Алгоритм анализа и интерпретации драматического произведения

Тема: «Аналитическая и интерпретационная деятельность учащихся при изучении художественного произведения на уроке литературы»

Анализ и интерпретация: соотношение понятий

В последние десятилетия в методической науке идет активное переосмысление способов и целей изучения художественного произведения в школе. Говоря об изучении художественного произведения, исследователи все реже употребляют слово «анализ»; на его месте появляются термины, проясняющие отношения аналитического и синтетического способов изучения произведения.

Современная методика отчетливо осознает невозможность ограничиваться в школьном изучении произведения его анализом. Поэтому все чаще в методической литературе пишут об «углубленном прочтении» (Н.И. Кудряшев, Е.А. Маймин), «исполнительском анализе» (З.А. Шелестова), интерпретации художественного произведения (О.Ю. Богданова, А.Б. Есин, Г.Н. Ионин, В.Г. Маранцман, Е.С. Романичева, Ю.Н. Чумаков). Некоторая терминологическая неясность свидетельствует об интенсивности научного поиска. Одно из главных направлений этого поиска – соотнесение терминов «интерпретация» и «анализ» как в научном понимании, так и в сознании учителей – словесников, учащихся, постигающих мир художественной литературы, текст литературного произведения.

Анализ – это одна (необходимая, но не последняя) стадия изучения произведения. Уроки литературы, которые мы часто называем уроками анализа, являются уроками движения по кругу понимания с постоянными переходами от целого к части и обратно к целому. В этом движении происходит расширение и углубление понятого, проверка истинности понимания, критерием которой является соответствие всех частностей друг другу и целому. Задача школьного преподавания литературы – не столько объяснить ученику художественное произведение, сколько помочь понять его. Стремление объяснить выдвигает на передний план такую мыслительную операцию, как анализ. Интерпретация – это способ выражения понимания, постижения целостного смысла художественного произведения, его идеи, концепции, Толкование произведения с учетом личностного восприятия, жизненного опыта и т.д. Таким образом, читательская интерпретация является творческим результатом изучения произведения и способом выражения понимания его смысла.

 

Системный подход к аналитической и интерпретационной деятельности учащихся при изучении произведений в зависимости принадлежности к роду литературы

Алгоритм анализа лирического стихотворения

 1. Рассуждения «Я и прочитанное стихотворение».

 2. Дата написания, сведения из истории создания стихотворения; связь с фактами биографии автора: кому посвящено стихотворение, прототипы и адресаты.

 3. Жанр стихотворения.

 4. Идейно – тематическое содержание стихотворения:

- ведущая тема;

- основная мысль, ее развитие;

- эмоциональная окраска и способы ее передачи, развитие чувств;

- общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.

 5. Особенности композиции стихотворения.

 6. Особенности стихотворной формы:

- размер, особенности ритмики;

- рифма и способы рифмовки;

- художественные и стилистические фигуры;

- звуковые приемы (звукопись).

 7. Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкования образов стихотворения.

 8. Образ лирического героя, сопоставление автора и лирического героя.

 9. Место стихотворения в творчестве автора.

 10. Восприятие стихотворения учеником – читателем, влияние на развитие эмоциональной сферы школьника, становление его личности.

                   Интерпретация поэтического текста

1. Восприятие. Какое чувство и мысли вызывает стихотворение; как творческая история стихотворения помогает войти в художественный мир поэта?   

2. Истолкование. Есть ли в стихотворении лирический герой? Каков его внутренний мир? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено? Как движется поэтическая мысль от начала к финалу стихотворения? Что оказывает влияние на передачу движения поэтической мысли (лирический сюжет, смена картин, интонации? Какие мотивы и ассоциации возникают и в каких образах воплощаются? В какой момент поэтическая мысль достигает кульминации? Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение?

 3. Оценка. Какова точка зрения других авторов и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе истолкования произведения? Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора в стихотворении? В чем традиционность, а в чем новаторство его творческой манеры?       

      Алгоритм анализа и интерпретации эпического произведения

1. Время создания.

2. Творческая история произведения.

3. Отражение в нем определенной эпохи: социальных явлений, общественных нравов, взаимоотношений людей, истории войн и сражений (если эта сфера жизни отражена), духовной жизни общества.

4. Объективный ход событий в произведении.

5. Соотношение сюжетной и фабульной их последовательности.

6. Своеобразие повествования. Возможное присутствие рассказчика.

7. Место в произведении описания (пейзажа, экстерьера, интерьера, портретов, натюрмортов) и диалога.

8. Многообразие человеческих характеров.

9. История жизни главных героев. Динамичность и многогранность эпического образа.

10. Разнообразие приемов изображения человека.

11. Композиция эпического произведения и «сцепление» его основных частей.

12. Выражение личности автора в рассказе о его героях. Позиция писателя.

13. Наличие авторских отступлений.

14. Сказовая форма (если она использована).

15. Особенность прозаического слова (изобразительная пластичность, точность, соотнесенность с «голосом» автора).

16. Выбор эпического жанра (эпопеи, романа, повести, рассказа, очерка, новеллы, сказа, народной и литературной сказки, былинного эпоса, басни и т.д.).

17. Взаимодействие эпического произведения с лирикой и драмой.

18. Место эпического произведения в творчестве писателя.

19. Жизнь произведения во времени.

Алгоритм анализа и интерпретации драматического произведения

1. Время создания и публикация пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.

4. Система действующих лиц.

5. Конфликт в драме, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с развивающимся действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие.

11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.

12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

13. Комедийные средства (если это комедия).

14. Трагический колорит (в случае анализа трагедии).

15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и еговзглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены.

16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.

17. Пьеса и ее драматургические традиции.

 

Система вопросов, обращенных к различным сферам восприятия, активизирующая интерпретационную деятельность учащихся: к эмоциям, воображению, композиции, художественной детали, идее (концепции) (технология В.Г. Маранцмана)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: