Практическое занятие №5

Морфемный анализ и работа с морфемным словарём. Урок № 46, 47

1. Проанализировать словарь морфем, сделать вывод о значении данного словаря.

2. Выполнить морфемный анализ слов по схеме и образцу:

Схема морфемного анализа:

Вначале определяется лексическое значение анализируемого слова по толковым словарям. Затем производится структурное членение слова с конца в следующем порядке:

1. Часть речи анализируемого слова – изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.

2. Характеристика окончания (флексии): по характеру грамматического значения в зависимости от принадлежности к той или иной части речи.

3. Характеристика основы:

по структуре: а) членимая/нечленимая; б) простая/сложная; в) прерывная/непрерывная;

4. Характеристика корня:

1) по степени самостоятельности в выражении значения – свободный/связанный;

2) по наличию/отсутствию чередований.

5. Характеристика суффиксов:

1) по структуре – производные/непроизводные;

2) по функции - словоизменительные / словообразовательные;

3) по стилистической окраске.

6. Характеристика приставок:

1) по структуре – производные / непроизводные;

2) по стилистической окраске.

7. Характеристика постфиксов: по функции словообразовательные/словоизменительные;

8. Интерфиксы, их типы по функции: соединительные, «незначимые прокладки», способствующие образованию слова.

Образец морфемного анализа:

Дождался (дождалØся)

1. Глагол, изменяемое слово (спрягается)

2. Дождалась, дождались. Нулевое окончание (Ø) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч.

3. Основа дождал-ся — простая, членимая, прерывистая.

4. Корень -жд-; ждалждётожидавший; -жд- // -жд'- // -жид- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.

5. Приставка до- — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.

6. Суффикс -а- — основообразующий, суффикс -л- — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс -ся- — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.

7. Исторических изменений в составе слова нет.

Практическое занятие № 6

Словообразовательный анализ и работа со словообразовательным словарём. (Урок № 48, 49)

1. Проанализировать словообразовательный словарь, сделать вывод о значении данного словаря.

2. Выполнить словообразовательный анализ слов по плану и образцу:

План словообразовательного разбора:

- Поставить слово в начальную форму.

- Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

- Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

- Указать основу в производящем слове.

- Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

- Указать способ образования слова.

Обратите внимание:

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!)

Образец словообразовательного анализа:

Жители

1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.
3–4. жи- тель □ → жи - ть.
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

Рождаются

1. Начальная форма – рождаться.
2. Основа слова – рожд-а-…-ся. Основа производная.
3–4. рожда - ть - сярожда - ть.
5. - ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

Побриться

1. Начальная форма – побриться.
2. Основа слова – по-бри-…-ся. Основа производная.
3–6. а) по-бри -ть- сяпо -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть- сябри -ть- ся; по - – словообразовательная приставка; префиксальный способ.












Практическое занятие № 7

Работа с современными орфографическими словарями и справочниками (урок № 13)

1. Проанализировать орфографический словарь, сделать вывод о значении данного словаря.

2. Составить памятку о правилах пользования орфографическим словарем.

3. Выписать основные виды орфограмм, представленных в словаре.

4. Найти и выписать из словаря словарные слова по программе начальной школы.

Практическое занятие № 8

Правописание слов проверяемых и непроверяемых (урок № 14, 15)

1. Составить словарный диктант по теме «Правописание корней»

2. Составить словарный диктант по теме «Правописание приставок»

3. Составить словарный диктант по теме «Правописание суффиксов»

4. Составить словарный диктант по теме «Правописание окончаний»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: