Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В Средние века появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

2) Имя великого русского композитора П.И. Чайковского известно как в России так и за рубежом.

3) Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей.

4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Сопротивление зимы было упорным, но непродолжительным, и в две недели она сдала большую часть своих укреплений: снег растаял, и в долины устремились бурные потоки – сперва прозрачные, чистые, а потом мутные.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Полотно Репина «Бурлаки на Волге» - монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.


1) 1

2) 2

3) 3

4) 1, 3




В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.


1) 1, 2, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) 2, 3


28. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

Прочитайте текст и выполните задания 29-36.

(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3) Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4) Что значит – духовная жажда?

(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волную его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратно: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу: это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью не исчерпают себя желания бесконечные – назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечные стремления к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…(С. Соловейчик)



Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5-13?


1) повествование

2) есть все типы речи

3) рассуждение

4) описание и рассуждение




Укажите предложение, в котором есть контекстуальные синонимы.


1) 5                                          

2) 9

3) 10

4)12

 




Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из предложений 5-10 выпишите прилагательное в простой форме превосходной степени сравнения.

Определите вид подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЯ ПРИОБРЕСТИ (предложение 20).

Среди предложений 14-22 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 3-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-35. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Тон размышления автора задает _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьезном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит ______ («духоподъемно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор использует такие приёмы, как _____ (предложения 8, 9) и _____ (предложение 18, 19).

Список терминов:

1) литота

2) сравнение

3) ирония

4) синтаксический параллелизм

5) эпитеты

6) цитирование

7) индивидуально-авторское слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) противопоставление

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: