(по В.Г. Маранцману)
1. Соответствие содержания и формы творческой работы жанру и теме:
- умение отобрать материал в соответствии с поставленной целью;
- умение определить ведущий лейтмотив темы и провести его через всю работу;
- умение найти интонацию, стиль, соответствующий теме и жанру.
2. Уровень интерпретации:
- степень освоения языка данного вида искусства;
- степень выявления авторской позиции в произведении и умение соотнести ее с собственной оценкой произведения (степень объективности / субъективности интерпретации);
- умение сопоставлять художественные произведения разных видов искусства с учетом специфики языка каждого из них, времени создания и мироощущения художника;
- масштаб и глубина создаваемого контекста интерпретации (уместность и точность использования привлекаемого дополнительного материала, уровень его освоения и т.д.).
3. Личностность восприятия жизни и искусства:
|
|
- степень самостоятельности освоения материала;
- индивидуальность оценки произведения искусства и жизненных явлений;
- степень объективности / субъективности в оценке используемого материала;
- степень сопряжения «я» личности и оценки явлений искусства и жизни (сопряжение внешнего и внутреннего диалогов – степень включенности «я» в контекст интерпретации).
4. Стиль работы:
- степень сопряжения стиля автора художественного произведения и стиля самостоятельной интерпретации;
- характер оценивания (диалогичность / монологичность), проблемность / риторичность);
- композиционная стройность работы (последовательность и логичность изложения, стремление к стилевому единству – от языка до композиции, характер итоговых выводов – «открытость финала» / «закрытость финала»);
- индивидуальность стиля и выразительность речи (богатство, уместность и правильность).
5. Критерии относительной успешности студента:
- мотивационный сдвиг в освоении содержания курса, изменение уровня активности при выполнении творческих работ;
- динамика развития интерпретационных умений.
6. Речевая компетентность.
Задание № 1.
Прочтите стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок» и ответьте на вопросы:
1) Какое чувство вы испытали, когда читали стихотворение?
2) Пытается ли листок противостоять судьбе?
3) Как еще назван листок в стихотворении и почему?
4) Какими вы представляете листок и чинару?
5) Какой художественный прием использует поэт в описании листка и чинары и с какой целью?
6) Как относится чинара к листку? С какой интонацией вы прочтете обращение листка и ответ чинары?
|
|
7) Каково отношение поэта к листку и чинаре?
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он; «Я бедный листочек дубовый,
До cpoкa созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,—
Ты пылен и желт,— и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
Сравните стихотворение М.Ю. Лермонтова со стихотворением В.А. Жуковского с одноименным названием.
Листок
От дружной ветки отлученный,
Скажи, листок уединенный, Куда летишь?..
«Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый;
С тех пор, по долам, по горам
По воле случая носимый,
Стремлюсь, куда велит мне рок,
Куда на свете все стремится,
Куда и лист лавровый мчится
И легкий розовый листок».
Задание № 2. Проанализируйте представленные варианты сравнительного анализа и интерпретации оренбургскими школьниками стихотворений М.Ю.
Лермонтова и В.А. Жуковского «Листок» (6 класс). Какая интерпретация, на ваш взгляд, более адекватна авторской идее?