Критерии оценки творческих работ «Анализ и интерпретация художественного произведения в школе»

                                                                   (по В.Г. Маранцману)

 

1. Соответствие содержания и формы творческой работы жанру и теме:

- умение отобрать материал в соответствии с поставленной целью;

- умение определить ведущий лейтмотив темы и провести его через всю работу;

- умение найти интонацию, стиль, соответствующий теме и жанру.

2. Уровень интерпретации:

- степень освоения языка данного вида искусства;

- степень выявления авторской позиции в произведении и умение соотнести ее с собственной оценкой произведения (степень объективности / субъективности интерпретации);

- умение сопоставлять художественные произведения разных видов искусства с учетом специфики языка каждого из них, времени создания и мироощущения художника;

- масштаб и глубина создаваемого контекста интерпретации (уместность и точность использования привлекаемого дополнительного материала, уровень его освоения и т.д.).

3. Личностность восприятия жизни и искусства:

- степень самостоятельности освоения материала;

- индивидуальность оценки произведения искусства и жизненных явлений;

- степень объективности / субъективности в оценке используемого материала;

- степень сопряжения «я» личности и оценки явлений искусства и жизни (сопряжение внешнего и внутреннего диалогов – степень включенности «я» в контекст интерпретации).

4. Стиль работы:

- степень сопряжения стиля автора художественного произведения и стиля самостоятельной интерпретации;

- характер оценивания (диалогичность / монологичность), проблемность / риторичность);

- композиционная стройность работы (последовательность и логичность изложения, стремление к стилевому единству – от языка до композиции, характер итоговых выводов – «открытость финала» / «закрытость финала»);

- индивидуальность стиля и выразительность речи (богатство, уместность и правильность).

5. Критерии относительной успешности студента:

- мотивационный сдвиг в освоении содержания курса, изменение уровня активности при выполнении творческих работ;

- динамика развития интерпретационных умений.

6. Речевая компетентность.

Задание № 1.     

Прочтите стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок» и ответьте на вопросы:

1) Какое чувство вы испытали, когда читали стихотворение?

2) Пытается ли листок противостоять судьбе?

3) Как еще назван листок в стихотворении и почему?

4) Какими вы представляете листок и чинару?

5) Какой художественный прием использует поэт в описании листка и чинары и с какой целью?

6) Как относится чинара к листку? С какой интонацией вы прочтете обращение листка и ответ чинары?

7) Каково отношение поэта к листку и чинаре?

 

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

 

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

 

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он; «Я бедный листочек дубовый,

До cpoкa созрел я и вырос в отчизне суровой.

 

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

 

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,—

Ты пылен и желт,— и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

 

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

 

Сравните стихотворение М.Ю. Лермонтова со стихотворением В.А. Жуковского с одноименным названием.

Листок

От дружной ветки отлученный,

Скажи, листок уединенный, Куда летишь?..

«Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый;

С тех пор, по долам, по горам

По воле случая носимый,

Стремлюсь, куда велит мне рок,

Куда на свете все стремится,

Куда и лист лавровый мчится

И легкий розовый листок».

 

Задание № 2. Проанализируйте представленные варианты сравнительного анализа и интерпретации оренбургскими школьниками стихотворений М.Ю.

Лермонтова и В.А. Жуковского «Листок» (6 класс). Какая интерпретация, на ваш взгляд, более адекватна авторской идее?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: