼи́лʼи лʼе́су да здʼе́лалʼи сво́j до́м. Лʼесна́jа помʼе́нʼшэ, да слачʼа́jе [яго­да]. О́j, дʼе́фкʼи, jа́ по­сулʼи́ласʼ, да нʼе на­шла́. Косʼjа́-то нʼе́ту, хо­ро­шо́ варʼи́тʼ, да дав­но́ нʼе ва́рʼивала. Слʼо́зы одолʼи́лʼи, от­во­ротʼи́ласʼ да по­шла́. (Арх.)

231. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти упот­реб­ле­ния пост­по­зи­тив­ной час­ти­цы в се­вер­ном го­во­ре. Как вы­ра­жа­ет­ся со­гла­со­ва­ние этой час­ти­цы со сло­вом, к ко­то­ро­му она от­но­сит­ся?

Э́ка спʼе́ла-та, мно́го-то, ску́сна-та! А полʼа́-та, хлʼе́ба-та! А jа́-та сы́на-та са­ма́ прʼишопта́ла. Даj трʼа́пку-ту. Су́пу-ту хо́цʼеш? Мʼод-от хо­ро́шоj. В Мо­ск­ву́-ту jе́зʼдʼилʼи дав­но́. Врацʼи́-тʼи нʼе вʼелʼа́т пʼитʼ. (Арх.)

232. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти вы­ра­же­ния зна­че­ния от­ри­ца­ния в се­вер­ных го­во­рах.

Ни­кто его и тол­кал. (Арх.) Не­ку­да́ и хо­дил. Нек­то́ и ве­лел. (Во­лог.) Ни­что ему сде­ла­ет­ся. (Ко­ст­ром.) Ни­кто те­бя со­вал. (Новг.)


ЛЕК­СИ­Ко­ло­гия
и лексикография





















































Лексикология

Лек­си­че­ский со­став го­во­ров

Лек­си­ка со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка пред­став­ля­ет со­бой слож­ное об­ра­зо­ва­ние, вклю­чаю­щее в се­бя как сло­ва, об­щие для все­го на­цио­наль­но­го язы­ка, так и сло­ва ог­ра­ни­чен­но­го упот­реб­ле­ния. Лек­си­ка го­во­ров со­сто­ит из не­сколь­ких пла­стов.

I. Об­ще­рус­ская лек­си­ка, не варь­и­руе­мая в пре­де­лах на­цио­наль­но­го язы­ка: я, ты, мы, спать, есть, ид­ти, во­да, зем­ля, лу­на, солн­це, один, два, три..., ян­варь, фев­раль и т.д.

II. Лек­си­ка, об­щая для диа­лек­тов и про­сто­ре­чия: за­ру­га́ть, за­боя́ться, на­ка­за́ть (на­ка­зал прий­ти), ви­да́ть (Hичего не ви­дать), бо́льно (боль­но ум­ный), ма­ле́нько (Mаленько ус­тал).

III. Лек­си­ка, об­щая для час­ти го­во­ров и ли­те­ра­тур­но­го язы­ка: волк (в час­ти го­во­ров – би­рю́к), ковш (в час­ти го­во­ров – ко­ре́ц), по­го́да (в час­ти го­во­ров – вре́мя, по­ра́), ко­чер­га́ (в час­ти го­во­ров – клю­ка́, крюк).

IV. Лек­си­ка, пред­став­ляю­щая ва­ри­ан­ты об­ще­рус­ских слов.

1. Ак­цен­то­ло­ги­че­ские: ку́рить, брыз­га́ть, спи́на, ру́чей, ред­ко́й.

2. Фо­не­ма­ти­че­ские, раз­ли­чаю­щие­ся со­ста­вом фо­нем: су­се́д, ле́вень, гряд, церп, лу­че́на.

3. Грам­ма­ти­че­ские: це́рква, свек­ро́ва, ко́локоло, кры­ле́ц, кон­фе́т, я́блок.

4. Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные, раз­ли­чаю­щие­ся со­ста­вом аф­фик­сов: про­сто́рo, вме­стя́x, ро­бо́тной, уте­ря́ть (Уте­ря́ла по́яс).

5. Се­ман­ти­че­ские: бе́дно ʼобид­ноʼ (А мне бе́дно, што пе­ре­ма­ни́ла жэ­ни­ха́), го́рло ʼход в под­по­льеʼ (А в по́гребе вхо́д, го́рло есь), чу́тко ʼслыш­ноʼ (А ниц® не цю́тко), по­ва­ли́ть ʼуло­жить спатьʼ (Я́ его́ по­ва­лю́, пу́сь за­ус­нёт).

6. Раз­ли­чаю­щие­ся лек­си­че­ской или се­ман­ти­че­ской со­че­тае­мо­стью: бро­ди́ть (Ды́м по из­бе́ бро́дит. Кло­пы́ по сте­не́ бро́дят), врос­п­ло́х (Он на ме­ня́ врос­п­ло́х на­бе­жа́л), ро­с­тво­ри́ть (Рот ро­с­тво­ри́ли), вы́скочить (Кровь на го­ло́вушке вы́скочила).

7. Раз­ли­чаю­щие­ся экс­прес­сив­но-сти­ли­сти­че­ски­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. Раз­ли­чие это­го ти­па обыч­но за­клю­ча­ет­ся в том, что сло­ва, сти­ли­сти­че­ски ок­ра­шен­ные в ли­те­ра­тур­ном язы­ке (ЛЯ), в го­во­рах вы­сту­па­ют как ней­траль­ные: воз­ды­ма́ть (в ЛЯ – ус­тар., в го­во­рах: Опе­ра́цию сде́лали, нель­зя́ воз­ды­ма́ть тя­жо́лое. Се́но на по­ве́ть воз­ды­ма́ли); де́ва (в ЛЯ – по­этич., в го­во­рах: Ку­да́, де́ва, по­шла́!); во­сле́д (в ЛЯ – ус­тар., в го­во­рах: Она во­сле́д за ни́м по­бе­жа́ла. Вы́, на­ве́рно, во­сле́д за мно́й при­шли́); во́рог (в ЛЯ – на­род­но-по­этич., в го­во­рах: Ка­ки́е де́ти во́роги, как их жа́ль на́смерть?).

V. Cобственно диа­лект­ная лек­си­ка. Она со­сто­ит из двух групп.

1. Сло­ва, от­сут­ст­вую­щие в ли­те­ра­тур­ном язы­ке (не­про­из­вод­ные или со­дер­жа­щие не­из­вест­ные в ЛЯ кор­не­вые мор­фе­мы): глы́за ʼко­мокʼ, ло­ни́ ʼв про­шлом го­дуʼ, лы́ва ʼсы­рое ме­стоʼ, су­ра́док ʼбо­ло­тоʼ, га́литься ʼиз­де­вать­сяʼ.

2. Сло­ва, со­стоя­щие из об­ще­рус­ских кор­не­вых и аф­фик­саль­ных мор­фем в спе­ци­фи­че­ских для диа­лек­та ком­би­на­ци­ях: за́берега ʼкром­ка льда у бе­ре­гаʼ, вес­но­ва́ть ʼохо­тить­ся вес­нойʼ, оте́рпнуть ʼза­течь, оне­метьʼ, бе­се́дница ʼуча­ст­ни­ца ве­чер­них по­си­де­локʼ, из­бой­чи́ться – ʼна­брать­ся храб­ро­сти.ʼ

Лек­си­ка, от­но­ся­щая­ся к III–V груп­пам, яв­ля­ет­ся тер­ри­то­ри­аль­но ог­ра­ни­чен­ной. При ха­рак­те­ри­сти­ке слов, от­но­ся­щих­ся к этим груп­пам, не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать ре­гио­наль­ный ком­по­нент в их се­ман­ти­ке.

Со­от­но­ше­ние об­ще­рус­ских слов, их ва­ри­ан­тов и соб­ст­вен­но диа­лект­ных слов, ве­ро­ят­но, не­оди­на­ко­во в цен­траль­ных и пе­ри­фе­рий­ных го­во­рах. По дан­ным ря­зан­ских го­во­ров (при­во­дят­ся по кни­ге О. И. Бли­но­вой «Рус­ская диа­лек­то­ло­гия», Томск, 1984, с. 37), их со­от­но­ше­ние та­ко­во: 42% – об­ще­рус­ские сло­ва, 43% – ва­ри­ан­ты об­ще­рус­ских слов, 15% – соб­ст­вен­но диа­лект­ная лек­си­ка. Эти дан­ные сви­де­тель­ст­ву­ют о зна­чи­тель­ном лек­си­че­ском един­ст­ве рус­ско­го на­цио­наль­но­го язы­ка.

233. Вы­де­ли­те в тек­сте сло­ва, от­но­ся­щие­ся к раз­ным лек­си­че­ским пла­стам го­во­ров.

Jа́ у ва́с нʼемно́го и вы́госʼтʼил. Ко­гда́ ку­ла́чʼилʼи, jа́ до́ма нʼе бы­ла́. Тʼо́та Крʼистʼи́на, ис­топʼи́ ба́jенку. Нʼе́т, э́та мо­лодʼа́шка нʼе ва́рдуjет. Па́нʼа у мʼенʼа́ помʼерла́, ко́нʼчʼи­ласʼ. А в иjу́нʼе мʼе́сʼацʼе ко­ро́вушка ко́нʼчʼиласʼ. Вы на́ дʼенʼ прʼе́жэ прʼиjе́халʼи. Онʼи́ мʼенʼа́ изобʼи́дʼелʼи. Jа́ и на­ка­за́ла jему́ скорʼе́jе jе́хатʼ до­мо́j. Ту́ ба́бу вы́гонʼил, а с jе́j скла́лсʼе. Э́та сто́л про­сто́j [сво­бод­ный]. Са́ша, нʼемно́­шэцʼ­ко вы́вʼернʼи [ра­дио], што­бы цʼу́тʼ, што́ го­ворʼа́т. Фподрʼа́т иду́т дʼерʼе́внʼи. Штоп с мʼе́тру бы́л длʼино́j чʼерʼешо́к. И пу́сʼ по́лыjе двʼе́рʼи, сквозʼнʼи́к хо́дʼит. Фсʼо́ хо­ро­шо́, чʼеловʼе́к добрʼе́jот [пол­не­ет]. Опʼи́ўку прʼивʼезла́ два́ вʼедра́. Кар­то́шка врʼеды́ нʼе даjо́т. На нʼи́х ры́бу и ло́вʼат, на цʼервако́ф на э́тʼих. Та́к-то она́ кра́снаjа [здо­ро­вая, она́ ро­бо́тала хо­ро­шо́. (Арх.)

234. Вы­де­ли­те в тек­сте диа­лект­но-про­сто­реч­ные сло­ва. Ус­та­но­ви­те их сти­ли­сти­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку по сло­ва­рям ли­те­ра­тур­но­го язы­ка.

За­бы́ла у́голʼjа на­кла́сʼ, на­ту­шы́тʼ. Ты́ нʼе пʼе́лʼсʼа [пяль­ся], тʼебʼа́ мо́жэт гро­за́ прʼитʼену́тʼ. А ты́ далʼе́цʼе лʼи ходʼи́ла? Она́ да́вʼецʼа с ут­ра́ уш­ла́. Jа́ прʼиjе́хала да на­жа́лʼиласʼ, ф ту́ по́ру jево́ и вы́звалʼи и да́лʼи jему́ хо­ро́шуjу про­бо́рку. Та́м дʼе́нʼежок прʼизaро́бʼит, прʼикалы́мʼит. Jа ла́жу в лʼе́с поjтʼи́. Сʼнʼе́г за­па́дал. (Арх.)

235. Вы­де­ли­те в тек­сте ва­ри­ан­ты об­ще­рус­ских слов, оп­ре­де­ли­те тип варь­и­ро­ва­ния.

Сходʼи́тʼе нʼенадо́лоцʼко. На́до бʼежа́тʼ фсу­го́нʼ. Сла́пко, нʼе сʼидʼи́т [крыш­ка на бан­ке]. На­ру­шы́лʼи чʼасы́. Ты што́ это по­зда́эш? Во­ды́ напʼи́ўсʼе ж жа́ру-то. Мно́го вы­ходʼи́ло за́роботкʼи. Jа́ загрʼемʼе́ла: за­кро́jтʼе двʼе́рʼи! А то́ уш лʼежа́ла пла́сʼjу. Jа́ вʼетʼ по­по́ходʼа наjеда́jусʼ. По­го́да бы­ва́jот зʼимо́j, ко­гда́ лʼетʼи́т по­го́да, гoорʼа́т: ну́, сʼего́дʼнʼе та­ка́ по­го́да! Нʼе на­пос­ты́ло бʼез оца́-то? Ужы́ jесʼ и жмʼе́и jесʼ, jа́ш̄элʼицʼи. А мʼедвʼе́тʼ ко­ро́ву ту́шыт, сра́зу за го́рло хва­та́эт. А цʼо́рноj смо­ро́ды бы́ло мно́го. Возʼмʼо́т стрʼела́ да и залʼети́т [во вре­мя гро­зы]. – Вот отнʼела́ со­ба́ка. – Ко­го? – Мы́шу, под лʼе́с ута­шы́ла. У тʼебʼа́ гу́бы-то посʼи́нʼелʼи. Дʼе́ўка об­за́рʼиласʼ на дʼе́нʼгʼи. Вот э́ту лʼи́тру вы́нʼесʼетʼе на са­ра́j. Раз­будʼи́ласʼ и бо́лʼшэ нʼе усы­па́ла. О́лʼа, остʼерʼо́жно повʼезʼи́. Нʼикто́ нʼе́крута нʼе лʼу́бʼит, осмʼелʼи́ласʼа од­на́. Опʼе́тʼ га́данʼjем занʼелʼи́сʼ, два́ га́далʼнʼика тут. (Арх.)

236. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти сти­ли­сти­че­ско­го варь­и­ро­ва­ния вы­де­лен­ных в тек­сте об­ще­рус­ских слов. Для от­ве­та на во­прос ис­поль­зуй­те по­ка­за­ния Ар­хан­гель­ско­го об­ла­ст­но­го сло­ва­ря (вып. 5, 1987 г.)

Да ка́к сосʼе́дʼи-то, да возлʼу́бʼит ли сы́н? Jего́ возлʼубʼи́л нацʼа́лʼнʼик. Jа́ ко­го́ возлʼублʼу́, жы́тʼ ос­та́влʼу, а ко­го́ нʼе возлʼублʼу́ – по́ мʼиру пушʼу́. Вознʼегодова́лʼи тут на нʼево́, мʼе́лʼнʼицʼу ото­бра́лʼи. Ма́чʼеха на jеjо́ вознʼегодова́ла. До́чʼка вознʼегоду́jет -то. Jеш̄ʼо́ и воз­но́ʼсица, а косʼи́т-то ху́до. Ко­то́роj воз­но́сица, са́м вы­со́ко сʼебʼа́ нʼесʼо́т. Ду­ша́-то, ду́маjу, улʼетʼи́т, воз­ра́доваласʼ. Нʼе воз­ра́дуjешсʼа, слʼо́с натрʼо́ш на ку­ла́к. (Арх.)

237. В чем со­сто­ят осо­бен­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния в го­во­рах вы­де­лен­ных об­ще­рус­ских слов? К ка­ко­му ти­пу ва­ри­ан­тов их мож­но от­не­сти? Для от­ве­та на во­прос срав­ни­те при­ве­ден­ные в уп­раж­не­нии оп­ре­де­ле­ния их зна­че­ний с тол­ко­ва­ния­ми в 4-том­ном Сло­ва­ре рус­ско­го язы­ка (МАСʼе).

1. За­вер­ши́ть ʼдо­ве­сти до кон­ца, за­кон­читьʼ. Да­ва́j, jа́ завʼоршу́ [вя­за­ние чул­ка]. На́тʼ ош̄о́ повʼаза́тʼ, завʼоршы́м, ко́ротко бу́дʼо. Ну́, ка́жэца, до­во́лʼно, на́тʼ и завʼоршы́тʼ.

2. За­ре­ве́ть ʼна­чать из­да­вать зву­ки (о жи­вот­ных)ʼ. На крылʼцʼе́ спа­ла́ но́цʼjу, вы́таш̄ʼилʼи, зарʼевʼе́ла [со­ба­ка], унʼеслʼи́. Со­ба́ка зарʼивʼе́ла. Она́ зарʼивʼе́ла [ко­за].

3. Каз­ни́ть ʼумерт­вить, ли­шить жиз­ни (о жи­вот­ных)ʼ. Jа́-то казʼнʼу́ фсʼа́ку [мош­ку].

4. Ко́нчиться ʼуме­реть (о лю­дях и жи­вот­ных)ʼ. Сы́н уш чʼетвʼо́ртый го́т по­па́л пот па­ро­во́с да ко́нʼчʼилсʼа. Отʼелʼи́ласʼ у мʼенʼа́ ко́зынʼка, одʼи́н, да и то́т ко́нʼчʼилсʼа. А в иjу́нʼе мʼе́сʼацʼе ко­ро́вушка ко́нʼцʼиласʼе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: