История нашей планеты насчитывает более четырех миллиардов лет! И не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть.
Как зарождалась жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком климате жили? Когда был Ледниковый период и как появился человек? Всё это интересно человеку, а отвечает на все эти вопросы наука "палеонтология".
Палеонтология - наука, которая реконструирует по найденным останкам, то есть окаменелостям, внешний вид древних животных и растений, их биологические особенности и т.д. На основе этих сведений палеонтологи восстанавливают ход биологической эволюции.
В экспедициях, на раскопках специалисты ведут сбор окаменевших остатков животного мира. Занимаясь в кружке «Наш проект» мы с ребятами тоже занимались раскопками.
Окаменелость — минерализованные останки или отпечатки животных и растений сохранившиеся в почве, камнях, затвердевших смолах.
Окаменелостями называют также законсервированные следы, например, ног организма на мягком песке, глине или грязи.
|
|
Изучение останков вымерших древних животных позволяет определить геологический возраст пород, поиск полезных ископаемых.
Окаменелости пополняют летопись развития жизни на Земле.
Пройдет время и новые достижения палеонтологии внесут поправки в наше представление о далеком прошлом Земли, но познавательная и научная ценность этих знаний очень важна для нас, сегодняшних подростков.
Мир, в котором мы живем сегодня - результат длительной эволюции. Мы, пользуясь богатствами, созданными природой сотни миллионов лет: известняками, каменным углем, нефтью, должны пользоваться ими разумно, ведь они невосполнимы.
Ученый, который исследует остатки древних организмов, занимается их поиском, описанием и систематизацией, открывает неизвестные виды, выясняет образ жизни этих существ, называется палеонтологом.
• Настоящего палеонтолога представляют постоянно работающим в экспедиции – он все время в поле, под палящим пустынным солнцем с киркой и лопатой. Он добывает очередную ископаемую кость.
Например, кость тираннозавра. Это не совсем так. Но, с другой стороны, палеонтолог, сидящий в лаборатории с кисточкой в руке над черепом мастодонта, также не совсем настоящий.
И белый халат настоящему палеонтологу не вполне к лицу. Халат должен быть темным и немарким — чтобы не слишком пачкался в доисторической пыли. Ведь работа любого палеонтолога состоит из двух частей — полевой (экспедиционной) и лабораторной.
Для поиска окаменелостей ученые отправляются в экспедиции.
Они тщательно планируют экспедицию, чтобы взять с собой все необходимое
|
|
В течение многих месяцев они составляют длинные списки нужных вещей.
На раскопках нужно быть очень внимательным, поскольку не так-то легко
разглядеть ископаемые в камне.
Как только ученые находят что-то, напоминающее ископаемое, они очень аккуратно его откапывают.
Небольшие фрагменты окаменелостей, представляющие научную ценность, заворачивают в алюминиевую фольгу, а затем их помещают в пластиковые пакеты. Эти пакеты помечают, чтобы не забыть, где были найдены данные окаменелости.
Для этого заполняют специальный формуляр.
Название экспедиции__________________________________________
20____ год
Пакет №_________
Объект № ______________________________________________________
Раскоп _________________________________________________________
Находка ________________________________________________________
Подпись ____________________________/__________________________/
«___» _____________20___г.
Крупные же окаменелости ученые покрывают мокрой туалетной бумагой, а
затем заворачивают в мешковину, пропитанную гипсом.
Они называют такую упаковку гипсовый футляр.
Затем этот футляр упаковывают в специальный контейнер и переправляют в лабораторию.
В лаборатории гипсовые футляры спускают в подвал, где их сушат в
течение нескольких месяцев. Затем их распиливают.
После этого ученые приступают к тому, что называется препарированием
Тех, кто занимается этим процессом, называют препараторами. У них очень кропотливая работа.
Препаратор должен удалить всю каменную породу и очистить скелет, при
этом, не повредив ни одной косточки.
Пока идет препарирование, ученые начинают свою часть работы. Они
пишут статью, в которой рассказывают все, что о нем знают: насколько оно большое, сколько костей у него было в разных частях.
СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ
• В любом отряде нужен начальник и несколько специалистов - научных сотрудников. Именно они будут собирать материал, и производить его определение.
• Необходимы люди в раскопочную бригаду. Они будут работать ломом, киркой, лопатой для очистки или получения доступа к образцу.
•. Если копать предполагается много, то необходимо обзавестись бульдозером с бульдозеристом.
• Как правило, экспедиции нужен собственный транспорт — для доставки отряда до места работ, для поездок за водой и провизией, для перевозки людей и оборудования.
• Кроме того, в отряде не обойтись без повара.
• В длительные и серьезные экспедиции берут людей с медицинским образованием.
• При работе с большими объемами очень твердых пород может понадобиться прошедший соответствующее обучение подрывник со своей взрывчаткой.
Вот сколько разных умений и разнообразных людей могут оказаться необходимыми в палеонтологическом отряде!
Итак, место работ определено, а состав экспедиционного отряда зависит от поставленных задач.
ПАСПОРТ ИСКОПАЕМОГО
Самое важное в обработке ископаемого материала вовсе не сбор, а грамотное составление паспорта образца.
Каждому образцу, попавшему в коллекцию, присваивается свой уникальный номер.
Этот номер наносится на сам образец (тушью или масляной краской) и записывается в его главный документ — паспорт.
В нем должны быть указаны:
• коллекционный номер
• латинское название
• место (географическая привязка и местность)
• дата сбора
• геологический возраст
• слой
• фамилия сборщика
Из всех этих сведений обязательными и абсолютно невосполнимыми данными являются лишь дата, место сбора и имя сборщика.
Образец, имеющий эту информацию, может быть определен специалистом даже через десятки лет. Если же эта информация утрачена, самое выдающееся ископаемое может превратиться просто в камень.
Именно этим научные коллекции и отличаются от бытовых.
1.2. Какую связь палеонтология имеет с динозаврами?
|
|
Мы с ребятами поставили перед собой ряд вопросов и стали на них отвечать, находя ответы в разных источниках – книги, интернет, кино и периодическая печать. Ребята готовили сообщения на эти темы и выступали на занятиях перед всеми. Вот эти вопросы и ответы на них.